Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении
    методическая разработка на тему

    кокарева оксана владиславовна

    Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в помещении школы, в схеме тела, в пространстве листа, рабочей строки и клетки, в структуре буквы и цифры. Определенный уровень созревания пространственных функций нужен и для развития квазипространственных операций, лежащих в основе понимания обратимых логико – грамматических конструкций, освоении счета, решении арифметических задач .Поэтому с младшими школьниками с ОВЗ необходимо проводить специальные занятия по  развитию речи  и зрительно – пространственных функций. Наиболее эффективным средством обучения  на формирующуюся личность младшего школьника является игра. Кубики — одна из самых популяр­ных игр для детей. Эти простые игрушки способны многому научить ребенка, развить его восприятие, пространственное вооб­ражение, внимание, логику, наблюда­тельность, мелкую моторику, творче­ские способности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении

                                                                          Подготовила

                                                                 учитель- дефектолог

    Кокарева Оксана Владиславовна

                                                         МОБУ СОШ №35 г. Якутск

    1. Общие сведения

    1.1 Наименование педагогического опыта.

    Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении 

    1.2. Автор разработанной системы

    Кокарева Оксана Владиславовна, учитель – дефектолог первой квалификационной категории

    1.3. Вид образовательного учреждения

    МОБУ СОШ №35 г. Якутска, республика Саха (Якутия)

    1.4. Период функционирования педагогического опыта

    Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста (6-9 лет).

    I этап (подготовительный) – август 2016;

    II этап (диагностический) – сентябрь 2016;

    III этап  (основной) – октябрь 2016 – апрель 2018;

    IV  этап (итоговый) – апрель-май

    II Содержание

    2.1.Актуальность и перспектива опыта

    У многих  детей с  ОВЗ  имеются трудности учения: у одних по сравнению с другими детьми развит слух, у других зрительное восприятие или ориентировка в пространстве. Некоторым ученикам трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они быстро устают, их работоспособность быстро угасает.  На письме у детей могут быть: пропуски элементов букв, самих букв, слогов, слов; повторение предшествующих элементов букв, слогов и слов и т. д. Поэтому с младшими школьниками с ОВЗ необходимо проводить специальные занятия по  развитию речи  и зрительно – пространственных функций.  Кубики — одна из самых популярных игр для детей. Эти простые игрушки способны многому научить ребенка, развить его восприятие, пространственное воображение, внимание, логику, наблюдательность, мелкую моторику, творческие способности. Играя в кубики, ребенок получит начальные знания о геометрии, равновесии, конфигурации, силе тяжести. Кубики помогут ребенку в будущем разобраться с математикой, черчением. Используя эти замечательные игрушки, можно строить, конструировать, фантазировать, рисовать, сравнивать, заниматься физкультурой.

    2.2.Краткое содержание представляемого педагогического опыта.

    Содержательной формой представления педагогического опыта разработка учебно – методического пособия,  в котором раскрываются   организационные, методические, содержательные подходы по развитию зрительно – пространственных функций  квазипространственных речевых конструкций у детей, имеющих трудности в учении, через использование учебно-методическое пособие «Интересные кубики».

    Участники: обучающиеся с ОВЗ, имеющие трудности в учении; родители (законные представители), учитель – дефектолог.

    Методическое сопровождение предлагаемой разработки:

    - игры, упражнения с использованием многофункционального пособия;

    - консультации и обучающий материал для родителей;

    -консультации  для педагогов МОБУ СОШ №35;

    В ходе реализации  используются следующие формы работы с обучающимися:

    - энергетизация работы стволовых клеток мозга, развитие оперативного поля зрения; зрительной памяти, активизация мозга и межполушарного взаимодействия;

    - специально-организованная деятельность с использованием многофункционального пособия;

    -индивидуальная работа;

    -участие в  конкурсах различного уровня;

    - открытые  занятия (для родителей и педагогов), выступления перед родителями и педагогами;

         Для решения поставленной задачи необходима комплексная работа с педагогами, специалистами школы и родителями.

    2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта)

    Инновационная направленность педагогического опыта заключается в разработке многофункционального пособия для детей имеющих трудности в учении.

    Актуальным в инновационной направленности является:

    - использование  многофункционального пособия.

     - совместная работа с родителями. 

        Ребенок практически овладеет навыками и умениями ориентироваться в пространстве, учиться выражать пространственные отношения, как в наглядных схемах, так и в понятиях, развивает связную речь, расширяет словарный запас, знания об окружающем мире.

             Во время игры ребенок  не отвлекается, а наоборот занимается. Он сосредотачивает внимание, интерес на упражнение или задание, выбирая самостоятельно ответ, фантазируя, размышляя. Пособие хорошо еще и тем, что в него могут играть дети  любого возраста

    2.4. Методологическая база педагогического опыта.

    Психолого-педагогические аспекты проблемы речи и зрительно – пространственных функций изучались многими исследователями (Л.С. Выготский, Е.И. Исенина, А.А. Леонтьев,  А.Р. Лурия, Р.С. Немов, С.В. Радченко, С.Л. Рубинштейн и др.).  Речь рассматривается авторами как важнейший вид человеческой деятельности, в процессе которой происходит формирование познавательных процессов и личности в целом (А.Г. Арушанова,  М.И. Лисина, А.Р. Лурия А.Г. Рузская, Н.В. Сорокина).

    Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в помещении школы, в схеме тела, в пространстве листа, рабочей строки и клетки, в структуре буквы и цифры. Определенный уровень созревания пространственных функций нужен и для развития квазипространственных операций, лежащих в основе понимания обратимых логико – грамматических конструкций, освоении счета, решении арифметических задач и др.

    2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

    Цель многофункционального пособия: определить педагогические условия развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении,  на примере игры в «Интересные кубики».

     Формы работы: подгрупповая, индивидуальная. 

    Задачи:

    1. 1.Расширение знаний об окружающем мире.
    2. 2.Развитие связной  речи (учить составлять простые и сложные предложения).
    3. 3.Развитие зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций.
    4. 4.Обогащение словарного запаса.
    5. 5.Развитие  сенсорных способностей (восприятия цвета и размера).
    6. 6.Припоминание на основе сказочного сюжета порядковых числительных: «первый», «второй» и т. д.

           Поставленные задачи решаются через специально-организованную деятельность, на которой используются элементы развивающего обучения  в игровой форме.

    2.6 Распространение педагогического опыта.

    Распространение  педагогического опыта представлено:

    2014 г. – конкурс наглядно – дидактических пособий в работе учителя – логопеда;

    2016 г.- выступление  на МО специалистов школы МОБУ СОШ №35;

    - совместными мероприятиями с родителями.     

          С целью повышения компетентности  родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций  были разработаны рекомендации  и развивающие игры.

    Предложенные игры, задания  и упражнения окажут помощь учителям – дефектологам, педагогам и родителям в устранении нарушений зрительно – пространственных функций  младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении и окажут развитие связной речи и  квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций, расширят знания об окружающем мире и  словарный запас.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2005. – 272 с.
    2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер,2008. – 320 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
    3. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. – М., 1983. Т.5: Основы дефектологии. – 368 с.
    4. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
    5. Лурия А.Р. Мышление и речь. – М., 1975. – 207 с.
    6. Немов Р.С. Психология, книга 2. – М.: Владос, 1998. – 480 с.
    7. Семенович А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация  отклоняющего развития. – М.: 2001 г. – 68 с.
    8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1988. – 197 с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

    Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

    1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....