Мастер-класс. Способы постановки звука [ Р].Этапы автоматизации.
методическая разработка по логопедии по теме

Марштанова Марина Георгиевна

Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 25.01.2013г.

Постановка «Р».Способы автоматизации.

Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами  способами постановки  звука»Р»  и видами автоматизации  т. е. введение звука в свободную разговорную речь.

Итак к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи и если к 4 годам он не произносит 2 или 3 трудных звука(рлщ), то  это не страшно, К 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот если к 5-6 летнему возрасту  речь его остается несовершенной, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду. Ведь устная речь- яркий показатель общего культурного уровня человека. Она требует грамотного, четкого и логического изложения мысли. Для этого мы должны воспитывать у детей речь богатую по словарному запасу, грамматически правильную и безупречную в звуковом отношении.

После логопедического обследования, которое проводится с 1по 15 сентября и выявления детей нуждающихся в логопедической помощи, составляется расписание, которое согласовывается с директором, учителями начальных классов и родителями.

И  вот, ребенок приходит на первое занятие, он может совсем не знать , для чего он сюда пришел и что с ним будут делать и чаще  всего не осознает свой речевой  дефект.

На первом занятии выясняем с помощью чего люди разговаривают и для чего нам нужна речь, после непродолжительной беседы, ребенку показывается речевой профиль на котором рассматриваются органы речи. Далее по альбому логопеда(демонстрирую) прошу ребенка еще раз назвать картинки с твердым и мягким «Р».для того , чтобы еще раз уточнить вид нарушения. Дело в том, что  выделяют более 30 вариантов нарушения «Р».  А делятся все они на 2 вида: РОТОЦИЗМЫ- искажение  звука, к ним относится очень распространенный велярный или увулярный или в простонародье- картавый , французский звук; и параротацизмы-это замены «Р» другими звуками-л,и,г,в и т.д. В зависимости от того какое нарушение у данного ребенка я выстраиваю коррекционно-логопедический план. Подбираются определенные артикуляционные упражнения.

Выяснили  тип  нарушения, начинаем коррекционную работу. 1 этап-подготовительный. На этом этапе уточняются произношение базовых звуков-Д Ж З.Подбираем, разучиваем и выполняем ежедневно дома  перед зеркалом артикуляционную гимнастику, которая необходима для выработки  полноценных движений губ и языка

Предлагаются следующие артикуляционные упражнения (Демонстрация альбома «Артикуляционная гимнастика»)

1На подъем широкого кончика языка вверх:

«Парус»

«Качели» и др.

2 На выработку сильной направленной воздушной струи.

«Загнать мяч в ворота»

«Фокус»

3 На отработку подвижности языка:

«Маляр»

«Вкусное варенье»

4 На укрепление мышц языка:

»Грибок»

«Гармошка»

«Индюк»

«Дятел»

После отработки артикуляционных упражнений пере ходим к постановке  звука. Легче поставить звук когда у ребенка  параротацизм,   чем исправлять ротацизм т.е. искаженный, картавый звук. Этап постановки начинается с рассматривания речевого профиля. Разбираемся как звук произносится в норме, а как у ребенка.  Показываю правильную артикуляцию перед зеркалом. С помощью кистей  рук.  Задуваю на полоску бумаги, чтобы объяснить, как дрожит язычок.

Существует несколько способов постановки звука «Р». Основные: по подражанию и с механической помощью. По подражанию срабатывает в редких случаях, а вот с механической помощью применяется мной в 99% ов. Как это делается: после отработки упражнения «Дятел», которое было описано в артикуляционной гимнастике (многократное повторение «Д»)приступаем к механической постановке «Р». В момент многократного произнесения ддддд специальным шариковым  зондом подложенным под кончик языка производим  частые колебательные движения из стороны в сторону, в результате должен слышаться звук похожий на «р».  В некоторых случаях со звуком «Д» не получается, тогда можно попробовать другие базовые звуки о которых я говорила выше Ж,и верхнеязычный «З». В домашних условиях используем чисто вымытый прямой указательный палец самого ребенка. Посмотрите как мы это делаем с Денисом у него ротацизм. Послушайте как он говорит, повтори за мной  : «На горе на горке стоят 33 Егорки.» У нас с ним отработана артикуляционная гимнастика и сейчас мы с ним на этапе постановки звука. ( Выполняется упражнение «Заведем моторчик».)

 Давайте сейчас попробуем выполнить это упражнение вместе со мной. Это упражнение называется «Заведем моторчик», как правило, оно нравится ребятам, и они с удовольствием его выполняют. Доводим  его до автоматизма, тем самым добиваясь вибрации  кончика языка, которая необходима для «Р». Постепенно вибрацию удлиняем и переходим к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а заканчивает без нее. Со временем бывает достаточно , чтобы ребенок только подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать, постепенно и в этом надобность отпадет.

Звук поставлен и начинается долгий и кропотливый труд- процесс автоматизации звука, введение его в речь.  Начинается он  с  изолированного звука, простых слогов типа ра-ро-ру-ры и их многократного повторения. Весь речевой материал подбирается индивидуально, т.к. одним достаточно на начальном этапе только изолированного звука и  слогов, а другим можно добавить и слова. Постепенно речевой материал усложняется и выстраивается он в такой последовательности:звук- слоги-слова с  « р» в начале, середине, конце, чистоговорки, предложения, стихотворения, скороговорки, тексты.

На этапе автоматизации использую ИКТ (Демонстрация)

Весь речевой материал записывается в тетрадь (демонстрация тетради) и ежедневно отрабатывается дома. Хороший положительный результат достигается благодаря ежедневной отработки логопедических заданий, на которые должно быть отведено 15-20 минут. Если родители  не занимаются  дома с детьми, то логопедическая работа может затянуться надолго. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы постановки звуков

Многие родители по каким - то причинам не могут со своим ребенком посещать учителя - логопеда, а у ребенка есть нарушения звукопроизношения. Что - же делать? Попробуйте заниматься с ребенком дома. Мои...

Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков

КОРРЕКЦИЯ   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  СПОСОБЫ   ПОСТАНОВКИ  ЗВУКОВ...

Способы постановки звука Р

Как поставить звук Р....

Мастер-класс "Внеурочная деятельность. Постановка кукольного спектакля"

Мастер-класс по внеурочной деятельности "Постановка кукольного спектакля"...

Звук Р. Способы постановки, речевой материал для автоматизации звука в речи.

Представляю вашему вниманию материал для постановки звука "Р", специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи....

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...