«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
статья по логопедии по теме

Соболева Ольга Борисовна

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Игры и упражнения по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике.

Постановка логопедического заключения, определяющего и формирующего маршрут обучения и воспитания ребенка на основе дифференциальной логопедической диагностики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Авторы:

  1. Соболева Ольга Борисовна

Место работы, должность: Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга; учитель-логопед высшей квалификационной категории

  1. Гроздова Ирина Николаевна

Место работы, должность: Центр психолого-медико-социального сопровождения Калининского района г. Санкт-Петербурга; учитель-логопед высшей квалификационной категории

Список ключевых слов:

логопедия, артикуляторная гимнастика, стертая дизартрия, функциональная дислалия, диагностика

Краткая аннотация:

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Игры и упражнения по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике.

Постановка логопедического заключения, определяющего и формирующего маршрут обучения и воспитания ребенка на основе дифференциальной логопедической диагностики.

Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени претерпевает изменения и очень часто не удовлетворяет требованиям логопедов-практиков.

Логопедические заключения по - разному определяют и формируют маршрут обучения и воспитания ребенка-логопата.

С точки зрения практической, обоснованное и компетентное решение этой проблемы должно способствовать более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Для осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы используется два критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический.

Симптомологическая (психолого-педогогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.

Примером таких заключений может быть: фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР), общее недоразвитие речи (ОНР I,II,III).

Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств.

Примером таких заключений могут быть: дислалия, дизартрия и стертая дизартрия, ринолалия, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития, заикание.

Таким образом, в логопедические группы поступают дети с диагнозами, сформированными на пересечение двух классификаций.

Очень часто мы, логопеды-практики сталкиваемся с вопросом об изменении диагноза с функциональной дислалии на стертую дизартрию.

К такому решению нас приводит невозможность быстрой коррекции речи, нарастание трудностей при процессах постановки и автоматизации звуков речи.

Отграничение дислалии от дизартрии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств). Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.

Поскольку легкая степень выраженности возможна лишь при корковой и псевдобульбарной дизартрии, то для постановки данного диагноза необходимо выявить поражения определенных отделов центральной нервной системы.

Мы рассмотрели проявление неврологической симптоматики, стертых форм дизартрии со стороны поражений черепно-мозговых нервов при проведении артикуляторных игр.

Тройничный нерв - V пара черепно-мозговых нервов у позвоночных животных и человека; делится на три главных нерва: глазничный, верхне- и нижнечелюстной; иннервирует ткани и органы лицевой части головы [4, 341].

Лицевые нервы - VII пара черепно-мозговых нервов; иннервируют мимические мышцы лица, мышцы уха и шеи [4, 187].

Языкоглоточные нервы - IX пара черепно-мозговых нервов; иннервируют язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу [4, 390].

Блуждающий нерв - X пара черепно-мозговых нервов; иннервируют органы головы, шеи, грудной и брюшной полостей [4, 70].

Подъязычный нерв - XII пара черепно-мозговых нервов; двигательный нерв языка; волокна этого нерва иннервируют мышцы языка, что сообщает ему гибкость и подвижность. [4, 248].

Пробы и признаки поражений отражены в таблице 1.

Таблица 1. Пробы и признаки поражений

Нервы

Пробы

Признаки поражений

V (Тройничный нерв)

  1. Верхняя ветвь - проба «Удивись» и «Нахмурься».
  2. Средняя ветвь - «Наморщи нос».
  3. С. Нижняя ветвь - «Почмокай», «Поцелуй», «Хоботок», «Пожуй».
  1. рот в покое приоткрыт
  2. жует передними зубами

VII (Лицевой нерв)

  1. Верхняя ветвь - закрой глаза (один и попеременно).
  2. Нижняя ветвь - «Улыбка», «Оскал», «Толстячек», «Перекачивание воздуха», «Задуй свечу».
  1. ассиметрия лица
  2. амимичное лицо
  3. неравномерное расположение глаз
  4. неполное смыкание век
  5. сглаженность носогубных складок
  6. симптом «заячьих глаз»

IX (языкоглоточный нерв)

Смотрим, как ребенок ест, выполняет артикуляторные упражнения.

  1. слюнотечение при выполнение артикуляторных упражнений
  2. слегка заметны расстройства глотания
  3. срыгивает, поперхивается

X (блуждающий нерв)

При широко открытом рте произносит [Э].

