Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Цветкова Анастасия Алексеевна

Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_umensh-lask.suf_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 1489

Конспект фронтального логопедического занятия

в 3 классе.

Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

                                                                                   Учитель-логопед:

Цветкова Анастасия Алексеевна

Москва, СЗАО, 2013 г.

 

Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель: научить образовывать новые существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Задачи.

Речевые:  

  1. Упражняться в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -ик- , -ок- , -ек- ,-ек-, -чик-,  -очк-, -ечк-, -ичк-, -еньк-, -ышк-.
  2. Закрепление  понятия «суффикс».
  3. Развитие словаря.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Слуховую память.

Оборудование.

  1. Картинки: конфета – конфетка,  гриб – грибок, ваза – вазочка, барабан – барабанчик, мяч – мячик, книга – книжечка.
  2. Карточки с суффиксами: –к-, -ик- , -ок- , -ек-, -чик-,  -очк-, -ечк-, -ичк-, -еньк-, -ышк-.
  3. Домики с суффиксами: -ышк-, -ечк-, -ушк- и слова к ним Горло, время, скамейка, бревно, фея, семя, дед, имя, тетя, баба.
  4. 5 карточек, на которых нарисованы домики с суффиксами, внизу написаны слова.

- очк-  Лена, рама.

           -еньк- Саша, Вал.,

           -к-  ягода, солома.

          -ок- лес, цвет.

          -ик- лист, мяч.

         -чик- барабан, канал.

       5.  Картинки Вовы и        Вовочки, картинки для раздачи:  розочка, роза, самолет, самолетик, дом, домик, еж, ежик, миска, мисочка, дуб, дубок, заяц, зайчик, хомяк, хомячок, волк, волчонок, мышь, мышка.

       6. Карточки (5 шт) с предложениями, в которых надо исправить ошибки в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Детушки гуляют в Лесике. Щенёнок сидит в будике.. На лесной полянышке  растет молоденький дубик. У речок над водой построен теременок.  Вам бы лечь в постелечку  и  поспать.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Л.: Здравствуйте, ребята.

Проверьте все ли у вас готово к занятию? У вас на столе должны лежать: 1 ручка, 1 рабочая тетрадь, 1 простой карандаш,1 красный карандаш, линейка. Проверили?

Л.: Начинаем наше логопедическое занятие! Будьте внимательны!

 

  II. Изучение новой темы.

Л.: Ребята, у меня на доске висят картинки. Рассмотрите их внимательно. Давайте назовем их.

Д.: Конфета, гриб, ваза, барабан,  мяч, гриб, книга,

барабан, мяч, ваза, книга.

(на доске висят парные картинки, но в разброс)

Л.: Ребята, ветер перепутал картинки. Давайте разложим их по парам.

Д.:  Конфета – конфета,

       Гриб – гриб,

      Ваза – ваза,

     Барабан – барабан,

     Мяч – мяч,

    Книга – книга.

Л.: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чем они похожи, и в чем отличие?

Д.: Картинки похожи тем, что они разбиты по парам. В каждой паре нарисовано одно и тоже. Например: Конфета и конфета – на двух картинках нарисованы конфеты и т.д.

Л.: Верно. Чем отличаются картинки?

Д.: Тем, что картинки в первом столбике большие, а картинки во втором столбике те же самые, но они маленькие.

Л.: Правильно. В первом столбике у нас картинки большого размера, а во втором столбике картинки маленького размера.

Ребята,

это – конфета (логопед показывает на конфету из первого столбика), а это маленькая конфета (логопед показывает на конфету из второго столбика).

Как по другому сказать?

Д.: Маленькая конфета – это конфетка.

Л.: Ребята, это гриб, а это – маленький гриб. Как по другому сказать?

Д.: Маленький гриб – это грибок.

Л.: (Далее аналогично по всем оставшимся картинкам)

Д.:

Ваза – вазочка,

Барабан – барабанчик,

Мяч – мячик,

Книга – книжечка.

Л.: Ребята, как вы думаете с помощью чего образованы слова из второго столбика?

Д.: Слова из второго столбика образованы с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Л.: Верно. А что такое суффикс?

Д.: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Л.: Ребята, а какое новое значение придают эти суффиксы словам из второго столбика?

Д.: Они придают словам уменьшительно – ласкательное значение.

Л.: Верно. Суффиксы в этих словах придают уменьшительно – ласкательное значение.

Объявление темы занятия.

Л.: И сегодня на занятии мы с вами будем учиться образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

III. Отработка новой темы на материале.

1. Задание. Запись слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделение суффиксов и окончаний в словах.

Л.:  Ребята, открыли тетради и записали сегодняшнее число. Какое сегодня число?

Д.: сегодня 17 марта.

Л.: Говори по слогам и записывай число.

Д.: Сем-над-ца-то-е мар-та.

Л.: С красной строки записываем слова.

гора, а если маленькая гора?

Д.: Это горка (-к-).

Л.: Записывайте слово – горка с красной строки с большой буквы.

В слове горка найдите суффикс.

Д.: Суффикс –к-, окончание – а.

Л.: Отметили в слове горка, суффикс –к- и окончание –а.

