Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.
план-конспект урока по логопедии по теме

Микушина Галина Александровна
Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_svyaz_slov_v_predlozhenii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тема: Связь слов в предложении.

Цель: Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой  законченности и коммуникативной целесообразности.

Задачи: - формирование умений определять количество и последовательность слов в                                                                            

        предложении;

  - формирование умений составлять предложение по схеме и согласовывать слова

                 в предложении;

  - развитие логического мышления при работе с деформированным текстом;

  - коррекция мыслительной деятельности по ориентированию в пространстве;

  - коррекция правильного речевого произношения при построении предложений;

  - воспитание бережного отношения к первоцветам.

Оборудование: раздаточный материал(карточки-задания, картинки);сюжетные картины,      

        карточки-правила на доске.

                      Ход занятия.

1.Орг.момент:

                -знакомство с гостями;

                            - Какое сегодня число, месяц, время года?

        -Какой это по счёту месяц весны?

        -Чем характерен месяц май?

        -О чём мы с вами читали в рассказе В.Бианки «Май»?

                   (Месяц май- пой да гуляй!)

                             -Как вы понимаете это изречение?

 Для третьего месяца весны характерно- полное просыпание природы, зелень, цветение, полевые работы. И у нас в школе на пришкольном участке вы занимаетесь подготовкой почвы к посадке овощей и цветов.

        -Какой у нас по счёту урок?

        -Как называется наш урок?

        -Чем занимаемся на уроке логопедии?

2.Повторение пройденного.Звук для повторения(Л).

-А сейчас я вам загадаю загадку, первый звук в отгаданном слове и будет звуком

для повторения.

                 Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).

-Какой первый звук в слове ландыш? (Л).

  Ребята посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какой красивый, нежный цветок!

Ландыши в природе очень редки, они растут не на всей территории России, чаще они встречаются в декоративном виде, выращиваются людьми в цветниках. Ландыши цветут в конце мая, начале июня.

Поэтому, встретив эти цветы, старайтесь их не рвать в букеты. Берегите первоцветы!

К первоцветам относятся: мать и мачеха ,сциллы, крокусы. Эти первоцветы начинают цвести сразу, как только сойдёт снег. Сциллы и крокусы в палисадниках , а мать и мачеха в дикой природе.(Рассмотрите иллюстрации с этими цветами.)                  

                        Повторим чистоговорки со звуком (Л).

               Ла –ла – ла -у меня метла

        Ло- ло- ло- платье мне мало

        Лу – лу- лу –шкаф стоит в углу

        Лы –лы – лы – забиваю я голы

        Ло –ло –ло –на улице тепло.

Проговариваем чётко звук (Л), говорим неторопясь, красиво.

3.Работа над предложением.

  -Посмотрите на доску.

  -Перед вами сюжет весны.

              -Что вы видите на данной иллюстрации?        

              -Что делает девочка?

          кто? →        что делает?  →     что?

            Девочка          сажает            цветы.

             -Что у вас получилось? (Предложение)                                                                                                                                        

Предложение-это основная единица речи. При помощи предложений мы выражаем свои мысли. Предложения состоят из слов. В работе с предложением помни:

кто? что?- подлежащее  : кто?- одушевлённый  предмет

         что? – неодушевлённый предмет

что делает? -сказуемое

какой? и другие вопросы – второстепенные члены предложения.

Предложение начинается с заглавной буквы, заканчивается на письме точкой.

Запишем схему к предложению на доске.

А сейчас устно составим предложение по опорам.

Кто?    что   делают?     что?     (Дети сажают цветы.)

Что?      что делает?     где?     (Ландыш растёт на клумбе.)

-Рассмотрите таблицу и составьте по ней предложения самостоятельно.

             мама

            растут

       ландыши

            ребята

купила

       крокусы

садовник

          сажают

      на  клумбе

ландыш

          расцвела

      сциллы

      мать и мачеха

          поливает

      на обочине

Проверяем, что получилось.  Соотносим предложения данным схемам. Молодцы!

Физ-минутка.

На столах у вас лист бумаги и изображения домиков разного цвета.               Красный домик разместить в правом верхнем углу. Жёлтый домик в левом нижнем углу. Синий домик в левом верхнем углу. Зелёный домик в правом нижнем углу. Молодцы!

         Глазами нашли правый верхний угол доски; левый нижний угол доски; правый верхний угол классной комнаты; левый верхний угол классной комнаты.

         Подняли правую руку; подняли левую руку.

         Взяли руки в замок (соединили пальцы рук в замок, сделали «ёлочку», ещё раз-         «замок»-«ёлочка»). Молодцы!

А сейчас взяли ручки, открыли тетради, записали число.

Пишем красиво, спинку держим прямо.

      На столах у вас  карточки с текстом. Вам принесли рукопись рассказа, необходимо откорректировать его.

     Устно разбираем рассказ «Месяц цветения». (Развитие фонематического слуха).

Я читаю.а вы по слуху определите по интонации моего голоса, когда закончено предложение и хлопком ладоней определите конец предложения.

Письменно самостоятельно редактируем рассказ.

Помним :-начало предложения пишем с заглавной буквы; в конце предложения ставим точку.

Орфограммы : -жи-ши

        -ча-ща

Таня, Илья, Андрей подчёркивают в  первых двух предложениях подлежащее и сказуемое.

Пишем красиво, помним о правильной посадке.

     Тетради  сдаём    на проверку.          

В начале урока мы с вами говорили, что в мае очень активно идут полевые работы.  Поля засеваются зерновыми культурами, дома и в школе на огороде мы занимаемся посадкой овощных культур, в палисадниках высаживаем цветы. Так какой можно сделать вывод? Что май не только месяц цветения, а ещё и месяц активного труда.

На парте у вас находится карточка с деформированным  текстом пословицы.

Прочитайте текст и составьте пословицу о труде.

        Кормит, лень, труд, а, портит.

       (Труд кормит, а лень портит.)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Что если хорошо поработаешь, приложишь усилия и любовь при выращивании овощей, то и кушать будет что.)

       А сейчас составьте схему этого предложения.

      Что →    что  делает?  ,а    что →      что делает?

        Молодцы!

Итак ,      - что мы сегодня повторили на уроке?

        -чему научились?

        -о каких первоцветах вы услышали впервые?

        -как нужно относиться к первоцветам?

Оценивание:

Домашнее задание: найти ещё разновидности первоцветов и изобразить в рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы 8 вида. Тема "Дикие животные"

Образование родительного падежа имени существительного.Цели: I.  - Формировать умение изменять существительные по родам....

Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида Тема:«Употребление предлогов : В, НА, ОКОЛО по теме «Учебные принадлежности».

Цель: Учить воспринимать, выделять и употреблять предлоги «В», «НА», «ОКОЛО» в словосочетаниях и предложениях по теме «Школа»....

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Технологическая карта по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Связь слов в предложении"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Развитие у обучающихся умений устанавливать связь слов в предложении. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Формиро...