Использование терапевтических игр и упражнений по преодолению последствий депривационного воздействия у детей с интеллектуальным недоразвитием.
статья (логопедия) по теме

Копликова Наталья Николаевна

Даны алгоритмы построения коррекционно-развивающих занятий для различных групп детей. Психотерапевтические игры и упражнения, развивающие психомоторную и эмоционально-волевую сферу, произвольное внимание и память, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bobrik.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕПРИВАЦИОННОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С интеллектуальным недоразвитием.

Учитель-логопед Копликова Н.Н.

      В контексте изучения причин психоэмоциональных нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью, появились многочисленные понятия, такие как «материнская депривация», «социальная депривация»,  «психическая депривация», «эмоциональная депривация» и т.д. Первичной является материнская депривация, так как наиболее значимым взрослым для ребенка при становлении первичных межличностных связей является мать.

  Наиболее важными из всех чувств, которые формируются у ребенка, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам и явлениям. От того, в каких условиях проходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия. Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

      Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и самому себе, нежелание познать новое, учиться.

       Разрыв и ослабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка. Прекращения эмоционального взаимодействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно, его развитие приобретает все более дисгармоничный характер.

   Материнская депривация, дефицит общения со значимыми взрослыми, отсутствие отношения принятия и другие особенности воспитания приводят к нарушению, искажению взаимодействий ребенка с социальной средой.

     Известно, что жизнь детей в школе-интернате ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия  для приобретения собственного опыта. Это, в свою очередь, затрудняет социализацию детей, что впоследствии нарушает процесс  включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей и норм.

     Чаще всего действующие коррекционно-развивающие программы ориентированы на формирование знаний и умений и не учитывают значение последствий депривации на социальную адаптацию воспитанников, что значительно снижает эффективность их использования в интернатных учреждениях для детей.

      В результате практической работы удалось выделить три основные группы детей, которые имеют характерные признаки недоразвития эмоционально-личностой сферы:

1 группа – эмоционально-волевая неустойчивость, неуправляемость, агрессивность, расторможенность;

2 группа – впечатлительность, ранимость, чувствительность, робость, боязливость, наличие страхов, ситуационно-обусловленная тревожность;

3 группа – угрюмость, пониженный фон настроения, пассивность, тенденция «делать как все».

   Выявленные искажения в развитии воспитанников диктуют необходимость специальной  психокоррекционной работы по преодолению последствий депривационного воздействия, позволяющей решать задачу ранней социализации и формирования психического здоровья в условиях  интернатного учреждения для детей.

      Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми, имеющими депривационные признаки, эффективна при интегративном подходе в выборе  различных психотехнических игр и упражнений. Психологами, логопедами, дефектологами на занятиях используются элементы сказкотерапии, арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, психогимнастики, телесно-ориентированной терапии. Перечисленные методы хорошо взаимодействуют друг с другом, тесно переплетаясь и создавая единое поле психокоррекционного воздействия на ребенка.

        Цель представленных игр и упражнений: преодоление последствий депривационного воздействия личностных искажений, снижение количества вторичных нарушений в психическом развитии, максимальное развитие потенциальных (сохранных) возможностей, сформированность социально-адаптивных форм поведения детей.

             С помощью данных упражнений:

  1. Оптимизируются условия развития, ребенку предоставляется возможность адекватной широкой ориентировки в проблемных ситуациях во взаимодействии с взрослыми;
  2. Формируются адекватное ролевое поведение, умение принимать  во внимание чувства и мысли другого человека, произвольная регуляция поведения;
  3. Развивается способность принимать самого себя, формируются умения отслеживать и дифференцировать свои чувства, адекватно воспринимать свои достоинства и недостатки.

      В результате применения предложенных игр и упражнений наблюдается положительная динамика в развитии интеллектуальной и личностной сферах, социальная адаптация и реабилитация детей.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

        Телесно-ориентированная терапия позволяет обучать детей приемам саморегуляции. Детям с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, пониженный фон настроения, истерические реакции, необходимо снятие психомышечного напряжения, что является неотъемлемой частью процесса коррекции эмоционально-волевой сферы. Для этого используются различные приемы: расслабление, мышечные нагрузки, дыхательные упражнения.

       В аспекте преодоления последствий депривационных воздействий уместно использование телесно-ориентированных техник  в виде  следующих направлений.

  1. Релаксационный практикум.

