Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в 3 классе КВН «Страна Словария» (Авторская программа «Речевая копилка»)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Полякова Ирина Михайловна

    Конспект

     занятия по развитию речи

    в 3 классе

    КВН «Страна Словария»

                                                                                                                                                                                    (Авторская программа   «Речевая копилка»)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kvn_slovariya.doc295.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей № 67

    г.о. Тольятти

    Конспект

     занятия по развитию речи

    в 3 классе

    КВН «Страна Словария»

                                (Авторская программа   «Речевая копилка»)

                                                                                                                 подготовила

    учитель начальных классов

    Полякова Ирина Михайловна

    Тольятти

    2012

    Цели:

    - обогащать словарный запас обучающихся;

    - прививать интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии;

    - повышать интерес к чтению художественных и фольклорных произведений;

    - развивать память, логическое мышление, творческое воображение, наблюдательность, сообразительность;

    - воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки;

    - способствовать сплочению детского коллектива.

    Оборудование:

     - плакаты:  «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»

                                                                                                        К. Г. Паустовский

    «Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей».
                                                                                                           М.Горький

     «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка  есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней»                                                                         М.Горький

    - карточки с буквами;

    - конверты с загадками;

    - «слоговое» дерево;

    - картинки для игры «Цепочка слов»;

    - литературный кроссворд «Самый лучший друг»;

    - костюмы для инсценировки по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»;

    - магнитофон, подбор музыкальных произведений.

    Ход КВН

    Вступление. Слово учителя.

    - Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.

    Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

    «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»  К. Г. Паустовский

    Приветствие команд. (Участвуют две команды)

    1-я команда:

    Мы весёлые ребята,

    И не любим мы скучать,

    С удовольствием мы с вами

    Будем в КВН играть.

    2-я команда:

    И пусть быстрей кипит борьба,

    Сильней соревнование,

    Успех решает не судьба,

    А только наши знания.

    1-я команда:

    Мы отвечаем дружно,

    И здесь сомнений нет:

    Сегодня будет дружба

    Владычицей побед.

    2-я команда:

    И, соревнуясь вместе с вами,

    Мы останемся друзьями.

    Пусть борьба кипит сильней –

    И наша дружба крепнет с ней.

    Исполнение песни о КВНе (мелодия песни «Улыбка» В.Шаинского).

    Любит КВН наш дружный класс,

    И объявит заседание сейчас.

    Вот болельщики, а вот жюри,

    Путь к победе труден, что ни говори.

    Нам доверено с тобой

    Провести удачно бой,

    Чтоб находчивость и знания проверить.

    Ты велик, русский язык,

    Ты богат, русский язык,

    Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

    Разминка «Угадайте название команды»

    Капитан 1:

    - Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто?, что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом .

    Капитан 2:

    - Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, в предложении бывает второстепенным членом .

    Ведущий:

    - Какое название имеет каждая команда?

    - Какие ещё части речи знаете?

    Конкурс «Прочитай слово»

    Учитель раздаёт командам карточки с буквами, надо составить слова.

    1-я команда                           

    У  К  В  Ы  Б

              И  С  Л  Г  О

              2-я команда                        

              А  В  О  Л  С

              Е  Л  О  П  Д  Р  Е  Ж  Н  Е  И

              Ответы: буквы, слоги, слова, предложение.

    Конкурс «Цепочка слов»

    У каждой команды карточки с картинками. Выкладывать цепочку начинают со слова КАРАНДАШ.  Следующее звено цепочки – слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово КАРАНДАШ.

    Если найдут два предмета, надо положить по выбору одну картинку, а оставшуюся присоединить позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

    Команды выставляют предметные картинки на доске. Можно использовать одинаковые наборы картинок, а можно подготовить разные наборы (на усмотрение учителя).

    Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»

    - Отгадать загадки, сказать, сколько слогов, сколько букв, сколько звуков в словах отгадках.

    1-я команда

    Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки не одной.                                           Ответ: ёж

    2-я команда

    Хозяин лесной,                                                                                           Просыпается весной,
    А зимой, под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой                          Ответ: медведь.                                                                                              
    1-я команда

    В белом сарафане
    Стала на поляне.

    Летели синицы,
    Сели на косицы.                                                   Ответ: берёза

    2-я команда

    Что это за девица? -
    Не швея, не мастерица,
    Ничего себе не шьет,
    А в иголках круглый год.                                  Ответ: ёлка

    Конкурс «Собери слово»

    - Перед вами необычное дерево. На нём вместо листьев висят карточки со слогами. Составьте слова из трёх слогов.

    Ответы: косынка, рисунок, ворона, сорока, неделя, куница.

    Конкурс «В страну Словарию»

    - В отрывках стихотворений не хватает последнего слова. Нужно их закончить.

    1-я команда

    Портфель у меня не велик и не мал.

