Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
методическая разработка по логопедии на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Критерии сравнения

Алалия

Дизартрия

Дислалия

Определения

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания

Расстройства фонационного оформления высказывания

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата

Нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата

Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй

Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи

Нарушение звукопроизносительной стороны речи

Патогенез

Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:

  • Двигательных (моторных) – речедвигательный анализатор поражен или недоразвит
  • Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор поражен или недоразвит

Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы  

Органические  дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения – механическая дислалия

Этиология

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей

Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни,  заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.

Снижение слуха, нарушение анатомического строения речевого аппарата, нарушения нормального функционирования органов артикуляции

Особенности артикуляционного аппарата

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация.

Иногда наблюдается замедленность в движении языка.

Состояние общей моторики

Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей).

Гиперактивность или заторможенность.

Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений.

Практически без отклонений от нормы.

Состояние мелкой моторики

Нарушения

Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен.

Практически без отклонений от нормы.

Темп овладения речью

Темп овладения речью замедленный,

вероятность самокомпенсации низкая

Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен

Не имеет выраженных нарушений

Восприятие речи, коммуникативные навыки

Сохранно.

Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.

Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.

Сохранно

Просодика

Без отклонений от нормы

Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен.

Не имеет выраженных нарушений

Импрессивная речь

Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

Не имеет выраженных нарушений

Не имеет выраженных нарушений

Звукопроизношение

Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое.

Нарушение формирования артикулемы

Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко).

Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.

М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.

Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.

По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.

Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.

Нет нарушений просодики.

Звукопроизношение не ухудшается. Произвольность речевых движений сохранна.

По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое, нарушение речи.

Нарушение лексико-грамматической стороны речи нет.

Слоговая структура слова

Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в  слове.

Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова

При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов

Не имеет выраженных нарушений

Активный словарный запас

Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения.

Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии.

Часто ниже нормы

Часто в пределах невысокой нормы

Грамматический строй речи

 Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко.

Длительное использование стереотипных,  однословных  предложений,  при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.

Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных).

Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий

Не имеет выраженных нарушений

Навыки самостоятельного связного высказывания

Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения

Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики

Не имеет выраженных нарушений

Коррекционная работа

Алалия

Дизартрия

Дислалия

Суть логопедической работы состоит в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.

Комплексная систематическая работа над речью и личностью:

Речь: создание механизмов речевой деятельности, обогащение речевой практики (использование имеющихся знаний, овладение моделями речевых операций), восполнение пробелов в речевом развитии и дальнейшая подготовка к обучению в школе.

Развитие сенсорных и двигательных возможностей: развитие мелкой, общей моторики; формирование сенсорных эталонов

Личность: устранение невротических настроений в характере, воспитание целенаправленной личности, воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работ по его преодолению

Коррекция нарушенных речевых функций + обязательное медикаметозное лечение.


Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи: коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа, развитие лекси-грамматической стороны речи, дифференцированный логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения; б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

III Этап – формирование коммуникативных умений

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи

В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...

Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями.

В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи....

Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии. К кому направить ребёнка: к логопеду или репетитору?

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия или он просто плохо знает правила?...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...