       Применение психодинамических медитаций, медитативных сказок, «заземляющих» упражнений связано с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта. Данные упражнения позволяют повышать общую энергетизацию тела, гармонизировать психическую деятельность мозга. Как следствие, упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

  1. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом.

Благодаря телесно-ориентированным упражнениям можно позволить, как бы заново пережить ощущения эмбриона и новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные «первые шаги». Здесь исходят из предпосылки, что эмоциональное и умственное развитие  ребенка остается на примитивном уровне. Чтобы такой ребенок мог нормально развиваться, развитие его личности должно развертываться с этих примитивных уровней и ребенок должен прожить их снова и лучше.

      Таким образом, сказочная оболочка телесно-ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт. Что, в свою очередь, помогает компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмоциональное состояние.

  1. Моделирование ситуаций преодоления трудностей.

Для приобретения навыков сопротивления, снижение внушаемости, развития срессоустойчивости можно создавать «ситуации давления». При этом используются метафоры «Зернышко под землей», «Червячок в земле», «Облачко, которое превращается в тучу» и т.д.

  1. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации.

Здесь развиваются способность понимать язык прикосновений, умение поддерживать в тяжелом состоянии с помощью прикосновения.

АРТ – ТЕРАПИЯ.

Арт - терапия  -  это терапия искусством, основанная в первую очередь на изобразительном искусстве и творческой деятельности.

В специальном образовании арт-терапия позволяет осуществить коррекцию нарушений психоэмоциональных, психосоматических процессов и отклонений в личностном развитии с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами в развитии.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в реконструировании травмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также в создании новых потребностей и способов их удовлетворения.

Продукты художественного творчества детей дают возможность невербального контакта, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (сверстниками, специалистами, близкими), способствуют преодолению психологических защит; обеспечивают эффективное эмоциональное реагирование, придавая ему социально приемлемые, допустимые формы; существенно повышают личностную ценность и содействуют формированию позитивного образа «Я».

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности.

Основные функции арт-терапии:

  1. Катарсистическая (ощущающая, освобождающая от негативных состояний);
  2. Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
  3. Коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Применение арт-терапии незаменимо в случаях:

  1. Эмоциональных нарушений (трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация ребенка, переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции);
  2. Коммуникативных нарушений (наличие конфликтов в межличностном общении с взрослыми и сверстниками, неудовлетворенность семейной ситуацией);
  3. Коррекция и развитие личности – негативная «Я - концепция», низкая, дисгармоничная самооценка, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  4. низкого уровня развития мотивация к деятельности.

ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.

Школа видит свою основную цель в помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставим им соответствующие возможности обучения. Главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям наилучшим образом подготовиться к усвоению предлагаемых знаний. С одной стороны, игровая терапия способна возбудить интерес к учению, к творческому, продуктивному взаимодействию педагога и воспитанника в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Игровая деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткрывателем и успешным человеком, тем самым, формируя положительные представления ребенка о себе.

   Детям  бывает очень не просто поделиться с взрослыми, да и друг с другом, своими переживаниями и  чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенные ситуации, освобождаясь от страхов и негативных переживаний.

Таким образом, игра является важнейшим средством психокоррекционной, психопрофилактической, социальной и образовательной работы с ребенком, способом осмысления действительности.

Условно можно разделить игры на несколько видов, при этом каждый из них развивает личность ребенка, содействуя его адаптации в обществе:

  1. Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущения и восприятие);
  2. Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимики, моторики рук, общей координации движений);
  3. Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
  4. Игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти;
  5. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования ребенка. Поэтому для игр можно использовать различные бытовые предметы – обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, коробки и т.д.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ.

Цветотерапия – метод, получивший в последние годы широкое распространение в медицинской и психологической практике.  Цвет – мощное средство эмоционального воздействия на человека. Доктор Марк Люшер пришел к заключению, что реакция людей на цвет, выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.

   Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека и две эти составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям.

Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов возбуждает, повышает артериальное давление, частоту пульса, изменение ритма дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.  Разные цвета вызывают у ребенка разное настроение: светлые – лирическое, яркие – приподнятое, темные и тусклые – угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают. Эти особенности влияния цветов на состояние и поведение детей  необходимо учитывать в коррекционно-развивающей работе.

  На занятиях можно предложить детям осознать цвет, почувствовать, что с ним происходит в данный момент: что ощущает тело, какие эмоции они испытывают, о чем думают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, какие ассоциации пробуждает. Осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, вызываемому им, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром, учится дифференцировать и выражать свои эмоции, становится более внимательным, терпеливым и радостным.

Можно использовать разные формы работы:

  1.  «Цветные коробки». 

Психолог может сам изготовить коробки, обклеив, их цветной бумагой (красой, синей, желтой, зеленой, белой и т.д.). Далее их нужно наполнить игрушками и предметами соответствующего цвета. Это могут быть любые предметы: крышки от банок, карандаши, кусочки ткани и картона, клубочки ниток, бусы, пуговицы, ракушки, камни и т.п.

     Если ребенок приходит на занятие в возбужденном состоянии или расстроен, плаксив, то для стабилизации эмоционального состояния ему можно предложить поиграть с коробкой соответствующего цвета. Возбудимым детям предлагают спокойные цвета, медлительным и заторможенным – активные. Видя перед собой много предметов одного цвета, дети входят в некое медитативное, расслабленное состояние.  

  1. Сочинение «цветных» сказок.

             Детям предлагается сочинить сказку с использованием какого-то одного цвета. Например, в сказке все персонажи, атрибуты и т.д. должно быть желтым.

  Можно использовать заранее подобранную солнечную музыку в мажорной тональности, можно выдать детям шапочки, косынки соответствующего цвета или любым другим способом подчеркнуть цвет. Дети могут выбрать игрушки и предметы определенного цвета и участвовать в сочинение сказки от лица своего персонажа. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в поляну, кубик – в горку или домик, палочку – в мостик или дорожку. Почти на каждом занятии с использованием цветотерапии дети  участвуют в сочинении очередной сказки. Мотивы пройденных, уже знакомых сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах разрешения конфликтов. Излюбленные мотивы переносятся ими из одного цвета в другой. Это происходит до тех пор, пока дети не отработают внутреннюю проблему, не решат для себя какие-то внутренние вопросы.

  1.  Использование марионеток.

Этот  прием может быть использован вместе с любым другим методом. На занятии используется кукла, одетая в платье определенного цвета. Куклы могут быть изготовлены специально. Это сложный для детей данной категории вид кукол, так как требуют достаточно хорошей моторной координированности. Однако, держа куклу в своих руках и руководя ею, ребенок на бессознательно-символическом уровне учится саморегулированию. Куклой может  управлять и психолог, от ее лица обращаться к детям, давать задания.

                                                                                          Приложение №1

Алгоритмы построения коррекционно-развивающих занятий для различных групп детей.

Группа №1. Дети с эмоционально-волевой неустойчивостью, агрессивностью, неуправляемостью, расторможенностью.

Работу с данной категорией детей целесообразно проводить в четырех направлениях:

  1. Обучение способам выражения эмоций в приемлемой форме;
  2. Обучение приемом саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доверие к людям и т. д.)

1 часть. Подготовительная – 7-10 мин.

  1. Ритуал начала занятия.
  2. игры и упражнения на расслабление: дыхательная гимнастика, снятие мышечного и эмоционального напряжения (см. практическую часть).

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, привлечь внимание и вызвать интерес к совместной деятельности, установить эмоциональный контакт между участниками.

2 часть. Основная – 15 мин.

  1.  Развитие познавательной сферы:
  1. речедвигательная деятельность;
  2. упражнения на развитие мелкой моторики;
  3. потешки и стишки, способствующие развитию произвольности;
  4. игры и упражнения на развитие когнитивных функций.
  1. Развитие навыков саморегуляции:
  1. Мимические и пантомимические этюды и игры на выражение отрицательных эмоций, положительных эмоций (см. «Психогимнастика» Чистяковой М. И.);
  2. Сочинение историй опосредованно через героев сказок, этюдов с использованием кукол и др. игрушек;
  3. Психодинамические медитации;
  4. Терапевтические сказки;
  5. Игры и упражнения на развитие и контроль своего поведения и эмоций;
  6. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликации);
  7. Моделирование заданных ситуаций в форме ролевой игры с обязательной сменой ролей (отработка навыка, владение собой).

Цель: обучение детей способам выражения негативных эмоций в приемлемой форме, приемам саморегуляции, умение владеть собой в различных ситуациях, отработка навыка общения в возможных конфликтных ситуациях.

3 часть. Завершающая – 7-10 мин.

