Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями.
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Эрмиш Кристина Хабибуллаевна

В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл таблица35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями

Диагностический признак

Умственная отсталость

Задержка психического развития

Нарушение речи

Характер поражения ЦНС

Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

- носит необратимый характер;
- все нарушения стойкие.

Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

- относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности;
- в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

Характерны различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой, при нормальном слухе и интеллекте.

Состояние высшей нервной деятельности

Грубо нарушены звуковой анализ, фонематический слух, внимание, восприятие, сфера образов-представлений, временные и пространственные представления, зрительно- двигательная координация и др

Труден звуковой анализ, фонематический слух, недостаточное развитие внимания, восприятия, сфера образов-представлений, временных и пространственных представлений, зрительно-двигательной координации и др.

 нарушена ориентировка в пространстве, слаборазвитое мышление, Отмечается:

- недостаточная устойчивость внимания;

- сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.- характерна быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители.

Время появления симптомов

  Трудности при сосании материнской груди или молока из бутылочки.

  Замедленное, ненормальное развитие или полное отсутствие всех типов физических и умственных функций, и реакций.

   Стереотипия (повторение одних и тех же движений, слов).

  Несогласованные, непластичные движения тела.

  Постоянное беспокойство.

  Симптомы физической дегенерации.

Первые симптомы ЗПР могут иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 3 лет (В.В.Ковалев,1979). Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте вследствие уже достаточной зрелости сомато-вегетативной системы.

Если в первый месяц ребенок не кричит, когда голоден.

Если в четыре месяца отсутствует гуление, ребенок не улыбается в ответ на эмоциональное общение.

Если в пять месяцев малыш не прислушивается к музыке и не пытается взглядом найти предметы, которые мама с папой называют.

Если в семь месяцев ребенок не реагирует на музыкальные игрушки и не различает интонации и голоса близких.

Отсутствие в девять месяцев лепета, ребенок не пытает повторять за мамой слоги и сочетания звуков.

Если в десять месяцев ребенок не может с помощью жестов приветствовать и прощаться.

В двенадцать месяцев ребенок не произнес еще ни одного слова, не понимает обычные просьбы, не реагирует на похвалы или замечания.

В год и четыре месяца не говорит упрощенных слов и не связывает их с определенными предметами и действиями.

В год и девять месяцев ребенок не лепечет, не пытается подражать интонациям взрослых, повторять звукосочетания и слоги.

В два года малыш не может выполнить просьбы в два этапа, показать основные части тела и узнавать близких людей на фотографии.

Если в два с половиной года ребенок не может понять разницу между противоположными прилагательными по смыслу.

Если в три года малыш не может ответить на вопросы о себе. Он не воспринимает коротенькие рассказы и не способен их пересказать. Ребенок не понимает различие в размерах у нарисованных предметов.

В четыре года ребенок с нарушением речи не может выучить короткое стихотворение. Он не воспринимает длинные рассказы и не может считать, не знает названия основных цветов.

Особенности раннего речевого и моторного развития

Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет.

Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. В процессе артикуляции звуков у них наблюдается неточность речевых движений, недостаточный их объем, замены, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте -2-3 лет, и в 4-6 лет

Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются такие функции как: лазание, ходьба, прыжки и др.Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др

Особенности физического развития

непропорциональность частей тела между собой;

неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);

короткие конечности.

Дети с ЗПР характеризуются:

-малым ростом и весом,

-по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста,

-позже начинают ходить.

-Характерны недостатки моторики, особенно мелкой,

-затруднения в координации движений,

-проявления гиперактивности.

Данные анамнезов показывают, что у большинства детей в грудном возрасте отставало развитие статических и двигательных функций: они поздно начали держать голову, сидеть, брать в руки предметы, ходить.

По данным ряда исследований, у детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости отмечает, что дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость. При этом, авторы, более низкий уровень в развитии основных физических качеств, связывают с тем, что таким детям свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.

Развитие познавательной сферы

 характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании);

- искажены представления об окружающем;

- опыт крайне беден;

- отсутствует учебный мотив.

 - характерна низкая познавательная активность;

- избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий.

- в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности.

