Развитие понимания речевой информации учащимися коррекционной школы на логопедических занятиях
статья по логопедии по теме

новикова инна владимировна

На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями  и с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей , на мой взгляд,- одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна, поэтому главной целью своей работы я считаю оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии речи, то есть занимаюсь профилактикой вторичных нарушений, что является спецификой моей работы. В своей работе вижу основные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_seminara_v_timashevsk.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие понимания речевой информации учащимися коррекционной школы на логопедических занятиях

На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями  и с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей , на мой взгляд,- одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна, поэтому главной целью своей работы я считаю оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии речи, то есть занимаюсь профилактикой вторичных нарушений, что является спецификой моей работы. В своей работе вижу основные задачи:

1. Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;
2. Формирование предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ;
3. Развитие коммуникативных умений.

В нашей школе это трудно сделать, так как у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.

На логопункте мною созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий. Дети положительно относятся к логопедическим урокам, это связано с занимательной формой занятия, необычностью обстановки, новизной заданий, но это ещё не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной и речевой деятельности.

У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы.

Для речевой культуры учащихся важны такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя, товарищей, внимательно относиться к высказываниям других (поэтому каждому учителю, воспитателю необходимо при подготовке к уроку, занятию тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок).

Я рекомендую выработать единый логопедический режим:

1. На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного материала и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильного оформления речи.

2. Каждый учитель, воспитатель должны знать речевые нарушения учащихся, воспитанников своего класса и соответственно, планировать и осуществлять индивидуально и дифференцированно коррекционную работу.

3. Неторопливая, спокойная по тону, богатая выразительными средствами, безукоризненная с грамматической стороны речь учителя, воспитателя – образец речи учащихся.

4. Ежедневно проводить с учащимися логопедические зарядки, минутки по развитию артикуляционной моторики.

5. Каждому учителю, воспитателю на уроке, самоподготовке грамотно оформлять все виды записей ( на классной доске, карточках, в тетрадях).

6. Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. Постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи.

7. Добиваться исправления недостатков произношения, исправления неправильных ответов, формируя у детей логопатов навыки самоконтроля за собственной речью.

Таким образом, можно сделать вывод:
качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей  с

ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями  и с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей , на мой взгляд,- одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна, поэтому главной целью своей работы я считаю оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии речи, то есть занимаюсь профилактикой вторичных нарушений, что является спецификой моей работы. В своей работе вижу основные задачи:

  1. Постановка диафрагмального дыхания.
  2. Коррекция дефектных звуков.
  3. Автоматизация правильных звуков.
  4. Практическое овладение навыками словообразования и словоизменения.
  5. Обогащение словарного запаса.
  6. Развитие грамматического строя речи.
  7. Развитие всех психических процессов.

Не секрет, что специальная коррекционная школа–интернат VIII вида является вторым домом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в основном в эту школу поступают дети из социально неблагополучных семей.

Учащиеся коррекционных школ в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Участие семьи в подготовки этих детей к самостоятельной жизни ничтожно мало. В связи с этим особенно велика роль специального организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе-интернате. Оно даёт учащимся определённый круг знаний, практических и трудовых навыков, что позволяет успешнее находить своё место в социуме. Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Любая коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, которые стимулируют компенсаторные процессы развития.

В каждом специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения. Качество этого сопровождения определяют базовые принципы: комплексность, непрерывность, командный подход, согласованная работа всех специалистов психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога, медицинского работника (врача-педиатра, психиатра), учителя лечебной физкультуры (ЛФК), педагога и др.

В данном сообщении будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

На занятиях по изучению живой природы проводится  работа над развитием общения. Этому способствуют  различные игры драматизации, игры-инсценировки, элементы сюжетно-ролевых игр.

 Обучение выражению своих эмоциональных реакций, мыслей, чувств проводилось в образе животных. Эта задача с успехом решается  на динамических паузах и в игровых упражнениях, которые были направлены на развитие общей и мелкой моторики.

В театрализованных упражнениях  ученикам предлагалось изобразить животных, постараться передать их характерные особенности поведения, эмоциональные реакции.

Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество ребят: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность.

 На занятиях посвящённых эмоциональному состоянию человека приходится решать следующие задачи по развитию коммуникативных навыков: развитие личностного общения, умения проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей. В игровых заданиях дети учатся речевому и личностному общению, отрабатывая навык построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.

Огромный вклад в формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации оказывают занятия по развитию связной речи. Здесь особое внимание уделяется  правильности построения различных типов предложений, согласованию слов в предложении. Особое внимание уделяется работе над выразительной стороной речи, т.к. речь у детей с нарушением интеллекта бедна и эмоционально не выразительна.

 На логопункте мною созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий. Дети положительно относятся к логопедическим урокам, это связано с занимательной формой занятия, необычностью обстановки, новизной заданий, но это ещё не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной и речевой деятельности.

На логопедических занятиях развитие личностного и познавательного общения идет параллельно с решениями коррекционных задач по формированию всех сторон речи. Чтобы в свою очередь повысить интерес к логопедическим занятиям необходимо использовать наглядные средства (реальные предметы, игрушки или картинки, серии картинок, фланелеграф, важно и использование музыки. Вместе всё это создаёт благоприятный фон, который вызывает положительные эмоции, которые дети с нарушением интеллекта испытывают очень редко.

Проведённая коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков на логопедических занятиях дала свои положительные результаты. Ученики с удовольствием включаются в диалог, ведут себя более уверенно в различных ситуациях, проявляют внимание друг к другу, выслушивают собеседника, дополняют ответы и задают вопросы по теме. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки. Правильная красивая речь является главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на форуме "Развитие устной речи у учащихся коррекционной школы на внеклассных занятиях"

Развитие речи - одна из центральных задач всей системы работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе...

Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения

Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

СТАТЬЯ Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях....

ВЫСТУПЛЕНИЕ Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях....

Из опыта работы Развитие семантического поля у учащихся с ЗПР на логопедических занятиях.

В данной работе представлены теоретические основы изучения грамматического строя речи младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием. рассматриваются особенности речевого развития млад...