  1. сокращение с 1-ой стороны мягкого неба.
  2. отклонение маленького язычка (отклонение в здоровую часть)
  3. нарушение фонации
  4. назальный оттенок
  5. гнусавый оттенок речи
  6. не может говорить громко/шепотом

XI (подъязычный нерв)

Просим ребенка выполнить следующие статистические упражнения:

  1. «Мостик».
  2. «Чашечке».
  3.  «Маятник».
  4. Открыт рот, положить язык на губу и следить глазами за ручкой.
  1. сведение глаз к носу (при выполнении упр. «Мостик»)
  2. запрокидывание головы назад (при выполнении упр. «Чашечка»)


  1. тремор
  2. утягивание языка назад
  3. отклонение языка в больную сторону
  4. сужение языка - гипертонус
  5. посинение языка или кончика
  6. сопутствующие движения языка вслед за глазами.

Игры и упражнения для развития произвольных, мимических и артикуляторных движений, способствующих дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии.

Упражнения для глаз

«Мигалочки»

Светит солнышко в окошко,

Закроем глазки мы немножко.

Подержали - открываем,

А теперь мы поморгаем.

/Корж О.Н./

Цель. Учить спокойно, открывать и закрывать глаза, учится удерживать веки сомкнутыми.

«Мигалочки-моргалочки»

Светит солнышко в окошко,

Закроем глазки мы немножко.

Правый глазик открываю,

А другой не открываю

А теперь их поменяем.

/Корж О.Н./

Цель. Вырабатывать умение попеременно открывать и закрывать глаза, учить менять по заданию выполненное движение. Развивать произвольное внимание.

«Куклы-неваляшки»

Мы милашки - Куклы-Неваляшки

Куклы-Неваляшки, яркие рубашки,

Губки улыбаются, бровки удивляются,

Глазками моргаем, головой качаем.

Мы милашки – Куклы-Неваляшки.

/Корж О.Н./

Цель. Развитие мимической моторики.

Таблица 2. Анализ вариативности выполнения упражнений для глаз

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. выполняет движение в полном объеме
  2. выполняет в медленном темпе, незначительно изменяя амплитуду



  1. не может выполнить движения
  2. выполняет движение не в полном объеме
  3. не может попеременно открывать и закрывать глаза
  4. не может плотно закрыть оба глаза, как правило, остается щель в одном глазу
  5. пытается помочь рукой удержать глаз в закрытом положении или помогает себе мышками щеки (гиперкенез)
  6. синкинезии

Данная симптоматика предполагает поражения верхней ветви лицевого нерва.

Упражнения для щек

«Пузырек»

Пузырек, пузырек

Надуй щечки нам дружок.

Хлоп и лопнул пузырек,

Надуй вновь его дружок.

/Крупенчук О.И., Воробьева Т.А./

Цель. Укреплять мускулатуру губ и щек. Развивать координацию движений.

«Шарики»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

/Крупенчук О.И., Воробьева Т.А./

Цель. Укреплять мускулатуру губ и щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Таблица 3. Анализ вариативности выполнения упражнений для щек

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. движение выполняет
  2. при возникновении трудностей первичного характера (ребенок не понял или не смог выполнить с первого раза) легко обучается и правильно выполняет заданную серию произвольных движений.
  1. движение выполняет не в полном объёме, либо не  может выполнить движение
  2. сглаженность носогубных складок с одной или двух сторон
  3. не может надуть щеки или выполнить «перекачку» воздуха из одной щеки в другую

Данная симптоматика предполагает поражение средней ветви тройничного нерва (V пара)

Упражнения для бровей

«Друзья»

Я сержусь, сержусь, сержусь

С Иришкой больше не вожусь,

А играю с Танечкой,

Милочкой и Ванечкой.

Удивлюсь со Светочкой,

Светочкой-Конфеточкой.

/Соболева О.Б., Гроздова И.Н./

Цель. Отработать движение бровей вверх. Учить сводить брови к переносице.

Таблица 4. Анализ вариативности выполнения упражнений для бровей

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. движение выполняет в полном объёме
  2. медленное выполнение движения
  1. движение не выполняет
  2. движение выполняет не в полном объёме
  3. ассиметрия
  4. помогает себе мышцами других частей тела (синкинезии)
  5. сопутствующие движения глаз (закатывает глаза)

Данная симптоматика предполагает поражение верхней ветви тройничного нерва.

Упржнения для губ

«Лягушка»

Свои губки прямо к ушкам

Растяну я как лягушка…

Тянуть губки прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются…Смеются…

А глаза у них, как блюдца.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Таблица 5. Анализ вариативности выполнения упражнения для губ «Лягушка»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. улыбается без напряжения, спокойно удерживает губы под счёт от 1 до 5-10
  1. движение выполняет не в полном объёме
  2. ассиметрия улыбки
  3. может подворачивать верхнюю или нижнюю губу
  4. может не показывать нижние зубы

Данная симптоматика предполагает поражение нижней ветви тройничного нерва.

«Трубочка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

/Буйко В.И./

Цель. Вырабатывать движение губ вперёд. Укреплять мускулатуру губ, развивать их подвижность.