  1. Обратная связь (дети говорят о своих чувствах и эмоциях).
  2. Ритуал окончания занятия

Цель: обобщение полученных знаний и навыков.

Группа №2. Дети ранимые, впечатлительные, чувствительные,боязливые, с наличием страхов, ситуативно-обусловленной тревожностью.

1 часть. Подготовительная – 5-8 мин.

1.Ритуал начала занятий.

2.Игры и упражнения  на расслабление: дыхательная гимнастика, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, настроить детей на совместную деятельность и общение, установить эмоциональный контакт между участниками и психологом.

2 часть. Основная – 20 мин.

1.Развитие познавательной сферы:

  1.  Речедвигательная деятельность;
  2. упражнения на развитие мелкой моторики;
  3. потешки и стишки, способствующие развитию произвольности;
  4. игры и упражнения на развитие когнитивных функций.

2.Развитие эмоциональной сферы:

  1. мимические и пантомимические этюды и игры на выражение страха, печали, радости, удовольствия, уверенности;
  2. Сочинение историй с использованием травмирующих ситуаций, в которых оказывались дети;
  3. Психодинамические медитации (например, «Превращение в дом», «Сказочный цветок» и др.);
  4. Терапевтические сказки (Например, «сказка о подсолнечном семечке», «Сказка о вороненке», «Серое ухо» и т.п.);
  5. Игры и упражнения с использованием ролей сильных героев и слабых персонажей;
  6. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация;
  7. Моделирование заданных ситуаций (отработка владения собой в травмирующей ситуации).

Цель: повышение самооценки, обучение навыкам саморегуляции, отработка навыков владения собой, позитивная поддержка возможностей ребенка и его веры в себя.

3 часть. Завершающая – 5-7мин.

1. Обратная связь (дети говорят о своих чувствах и эмоциях).

2. Ритуал окончания занятия.

Цель: обобщение полученных знаний и навыков, закрепление положительного эффекта.

Группа №3. Дети угрюмые, пассивные, с пониженным фоном настроения и тенденцией делать «как все».

1 часть. Подготовительная – 5-7 мин.

1). Ритуал начала занятия.

2) игры и упражнения на расслабление/активизацию: дыхательная гимнастика, снятие мышечного и эмоционального напряжения, привлечение внимания.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, привлечь внимание и интерес к совместной деятельности, установить эмоциональный контакт между участниками, активизировать внимание детей.

2 часть. Основная – 20 мин.

1) Развитие познавательной сферы:

- речедвигательная деятельность;

- упражнения на развитие мелкой моторики;

- потешки и стишки, способствующие развитию произвольности;

- игры и упражнения на развитие когнитивных функций.

2) Развитие эмоциональной сферы:

- мимические и пантомимические этюды и игры на выражение радости, удовольствия;

- сочинение историй на заданную тему (сочинение историй проводится при активом участии психолога. В начале занятий он направляет действие , формирует сюжет. В дальнейшем, дети сами сочиняют истории и сказки. Психолог предлагает только тему).

- психодинамические медитации (например «Волшебный цветок», «Сказочный лес»);

-терапевтические сказки (например, «Сказка про ежика Витю», «Цветок по имени Незабудка», «Маленький медвежонок»);

- игры и упражнения с учетом ведущего нарушения личностного развития;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- моделирование заданных ситуаций с последующей оценкой действий участников (ситуации лучше брать из жизни детей, но делать это опосредованно, т.е. в процессе игры использовать в качестве персонажей сказочных героев, животных и т.п.)

Цель: повышение самооценки, формирование чувства собственной значимости, отработка навыка работы, как с партнером, так и самостоятельно, формирование волевых качеств, позитивная поддержка возможностей ребенка и его веры в себя.

3часть.  Завершающая – 5-7 мин.

1) Обратная связь (дети говорят о своих чувствах эмоциях).

2) Ритуал окончания занятия.

Цель: обобщение полученных знаний и навыков, закрепление положительного эффекта.

     Таким образом, психотерапевтические игры и упражнения развивают психомоторную  и эмоционально-волевую сферу, произвольное внимание и память, коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение у детей с интеллектуальным недоразвитием

Родители и педагоги, просматривая материалы данной презентации,  познакомятся с видами и причинами агрессии, а также с рекомендациями по общению с агрессивным ребенком в процессе обучения и воспи...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ,С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: значимость своевременного выявления и преодоления предпосылок нарушений письма у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи не вызывает сомнений, поскольку у детей с недоразвити...