Психологические особенности:

- способность к восприятию помощи;

Развёрнутая помощь взрослого.
Не принимает и не использует при выполнении заданий.

Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий.
Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы

Могут продуктивно использовать оказанную помощь и осуществлять перенос усвоенного навыка при решении аналогичных задач.

- темп усвоения ЗУН, приемов деятельности;

Резко замедлен; необходимо постоянное «подкрепление» (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практической деятельности

Снижен по сравнению с нормой; навыки практической деятельности (предметно-практические действия) усваиваются относительно легко и быстрее, чем навыки умственных действий; Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функций внимания и неспособностью к длительному умственному напряжению.

Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функций внимания и неспособностью к длительному умственному напряжению.

Темп снижен, как и у детей ЗПР, но навыки практической деятельности усваиваются относительно легко.

- прочность усвоения ЗУН, способов деятельности;

Усвоенные знания (способы действий, навыки) без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти.

Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще – словесной, в отвлеченной форме)

Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще – словесной, в отвлеченной форме)

- темп перехода от одного уровня деятельности к другому;

Резко замедлен; без специально организованной помощи часто невозможен; овладение «абстрактно-логическим уровнем» деятельности, даже при оказании педагогической помощи, часто оказывается недоступным.

Несколько замедлен, в частности, переход от «образно-действенного» к «абстрактно-логическому» уровню деятельности.

Замедлен  и не может выполнить задания по сложной инструкции, но в состоянии сделать нужное по подражанию

- способность к переносу полученных навыков в новые условия (на другие виды деятельности)

Перенос полученных навыков, способов действий в новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого.

Имеется у большинства детей с ЗПР; как правило, на первоначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.

Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.

Особенности речевой деятельности

- отсутствует период словотворчества;

- характерно позднее появление активной речи;

- бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

- нет потребности в речевом общении;

- не избирательны в контактах;

- сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

- затруднено понимание сложных инструкций;

- в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;

- не понимают логико-временные конструкции;

- не критичны к своему дефекту;

- грубые нарушения в письменной речи;

- не пытаются понять прочитанное;

- длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.

- звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;

- речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение;

- способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;

- пассивный словарь преобладает над активным;

- больше времени требуется для понимания инструкции;

- в речи присутствуют негрубые аграмматизмы;

- период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях;

- в речи много слов – паразитов;

- характерны нарушения в письменной речи;

- положительная динамика во время коррекционной работы.

- нарушено звукопроизношение;

- нарушен фонематический слух;

- затянут период словотворчества;

- отмечается раннее появление понимания обращённой речи;

- критичны к своему речевому дефекту;

- наблюдается перенос ошибок в устной речи на письмо;

- положительная динамика во время коррекционной работы.

Особенности моторики

Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы.

Двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперки-незы — чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные полдергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляется в области психомоторики — произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели.

Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;

может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;

при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии);

нарушения мышечного тонуса;

непродуктивность движений;
недостаточность выполнения сложных движений;

ошибочная пространственная организация движений.

Особенности игровой деятельности

Игровая форма заданий являться поводом для непроизвольного СОСКАЛЬЗЫВАНИЯ с выполнения задания. Без специального обучения не переходят на уровень предметно-игровых действий

Игровая форма заданий повышает продуктивность деятельности детей. Без специального обучения не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры.

Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.

 Дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении действий с предметами, нарушают последовательность игровых действий, опускают их основные части.

Поведение в учебной деятельности

Недоразвитие познавательных процессов; нарушение целенапрвленности и мотивации; слабость ориентировки в задании; неумение планировать и предвидеть результат; некритичное отношение к результату деятельности; неумение замечать и исправлять ошибки.

Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.

Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

1)   неустойчивость внимания

2)   пониженная работоспособность

3)   недостаточная целенаправленность деятельности

4)   низкий уровень самоконтроля (медлительность, расторможенность)

5)   слабость ее речевой регуляции

Динамика развития

Скачкообразность динамики развития не наблюдается

Скачкообразная динамика развития всех форм мыслительной деятельности.

При лечении и коррекции наблюдается положительная динамика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи

В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...

Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии

Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии....

Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии. К кому направить ребёнка: к логопеду или репетитору?

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия или он просто плохо знает правила?...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.

В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...