Конспект занятия по развитию речи в 3 классе КВН «Страна Словария» (Авторская программа «Речевая копилка»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Полякова Ирина Михайловна

Конспект

 занятия по развитию речи

в 3 классе

КВН «Страна Словария»

                                                                                                                                                                                (Авторская программа   «Речевая копилка»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_slovariya.doc295.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 67

г.о. Тольятти

Конспект

 занятия по развитию речи

в 3 классе

КВН «Страна Словария»

                            (Авторская программа   «Речевая копилка»)

                                                                                                             подготовила

учитель начальных классов

Полякова Ирина Михайловна

Тольятти

2012

Цели:

- обогащать словарный запас обучающихся;

- прививать интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии;

- повышать интерес к чтению художественных и фольклорных произведений;

- развивать память, логическое мышление, творческое воображение, наблюдательность, сообразительность;

- воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки;

- способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

 - плакаты:  «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»

                                                                                                    К. Г. Паустовский

«Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей».
                                                                                                       М.Горький

 «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка  есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней»                                                                         М.Горький

- карточки с буквами;

- конверты с загадками;

- «слоговое» дерево;

- картинки для игры «Цепочка слов»;

- литературный кроссворд «Самый лучший друг»;

- костюмы для инсценировки по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»;

- магнитофон, подбор музыкальных произведений.

Ход КВН

Вступление. Слово учителя.

- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.

Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»  К. Г. Паустовский

Приветствие команд. (Участвуют две команды)

1-я команда:

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

Будем в КВН играть.

2-я команда:

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

1-я команда:

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2-я команда:

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней –

И наша дружба крепнет с ней.

Исполнение песни о КВНе (мелодия песни «Улыбка» В.Шаинского).

Любит КВН наш дружный класс,

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, русский язык,

Ты богат, русский язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Разминка «Угадайте название команды»

Капитан 1:

- Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто?, что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом .

Капитан 2:

- Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, в предложении бывает второстепенным членом .

Ведущий:

- Какое название имеет каждая команда?

- Какие ещё части речи знаете?

Конкурс «Прочитай слово»

Учитель раздаёт командам карточки с буквами, надо составить слова.

1-я команда                           

У  К  В  Ы  Б

          И  С  Л  Г  О

          2-я команда                        

          А  В  О  Л  С

          Е  Л  О  П  Д  Р  Е  Ж  Н  Е  И

          Ответы: буквы, слоги, слова, предложение.

Конкурс «Цепочка слов»

У каждой команды карточки с картинками. Выкладывать цепочку начинают со слова КАРАНДАШ.  Следующее звено цепочки – слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово КАРАНДАШ.

Если найдут два предмета, надо положить по выбору одну картинку, а оставшуюся присоединить позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

Команды выставляют предметные картинки на доске. Можно использовать одинаковые наборы картинок, а можно подготовить разные наборы (на усмотрение учителя).

Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»

- Отгадать загадки, сказать, сколько слогов, сколько букв, сколько звуков в словах отгадках.

1-я команда

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.                                           Ответ: ёж

2-я команда

Хозяин лесной,                                                                                           Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой                          Ответ: медведь.                                                                                              
1-я команда

В белом сарафане
Стала на поляне.

Летели синицы,
Сели на косицы.                                                   Ответ: берёза

2-я команда

Что это за девица? -
Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьет,
А в иголках круглый год.                                  Ответ: ёлка

Конкурс «Собери слово»

- Перед вами необычное дерево. На нём вместо листьев висят карточки со слогами. Составьте слова из трёх слогов.

Ответы: косынка, рисунок, ворона, сорока, неделя, куница.

Конкурс «В страну Словарию»

- В отрывках стихотворений не хватает последнего слова. Нужно их закончить.

1-я команда

Портфель у меня не велик и не мал.

Лежит в нём задачник, букварь и …(пенал)

2-я команда

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу?                          (ученик)

1-я команда

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные…                        (тетрадки)

2-я команда

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …                             (карандаш)

 Конкурс капитанов

- Определить часть речи (слова, которые выделены).

1-й             Посадила мама в печь пироги с капустой печь. (Сущ.; глаг.)

2-й             Снежное покрывало всё поле покрывало. (Сущ.; глаг.)

 Литературный кроссворд «Самый лучший друг»

 Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи»

Пока команды разгадывают кроссворд, болельщики сочиняют стихи по опорным словам-рифмам: щенка- пока, помогите – найдите.

Примерное четверостишие:

У меня есть три щенка,

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите,

Клички для щенков найдите.

 Конкурс «Наоборот»

- Подобрать антонимы – слова, противоположные по смыслу.

1-я команда

Я антоним к слову «лето»,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я …( зима)

2-я команда

Я антоним к слову «смех»,

Не от радости-утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач)

1-я команда

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям … (друг)

2-я команда

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко, мышонок … (высоко)

 Конкурс «Строители слова»

- «Постройте» слово из частей:

1-я команда

Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс  в слове книжка, окончание в слове вода.   (Расписка)

2-я команда

Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.    (Завязка)

 Конкурс «Раскрой смысл «крылатых» выражений»

1-я команда

Рукой подать.   (близко)

В час по чайной ложке.   (медленно)

Морочить голову.     (обманывать)

2-я команда

Во весь дух.     (быстро)

Прикусить язык.   (замолчать)

Ни пуха ни пера. (пожелать удачи)

 Инсценировка стихотворения С.Маршака «Знаки препинания»

(Жюри в это время подсчитывает очки)

 У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...

Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

- Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!

- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

 Подведение итогов.

Награждение победителей.

Список использованной литературы

В.П.Шульгина

 Методическая копилка для учителей начальных классов  Серия «Школа радости»  

Ростов-на-Дону, Феникс, 2001

Г.С.Швайко  

Игры и игровые упражнения для развития речи

М., Просвещение,1988

     3.  И.Г.Сухин

          Незнайка, Хоттабыч и все-все-все…

          Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей

           М. Новая школа, 1994

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Картинки сканированы из  книги Г.С.Швайко (см. п.2)

Кроссворд сканирован из книги И.Г.Сухина (см.п.3)

http://rusforus.ru/viewtopic.php?t=1170

http://luntiki.ru/blog/chtenie/920.html

http://festival.1september.ru/articles/314257/

http://perevschool4.ucoz.ru/

http://muzyaka.com/

http://shkola9.edusite.ru/p52aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Авторская программа "Речевая копилка" (по развитию речи)

     Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством...

Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР

Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении

Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в по...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...