(Далее по всем словам аналогично)

Ключ – ключик,   (-ик-)

Узел – узелок,       (-ок-)

Горох – горошек,   (-ек-)

Канал – канальчик,   (-чик-)

Лента – ленточка    (-очк-)

Шишка – шишечка  (-ечк-)

Лиса – лисичка        (-ичк-)

  Вася – Васенька     (-еньк-)

 Горло – горлышко  (-ышк-)

Л.: В словах, которые мы записали, назовите суффиксы.

Д.: –к-, -ик- , -ок- , -ек- , -чик-,  -очк-, -ечк-, -ичк-, -еньк-, -ышк-.

Л.: Как называются эти суффиксы?

Д.: Это уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Л.: Какое значение они придают существительным?

Д.: Значения уменьшительно – ласкательное.

Л.: Молодцы.

2. Задание. Игра «Скажи быстро»

Л.: Я сейчас вам  говорю слово, а вы быстро должны назвать его, но в уменьшительно-ласкательном значении. Вы должны назвать суффикс при помощи которого вы образовали слово.

Слова.

Ключ – ключик  (-чик-),

Пуговица – пуговичка (-ичк-),

Звезда – звездочка   (-очк-),

Лук – лучок  (-ок-),

Молоток – молоточек   (-ек-),

Ванна – ванночка   (-очк-),

Огурец – огурчик  (-ик-),

Мяч – мячик   (-ик-),

Машина – машинка (-к-),

Яблоко – яблочко (-очк-),

Аист – аистенок (-енок-).

Л.: Появился еще один суффикс, который придает словам уменьшительно -ласкательное значение – это суффикс –енок-.

3. Задание. Игра «Кто в каком доме живет?»

Л.: На доске появились домики. Ребята, в каждом доме живет по одному суффиксу, назовите их.

Д.: -ышк-, -ечк-, -ушк-

Л.: Я сейчас буду называть слова, а вы должны правильно образовать другое слово с суффиксами –ышк-, -ечк-, -ушк- и заселить это слово в нужный домик. Разделите лист на три столбика, в каждом столбике напишите суффиксы –ышк-, -ечк-, -ушк-.

Новые слова вы должны записать в соответствующем столбике у себя в тетрадях.

Слушайте внимательно слова.

Горло, время, скамейка, бревно, фея, семя, дед, имя, тетя, баба.

Л.: А теперь новое задание.

4. Задание. Работа по карточкам. Игра «Кто в доме живет?»

Л.: Я вам раздам карточки, на которых нарисованы домики, а в них живут суффиксы. Как и в предыдущем задании, вам надо заселить слова в нужный домик с нужным суффиксом.

Внизу даны слова, вам надо их изменить и записать его в тот домик, в который это слово подходит.

-очк-  Лена, рама.

-еньк- Саша, Вал.,

-к-  ягода, солома.

-ок- лес, цвет.

-ик- лист, мяч.

-чик- барабан, банан.

5. Задание. Игра «Кому подарить?»

Л.: На доске две фигуры мальчиков. Большого мальчика зовут – Вова, а маленького мальчика, малыша, зовут – Вовочка.

У меня есть картинки, давайте подарим их мальчику и малышу.

У меня картинка – карандаша, я его подарю Вовочке, а карандашик подарю – Вове.

(Картинки большие мы дарим маленькому мальчику – Вовочке, а маленькие картинки мы дарим большому мальчику – Вове. Для того, чтобы дети больше вслушивались в слова и преодолевали ассоциацию, что маленькому надо давать маленькие картинки, а большому – большие картинки).

Вове        Вовочке

розочка        роза

самолет        самолетик

дом        домик

еж        ежик

миска         мисочка

дуб        дубок

заяц         зайчик

хомяк         хомячок

волк        волчонок

мышь          мышка

6. Задание. Задание на карточках. Найди ошибки в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Л.: Вы сейчас будете учителями, я вам раздам карточки на которых написаны предложения, в словах один ребенок не правильно вставил уменьшительно-ласкательные суффиксы. Взяли в руки красный карандаш и исправляем ошибки.

Детушки  гуляют в лесике .  Щенёнок сидит в будике. На лесной полянышке растет молоденький дубик. У речок  над водой построен теремёнок. Вам бы лечь в постелечку и  поспать.

V. Итог занятия.

Л.: Что мы учились делать сегодня на занятии?

Д.: Мы учились образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Л.: Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы есть в русском языке? Назовите слово  с этим суффиксом.

Д.: –к- ручка, -ик- домик, -ок –дубок, -чик- барабанчик, -еньк- реченька и т. д.

Л.: Вы сегодня хорошо работали, молодцы. Надеюсь теперь вы будете правильно образовывать новые существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»

Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка.  Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства уча...

Презентация для логопедического занятия по коррекции дисграфии, 2 класс. Тема: "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез слов".

В данном слайд-шоу представлена подборка заданий для проведения логопедического занятия с учениками 2 класса по коррекции смешанной дисграфии на тему "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез...

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития

Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...

Логопедическое занятие по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников. Тема урока : «Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида»

Презентация к логоуроку по преодолению аграмматической дисграфии младших школьников поможет выстроить занятие от простого к сложному (в соответствии с задачами урока), актуализировать знания учащихся ...

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ТНР "Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов"

Данный конспект поможет логопедам и учителям начальных классов провести занятие или урок на соответствующую тему....