    Лежит в нём задачник, букварь и …(пенал)

    2-я команда

    Кто шагает с сумкой книг

    Утром в школу?                          (ученик)

    1-я команда

    Быть должны всегда в порядке

    Твои школьные…                        (тетрадки)

    2-я команда

    Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно, …                             (карандаш)

     Конкурс капитанов

    - Определить часть речи (слова, которые выделены).

    1-й             Посадила мама в печь пироги с капустой печь. (Сущ.; глаг.)

    2-й             Снежное покрывало всё поле покрывало. (Сущ.; глаг.)

     Литературный кроссворд «Самый лучший друг»

     Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи»

    Пока команды разгадывают кроссворд, болельщики сочиняют стихи по опорным словам-рифмам: щенка- пока, помогите – найдите.

    Примерное четверостишие:

    У меня есть три щенка,

    Кличек нет у них пока.

    Мне, ребята, помогите,

    Клички для щенков найдите.

     Конкурс «Наоборот»

    - Подобрать антонимы – слова, противоположные по смыслу.

    1-я команда

    Я антоним к слову «лето»,

    В шубу зимнюю одета,

    Хоть люблю мороз сама.

    Потому что я …( зима)

    2-я команда

    Я антоним к слову «смех»,

    Не от радости-утех,

    Я бываю поневоле

    От несчастья и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? Это … (плач)

    1-я команда

    Далеко мой стук слышится вокруг,

    Червякам я враг, а деревьям … (друг)

    2-я команда

    У прохожих на виду

    Висело яблоко в саду.

    Ну кому какое дело?

    Просто яблоко висело.

    Только конь сказал,

    Что низко, мышонок … (высоко)

     Конкурс «Строители слова»

    - «Постройте» слово из частей:

    1-я команда

    Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс  в слове книжка, окончание в слове вода.   (Расписка)

    2-я команда

    Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.    (Завязка)

     Конкурс «Раскрой смысл «крылатых» выражений»

    1-я команда

    Рукой подать.   (близко)

    В час по чайной ложке.   (медленно)

    Морочить голову.     (обманывать)

    2-я команда

    Во весь дух.     (быстро)

    Прикусить язык.   (замолчать)

    Ни пуха ни пера. (пожелать удачи)

     Инсценировка стихотворения С.Маршака «Знаки препинания»

    (Жюри в это время подсчитывает очки)

     У последней
    Точки
    На последней
    Строчке
    Собралась компания
    Знаков препинания.

    Прибежал Чудак -
    Восклицательный знак.
    Никогда он не молчит,
    Оглушительно кричит:
    - Ура! Долой! Караул! Разбой!

    Притащился кривоносый
    Вопросительный знак.
    Задаёт он всем вопросы:
    - Кто? Кого? Откуда? Как?

    Явились запятые,
    Девицы завитые.
    Живут они в диктовке
    На каждой остановке.

    Прискакало двоеточие,
    Прикатило многоточие.
    И прочие, и прочие, и прочие...

    Заявили запятые:
    - Мы - особы занятые.
    Не обходится без нас
    Ни диктовка, ни рассказ.

    - Если нет над нами точки,
    Запятая - знак пустой! -
    Отозвалась с той же строчки
    Тётя точка с запятой.

    Двоеточие, мигая,
    Закричало: -Нет, постой!
    Я важней, чем запятая
    Или точка с запятой,-

    Потому что я в два раза
    Больше точки одноглазой.
    В оба глаза я гляжу.
    За порядком я слежу.

    - Нет...- сказало многоточие,
    Еле глазками ворочая,-
    Если вам угодно знать,
    Я важней, чем прочие.
    Там, где нечего сказать,
    Ставят многоточие...

    Вопросительный знак
    Удивился: - То есть как?
    Восклицательный знак
    Возмутился: -То есть как!

    - Так,- сказала точка,
    Точка-одиночка.-
    Мной кончается рассказ.
    Значит, я важнее вас.

     Подведение итогов.

    Награждение победителей.

    Список использованной литературы

    В.П.Шульгина

     Методическая копилка для учителей начальных классов  Серия «Школа радости»  

    Ростов-на-Дону, Феникс, 2001

    Г.С.Швайко  

    Игры и игровые упражнения для развития речи

    М., Просвещение,1988

         3.  И.Г.Сухин

              Незнайка, Хоттабыч и все-все-все…

              Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей

               М. Новая школа, 1994

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Картинки сканированы из  книги Г.С.Швайко (см. п.2)

    Кроссворд сканирован из книги И.Г.Сухина (см.п.3)

    http://rusforus.ru/viewtopic.php?t=1170

    http://luntiki.ru/blog/chtenie/920.html

    http://festival.1september.ru/articles/314257/

    http://perevschool4.ucoz.ru/

    http://muzyaka.com/

    http://shkola9.edusite.ru/p52aa1.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

    Авторская программа "Речевая копилка" (по развитию речи)

         Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством...

    Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР

    Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении

    Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в по...

    Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

    Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

    Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...