ВЫСТУПЛЕНИЕ Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.
материал по логопедии по теме

Ефремова Екатерина Анатольевна

Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на 1-й Международном научно-практическом семинаре «Формирование и развитие художественного восприятия и мышления детей и молодёжи в социокультурном контексте»

Федеральное государственное научное учреждение

«Институт художественного образования» Российской академии образования

Развитие художественного мышления учащихся

в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Учитель-логопед

Ефремова Е.А.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед школой, встает важная задача развития творческого мышления подрастающего поколения. В «Законе об образовании» (2013) и в федеральных государственных стандартах (ФГОС) для начальной школы отмечается важность для школьников умения художественно и творчески мыслить.

Художественное мышление детей - это форма эмоционально-образного отражения и познания ими действительности в процессе создания либо освоения художественного образа.

Феномен художественного мышления связан с различными областями

искусства и  позволяет осуществлять обобщенное опосредствованное художественное познание действительности, в которых субъект отображает художественную картину мира.

Художественное мышление не является исключительной привилегией художника, оно формируется в результате целенаправленного обучения ребенка.

Художественное мышление является тем же обобщенным и опосредствованным познанием действительности, как и любой другой вид мыслительной деятельности, и также осуществляется через решение проблемных ситуаций, задач связанных с пониманием и созданием художественного образа в собственной продуктивной деятельности.

Художественное мышление находится в единстве с другими познавательными процессами. Особое значение для развития художественного мышления имеют образное мышление, особенно творческое воображение и образная память, хранящая образы восприятия, чувств и речи ребенка. Важное значение имеет опыт ребенка, который он использует в процессе собственной деятельности.

Предпосылками развития художественного мышления у учащихся начальной школы являются: свободное оперирование различными наглядными образами при активном участии творческого воображения и образной памяти; готовность идти от замысла к его воплощению, от мысли к действию, а не наоборот; зарождение символической функции мышлении; элементов логического мышления; овладение смысловой стороной речи, эмоционально оценочной лексикой.

На современном этапе в начальной школе обучается достаточно большое количество учащихся, имеющих бедный словарный запас и недостаточно сформированный запас знаний и представлений об окружающем мире. Кроме этой категории учащихся есть немалое количество детей, имеющих речевые нарушения, которые проявляются в виде ошибок на письме, чтении и затрудняющие усвоение учебного материала. Чаще всего это учащиеся с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи III уровня.

Для общего недоразвития речи III уровня характерно наличие лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, создает трудности в использовании вариантов слов.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Лексико-грам-матические недостатки  проявляются в разных видах монологической речи- описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в развитии двигательной, эмоционально - волевой и познавательной сфер. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Таким образом, можно сказать, что имея такие трудности в формировании речи и психических процессов, у детей будут большие сложности при развитии художественного мышления.

На логопедических занятиях в начальной школе развиваются не только словарный запас, грамматический строй и связная речь. В процессе коррекционной работы по развитию речи одновременно ведется работа по развитию всех психических процессов. Например, словарный запас развивается на основе создания образов и развития образного мышления, обучения сравнению, формирования причинно-следственных связей. Развиваются внимание, долговременная память, зрительное и слуховое восприятие. Одновременно в процессе занятий расширяется запас знаний и представлений об окружающем мире.

Логопедические занятия начинаются с работы над словом. Это связано с тем, что осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Применяется большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. Одним из таких методов является метод ассоциативных связей. Ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т.д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа слова может быть следующая:

1.Каждое слово имеет определенное звуконаполнение, разное написание, смысл и разное употребление.

2. к каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Ассоциации должны идт сплошным потоком, удачные и неудачые, педагог выбирает наиболее подходящие слова.

3.Общий смысл выражения и создает образ слова. Рабочую цепочку можно представить следующим образом: слово – звуки – слова – образ слова. Например: ЗИМА – затрещал – мороз;

ДОРОГА – дом – идут – гости.

Приемов работы по развитию словаря и созданию образа слова существует много, приведем некоторые из них:

1. отгадывание загадок и объяснение детьми своих отгадок;

2. дети составляют загадки сами. Работа с загадками помогает научиться выделять в объекте главные и второстепенные признаки и правильно описывать предмет, не называя его.

3.подбор антонимов и синонимов, что способствует умению выделять особенности предмета.

Одним из важых приемов работы является умение наблюдать. Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Особенность наблюдения состоит в том, чтобы суметь в момент созерцания, слушания или иного чувственого восприятия активизировать собственные умственные возможости, включив сознание и подсознаие.

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Например, проблемами могут быть такие: «Почему светит солнце?».

На занятиях необходимо развивать дивергентное мышление. Это творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереоипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. При традиционном обучении в школе дети имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимоиспользовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Важым условием для развития дивергентного мышления является воздержание от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Для развития дивергентного мышленияможно использовать упражнения в подборе прилагательных и существительных, заключающих в себеосени и лета.

Осень – золотая, дождливая, ветренная;

Солнце -…

Трава - ….

Птицы - …

Лето – солнечное, жаркое, радостное.

Небо - …

Ягоды - …

Насекомые - …

 Для развития  устной и письменной связной речи – составление рассказа по картине, серии картин, написание сочинения необходимы не только развитые словарный запас и грамматический строй, но и богатый опыт, достаточные знания об окружающем мире, развитое воображение. Эти виды работ являются наиболее трудными и требуют предварительной подготовки. Сначала учащимся необходимо научиться составлять грамматически правильные предложения из слов, затем по картинке. После работы на уровне предложения начинается работа на уровне текста. Расставить предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.  При написании сочинения на первых этапах работы применяются вопросы, по которым составляется рассказ. Затем работа усложняется – дается развернутый план и опорные слова.

Во время коррекционной работы длительное время необходимо приучать детей спрашивать значение незнакомых слов, речевых оборотов, которые встречаются в учебных пособиях и книгах . Это является основой формирования интереса к окружающему миру.

Отмечено, что дети, которые имеют речевые нарушения и занимаются танцами, музыкой или рисованием, у этих детей быстрее идет развитие речи и всез психических процессов.

Таким образом, при общем недоразвитии речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы языка и отмечаются особенности в развитии психических процессов, которые являются предпосылкой для развития художественного мышления.  Коррекционная логопедическая работа строится по степени усложнения: работа на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. Коррекционная работа, которая проводится с учащимися на логопедических занятиях в начальной школе по развитию речи, одновременно способствует развитию психических процессов и создает предпосылки для развития художественного мышления.

Литература

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  2. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения - М., АПН РСФСР, 1980.
  3. Лилов А.Л. О природе художественного мышления // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. – М.: Наука, 1983.
  4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.
  6. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие понимания речевой информации учащимися коррекционной школы на логопедических занятиях

На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями  и с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, про...

СТАТЬЯ Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях....

Практика привития умений и навыков выжигания по ткани учащимся в общеобразовательной школе.

Авторская статья о практике привития умений и навыков выжигания по ткани учащимися в общеобразовательной школе....

Динамика речевого развития учащихся 1-х классов, посещающих логопедические занятия в 2015-2016 учебном году

Динамика речевого развития учащихся 1-х классов, посещающих логопедические занятия в 2015-2016 учебном году...

"Школа путешественников"-логопедическое занятие по курсу "Произношение" в 4 классе.

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда   в 4 классе  по курсу "Произношение"....

«Привлечение родителей и учащихся старших классов школы к проведению занятий «Разговоры о важном»

Опыт работы с родителями и учащимися старших классов школы во время занятий "Разговоры о важном"...