Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Денисова Ольга Анатольевна

 

Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонематического слуха.

3. Обогащать словарь детей.

4. Способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля при письме.

5. Развивать внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».

Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонематического слуха.

3. Обогащать словарь детей.

4. Способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля при письме.

5. Развивать внимание, память.

Оборудование: зеркала; буквы Д и Т, карточки с заданиями на каждого ученика.

I. Организационный момент

-Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки и тетрадки?

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим. 

- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II.Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

-Начнём наше занятие с артикуляционной гимнастики. Придвиньте зеркала.

-Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает.(Упр. «Лопаточка»). Одну, две, три, четыре, пять минут лежит.

-Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). (Упр. «Часики»). Побегал из стороны в сторону.

-Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). (Упр. «Качели»).

-Чашечку сделал(Упр. «Чашечка»), подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали).

-На сладкое осы налетели – З-З-З.

-За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж.

-Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л.

-В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш.

-Собака на нее зарычала – Р-Р-Р.

-Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. (Упр. «Поцокаем, как лошадка»).

-Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. (Упр. «Барабанщики»)”.

2. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятие мы с вами будем говорить о двух звуках. А вот о каких, вы должны догадаться сами. В этом нам помогут загадки.

1). Теремок ползет.

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая.

- Кто это? Послушайте, какой вопрос я задаю. «Кто?» На этот вопрос отвечают какие слова? ( Одушевлённые).

- Значит наша отгадка, это одушевлённый предмет.

- Кто это? (Улитка). Вот она, посмотрите на экран. (Слайд 3)

2). Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

- Что это? На вопрос «Что?» какие слова отвечают? (Неодушевлённые)

- Что это? (Гнездо). Правильно. (Слайд 4)

- Давайте определим звуки в словах. В этом нам поможет числовой ряд. (Слайд 5)

-Назовите четвёртый звук в слове «улитка».(«т»). Какой это звук? Дайте характеристику.(Т – согласный, глухой, может быть мягким и твердым).

-Назовите пятый звук в слове «гнездо».(«д»). Какой это звук? Дайте характеристику. (Д – согласный, звонкий, может быть мягким и твердым).

Звук «т» на письме обозначается буквой  Т. (Слайд 6)

Звук «д» на письме обозначается буквой Д. (Слайд 7)

 -На нашем сегодняшнем занятии будем говорить о различении этих звуков и букв на письме и в произношении.

3. Преобразование слов – игра «Наоборот»

- Поиграем в игру «Наоборот». Я называю слова со звуком «д», а вы меняете на звук «т» и произносите:

Дам – там                      Док – ток                       Дома – Тома

Удочка – уточка           Дочка – точка               Плоды - плоты

4. Игра «Вставь букву».

-Следующее задание. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте их и вместо точек вставьте подходящие по смыслу буквы Т или Д.

Трак...ор, боро...а, воро...а, гра...усник, ве...ка, ве...ро, пого...а, моло...ок,  те..радь, ...ождик, с…акан.

- Давайте проверим, какие слова у вас получились.

5. Игра «Подбери слог».

-Следующее наше задание-игра «Подбери слог». На доске первые слоги слов. Ваша задача найти нужный слог, чтобы получилось слово. (Ученики выходят по одному к доске, находят нужный слог и подставляют к уже имеющемуся.)

во...(да),  со….(ты),   ке...(ды),  ле…(то),  мо…(да),  ва…(та).

6. Физминутка.

Пальчики в замок сцепились,

Вправо, влево покрутились.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка встряхнули.

7. Игра «Что где находится?» (Слайд 8)

-Посмотрите на экран. Рассмотрите картинки. Я буду называть место расположения предмета, вы его находить. Несколько слов запишем. Записывать будем в 2 столбика. В 1 столбик напишем слова, в которых слышится звук «т», во 2 столбик, если в слова слышится звук «д».

-Что находится в верхнем левом углу? ( Капуста.)

-Какой звук слышим в этом слове? (В слове «капуста» слышится звук «т»,  значит записываем слово в 1 столбик)

-Что находится в правом нижнем углу? (Стул).

-Какой звук слышится в этом слове? («т»)

-В какой столбик записываем?

-Что находится над картинкой «тапки»? (Дыня)

-Какой звук слышим в этом слове? («д»)

-В какой столбик записываем?

-Что находится в середине экрана? (Тапки)

-Какой звук слышим? («т»)

- В какой столбик записываем?

-Что находится слева от дома? (Карандаш)

-Какой звук слышим в этом слове? («д»)

-Что находится между карандашом и стулом? (Дом)

-Что находится справа от дыни? (Тарелка)

-Что находится под тарелкой? (Ведро)

-Что находится слева от картинки «Тапки»? (Автобус)

-Молодцы справились с этим заданием хорошо.

8. Дифференциация  [д] - [т] в предложениях. (Слайд 9)

- Посмотрите на экран. Нам даны два предложения и две картинки. В каждом предложении  потерялось слово. Прочитайте их и подберите нужную по смыслу картинку.

На озере плавала  … .

                                                                         

Рыбаку нужна хорошая … .

                                                                                                 

                                                            

- Давайте запишем эти предложения. Но вначале вспомним правило написания предложений. (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце ставится точка. Между словами в предложении оставляем пробел.).

- Посчитайте сколько слов в первом предложении? (В первом предложении четыре слова).

- Давайте проговорим каждое слово. Запишите, диктуя себе по буквам.

-Запишите  второе предложение  самостоятельно.

III.Итог урока

- Над какими звуками работали?

- Чем похожи эти звуки и чем различаются?

- Вспомните  слова со звуками «д» и «т», которые мы сегодня использовали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект логопедического занятия во 2 классе на тему: «Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях» Подготовила: учитель-логопед Денисова О.А.

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 9

На озере плавала серенькая… Рыболову нужна хорошая …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект урока "Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Чтение слогов. слов. предложений".

Конспект  урока   по  теме  "Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. Чтение слогов. слов. предложений".                  ...