Таблица 6. Анализ вариативности выполнения упражнения для губ «Трубочка»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. упражнение выполняет
  2. возможно  не сильное вытягивание губ вперёд или недостаточное удержание позы

  1. движение не выполняет
  2. испытывает затруднения
  3. открывает рот во время выполнения упражнения
  4. не может удержать губы в вытянутом положении
  5. при парезе отмечается невозможность вытягивания губ с одной стороны

Данная симптоматика предполагает поражение нижней ветви тройничного нерва.

«Улыбка-трубочка»

Свои губки прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слонёнок я ,

Видишь - хобот у меня.

Цель. Укреплять мышцы губ. Тренировать их подвижность путём переключения позиций. Развивать произвольное внимание.

Таблица 7. Анализ вариативности выполнения чередования

упражнений для губ «Улыбка-трубочка»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. упражнение выполняет, переход от одной  позиции к другой осуществляет плавно
  1. движение выполнить не может
  2. переключение от одной позиции к другой смазанное, рывками

Данная симптоматика предполагает поражение нижней ветви тройничного нерва.

Упражнения для языка

«Любопытный язычок»

Любопытный язычок

Выглянул из домика,

Лёг тихонько на порог,

Полежал, полежал,

Снова в домик убежал.

/Корж О.Н./

Цель. Научить открывать рот и удерживать язык на нижней губе.

Таблица 8. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. упражнение выполняет
  1. движение выполняет
  2. движение не выполняет
  3. движение выполняет не в полном объёме
  4. обильное слюнотечение
  5. утягивает язык назад в ротовую полость (синдром «складного ножа»)

Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нерва.

«Лопатка»

Язык лопаткой положи

И держи, держи, держи.

Язык надо укреплять

И держать, держать, держать.

/Корж О.Н./

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении на нижней губе.

Таблица 9. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Лопатка»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. движение выполняет
  1. движение не выполняет
  2. движение выполняет не в полном объёме
  3. боковые края языка не касаются уголков рта
  4. утягивает язык в ротовую полость (синдром «складного ножа»)
  5. отклонение языка в больную сторону
  6. сужение языка (гипертонус)
  7. посинение языка или кончика
  8. поднятие кончика языка вверх («клювик»)
  9. обильное слюнотечение

Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нервов

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник-

Узким, узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Таблица 10. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Иголочка»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. движение выполняет
  2. движение не выполняет
  1. движение не выполняет
  2.  язык лежит на нижней губе, а не выдвигается вперёд
  3. отклонение языка в сторону
  4. непроизвольное поднятие кончика языка
  5. слюнотечение

Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нерва

«Часики»

Тик-так, тик-так

Вот так! Вот так!

Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Таблица 11. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Часики»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. движение выполняет
  2. не может выполнить движение в полном объёме с достаточной амплитудой
  1. движение не выполняет
  2. нижняя челюсть движется вместе с языком
  3. движение глаз вместе с языком (синкинезии)
  4. ассиметричная амплитуда движения влево-вправо
  5. язык движется не между губами, а «ездит» по нижней губе
  6. посинение языка

Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного и языкоглоточного нервов

«Качели»

На качелях я качаюсь

И до неба поднимаюсь!

А потом лечу я вниз,

И кричат вокруг мне «бис»!

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.

Таблица 12. Анализ вариативности выполнения упражнения для языка «Качели»

Функциональная дислалия

Стертая дизартрия

  1. движение выполняет
  2. движение выполняет не в полном объёме
  3. выполняет движение в замедленном темпе
  1. движение не выполняет
  2. сопутствующие движения нижней челюсти и/или губ, иногда рук
  3. гиперсоливация
  4. перетягивание языка в сторону
  5. малая амплитуда движения

Данная симптоматика предполагает поражение подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов

Анализ вариативности выполнения движения и серии движений при играх по развитию артикуляторной моторики позволяет дифференцированно подойти к диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии у детей. Отрабатывая артикуляторные игры с ребёнком,  и наблюдая за работой мимической и артикуляторной мускулатуры логопеду легче проанализировать и поставить правильное заключение, что приведет к высокой эффективности коррекционной работы, значительно сократит курс коррекции и увеличит количество обслуженных детей-логопатов. Надеемся, что наши наблюдения и разработки облегчат работу молодых специалистов и повысят её эффективность.

Литература

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский дом «Академия», 2001.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия – М.: ВЛАДОС, 1995.
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009 г.
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда под ред. Селиверстова В.И. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2002.
  6. Сборник методических рекомендаций. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб., Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...

Стёртая дизартрия. Структура дефекта.

структура дефекта при стёртой дизартрии...

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии

В документе представлены варианты использования биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения....

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики на коррекционных занятиях

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одн...