Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии. К кому направить ребёнка: к логопеду или репетитору?
консультация по логопедии

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия или он просто плохо знает правила?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_ili_dizorfografiya.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии. К кому направить ребёнка: к логопеду или репетитору? Подготовила: учитель-логопед МКУДО ДООЦ Н.Н.Сайфудинова

Слайд 2

Тема 4 занятия: » Что должно насторожить учителя начальной школы? В каких случаях он должен направить ребёнка к логопеду?

Слайд 3

Тема 4 занятия: » Дисграфия – что это ?

Слайд 4

Письмо - это сложная форма речевой деятельности. Чтобы написать слово : необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; соотнести выделенный звук с определённым образом буквы; воспроизвести с помощью движений руки букву. Чтобы написать предложение : необходимо мысленно его выстроить; проговорить; сохранить нужный порядок написания; разбить предложение на составляющие его слова; обозначить границы каждого предложения.

Слайд 5

Письмо - это сложная форма речевой деятельности. Если у ребёнка имеются нарушения хотя бы в одной из следующих функций: слуховой дифференциации звуков; правильного их произношения; звуковом анализе и синтезе; лексико-грамматической стороне речи; зрительном анализе и синтезе; пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом - Дисграфия

Слайд 6

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью ВПФ, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Слайд 7

Тема 4 занятия: »

Слайд 8

Ошибки на уровне буквы Пропуск букв, слогов сн ки – санки, м аи на – малина, це ток – цветок, к ок ольчики –колокольчики Перестановка букв, слогов ко рв ом – ковром, фру тк и – фрукты, зв ерошился – взъерошился Недописывание слов ракет – ракета Повторение букв, слогов де тити – дети

Слайд 9

Ошибки на уровне буквы Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству звонкие – глухие (в сильной фонетической позиции) карто в ель – картофель, гла с а –глаза, т у б ло – дупло, п а п ушка - бабушка твёрдые – мягкие тр а пка – тряпка, л у бит – любит, сол ьи ть – солить лабиализованные гласные ( ё-ю , о-у ) кл ёк ва – клюква, гол о бь – голубь аффрикаты и их компоненты ( ть-ч , ч-щ , ч-ц , ц-с , ц-т ) ч е ч радь – тетрадь, сту щ ал – стучал, ч япля – цапля, с ыплёнок – цыплёнок свистящие – шипящие с апка – шапка, ска ж ал – сказал, не щ ёт – несёт соноры ( р-л , ль-й ) сме р ый – смелый, со ль ка - сойка

Слайд 10

Ошибки на уровне буквы Смешение букв по кинетическому сходству ( б-д , о-а , п-т , и-у , х-ж ) Лю д ит – любит, б о нт – бант, пр у рода – природа, с т ешил – спешил, мо ж натый – мохнатый Зеркальное написание букв Пишет лишние элементы или не дописывает ( и-ш , л-м )

Слайд 11

Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова (приставка или начальный звук напоминают ребёнку предлог, союз, местоимение) и д ут – идут, б р ат – брат, я с ный – ясный Смещение границ слов (слияние слов провоцируется наличием одноимённых букв в составе смежных слов) каждень – каждый день, былето – было лето Или слитное написание слов Контоминация (грубое нарушение звукового анализа) МИШКПАРКИПРИТ – в мешке подарки для ребят Морфемный аграмматизм « медведин » хвост – медвежий хвост « стекловый » стакан – стеклянный стакан

Слайд 12

Ошибки на уровне предложения Нарушения связей слов согласования Ярко свети ла солн це . Больш ая бел ая пят но . управления подорожк ах сада по веткам деревь ях Неумение определить границы предложений Нарушение границ предложений (смещение) Трудно зимой белякам – зайцам сквозь деревья. Далеко видна белая заячья шубка.

Слайд 13

Тема 4 занятия: » Дисграфия – что это ? А что такое дизорфография ? На что следует обратить особое внимание? 1. Если ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии .) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7. Если есть нарушения устной речи.

Слайд 14

Тема 4 занятия: » Дисграфия – что это ? А что такое дизорфография ?

Слайд 15

Дизорфография – стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков , обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Слайд 16

Наибольшие трудности у детей вызывает не запоминание правил орфографии , а обнаружение орфограммы , выбор необходимого правила , адекватного данной ситуации, и решение орфографической задачи с помощью выбранного правила .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи

В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....

Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями.

В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи....

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников...