Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Цель коррекционной работы: пердупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, формирование полноценных предпосылок к обучению детей родному языку, развитие общеучебных умений и навыков.  Жаль, что коррекционное направление работы  в школах задвинуто в задний план. Детей нуждающихся в сопровождении с годами не уменьшилось, а  скорее наоборот. Наравне с работой с одаренными детьми, я считаю, дети данной категории тоже должны быть охвачены вниманием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrekcionno.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор «СОШ № 107» г. Перми

/__________________/М. Е. Ошева

 /_____/________________ 2013___г.

Программа по развитию речи и познавательных способностей учащихся 1-х классов, путем применения коррекционно – развивающих методик.

Составила учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 107» Спиридонова Филия Аглямовна

г. Пермь 2013г.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи с учащимися 1х классов, имеющих низкий уровень готовности  к обучению.

Пояснительная записка

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только звукопроизношения, другие затрагивают фонематические процессы и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма, третьи- в недоразвитии звуковой, смысловой стороны речи и всех ее компонентов (фонетико- фонематические и лексико-грамматические).

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико- грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя- логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у первоклассников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

Занятия проводятся  2 раза в неделю после основных уроков учеников.

Период проведения: с 15 сентября по 15 мая.

Цель коррекционной работы:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Работа учителя- логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения.

Обучающие:

- формирование полноценных фонематических  процессов;

- формирование представлений о звуко - буквенном составе слова;

- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- коррекция звукопроизношения, если имеются такие дефекты;

- уточнение, развитие и активизация словарного запаса;

- формирование и совершенствование грамматического строя речи;

Развивающие:

- развитие мелкой моторики;

- образное мышление;

- способность правильного восприятия звуков;

- умение самостоятельно оформлять работы в тетради;

- связной речи;

Воспитывающие:

- интерес к изучению родного языка;

- трудолюбия, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;

- ответственность за выполнение домашнего задания;

Коррекция психологических особенностей учащихся

  1. Развитие сенсорного восприятия ( цвет, форма, размер);
  2. Развитие логического мышления;
  3. Развитие пространственно- временных представлений;
  4. Развитие общеучебных умений и навыков;
  5. Развитие внимания;
  6. Развитие памяти;
  7. Развитие способности к переключению, контроля за собственной деятельности.

Содержание программы

1.Развитие сенсорного восприятия.

Уточнение предпосылок овладения грамотой (зрительный гнозис, оптико- пространственные представления).

2. Развитие логического мышления.

Развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

3. Развитие внимания, памяти, способности к переключению.

Совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания, наблюдательности, способности к запоминанию.

4. Органы речи. Образование звуков. Речь.

Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Сравнение речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением работой органов речи при образовании звуков.

5. Анализ текста.

Уточнение представлений предложении.

6. Слово.

Уточнение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения, практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы.

7. Слова обозначающие предметы.

Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет.

8. Слова обозначающие действия.

Различение слов обозначающих действие предмета, выделение их из простого нераспространенного предложения.

9. Дифференциация слов предметов и слов действий.

Различение слов обозначающих предметы и действия. Выделение их из простого предложения.

10. Анализ предложения.

Практическое овладение составлением простого нераспрстраненного предложения, постановка вопроса к словам в предложении.

11. Анализ предложения.

Составление предложений из двух слов: предмет- действие, действие- предмет.

12. Слова обозначающие действие предмета.

Знакомство со словами обозначающими признаки предмета.

13. Речь и предложение.

14.Слово, звук, буква.

15. Гласные звуки. Согласные звуки.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся».М 2003г

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н.»Исправление и предупреждение дисграфии у детей».М.1992г.

  1.  Садовникова И. Н.» Нарушение письменной речи у младших школьников» М. 1992г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития речи учащихся начальных классов

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства фор...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....