Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии
методическая разработка по логопедии

Никитина Ирина Андреевна

В документе представлены варианты использования биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии Выполнила Никитина Ирина Андреевна, учитель-логопед МОУ «СОШ №9»

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Как мы знаем из работ В.М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, М.С. Рузиной и др. существует взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга, поскольку в головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Поэтому биоэнергопластика может стать отличным дополнением на занятиях по формированию звукопроизношения. Подробнее о ней расскажу далее.

Слайд 3

Биоэнергопластика Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной её принцип – сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата

Слайд 4

Биоэнергопластика улучшает психологическую базу речи, оптимизирует моторные способности ребенка. Благодаря биоэнергопластики возможно убрать зрительную опору, чтобы ребенок опирался только на свои ощущения, ведь в жизни дети не видят свою артикуляцию. Развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции помогает ощутить контрастность положения губ, языка, челюсти, что способствует быстрому закреплению артикуляционных поз. Согласованные движения руки и артикуляционного аппарата активизируют естественное распределение в организме биоэнергии, интеллектуальную деятельность, мелкую моторику и общую координацию движений.

Слайд 5

Биоэнергопластику часто включают в артикуляционную гимнастику. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Слайд 6

МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В соответствие с методикой Р.Г. Бушляковой и Л.С. Вакуленко, проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой состоит из семи этапов. Продолжительность каждого может изменяться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. На первом этапе осуществляется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции детей общеизвестными приемами и методами. После обследования составляется комплекс упражнений с учётом количества и степени нарушения звуков. Известно, что дети с речевыми нарушениями имеют ряд неврологических особенностей. Они плохо ориентируются в пространстве, в схеме собственного тела, движения их нескоординированы . Большинство детей не могут выполнить задания на артикуляцию, им свойственна быстрая утомляемость, нарушения внимания, памяти, познавательной и коммуникативной деятельности. Поэтому на первом этапе вводят упражнения и игры биоэнергопластики , которые дети выполняют в первую половину дня.

Слайд 7

На втором этапе проводятся артикуляционные упражнения, на которых ребёнок выполняет упражнения для языка, губ или челюсти. Работа ведется перед зеркалом. Педагог во время упражнений помогает движениями ведущей руки, а ребенок запоминает движения, своей рукой для выполнения упражнений не пользуется. Используются наглядные материалы (фонендоскоп, лягушки-квакушки). Главная задача данного этапа – это установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, развитие интереса к занятиям. На третьем этапе артикуляционная гимнастика выполняется также по традиционной методике, дети знакомятся с персонажами перчаточного театра. Логопед сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребёнка в упражнениях пока не используется.

Слайд 8

На четвёртом этапе выполняются упражнения для языка, челюсти и губ с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед сопровождает показ упражнений движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики выполняется около двух месяцев, за это время ребёнок научится одновременно выполнять артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Логопед должен следить, чтобы рука в кисти не напрягалась. На пятом этапе к артикуляционным упражнениям можно подключить другую руку ребенка с перчаткой. Логопед помогает выполнять задания движениями своей руки.

Слайд 9

На шестом этапе ребенок выполняет артикуляционные упражнения уже двумя руками в перчатках. В процессе выполнения артикуляционного упражнения вместе с движением обеих рук ребенок повторяет движения органов речевого аппарата. Логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями своих рук. На данном этапе рекомендовано использовать специальные методы, средства и приемы обучения: -Использование для упражнений куклы-рукавички. -Метод куклотерапии , т.е. использование логопедических кукол. -Применение ручной модели языка, которая представляет красную варежку без пальца. Ребенок, изображая различные движения такой варежкой, воспроизводит артикуляционные движения совместно с работой руки. -Использование детских перчаток для выполнения артикуляционно- пальчиковых упражнений. -Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики стихотворными текстами. -Применение приемов музыкотерапии. Положительный эмоциональный настрой, возникающий при звучании приятной музыки концентрирует внимание, тонизирует деятельность центральной нервной системы.

Слайд 10

Седьмой этап – заключительный. В это время ребёнок полностью осваивает артикуляционные упражнения совместно с движениями рук. На данном этапе используется метод сказкотерапии, артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Слайд 11

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Слайд 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, поскольку выполнение упражнений совместно языком и руками требует от ребенка максимальной концентрации слухового и зрительного внимания, достаточно развитой пространственной ориентировки, четких движений кистей и пальцев рук одновременно с движениями губ и языка, это повышает эффективность логопедических занятий по формированию правильного произношения. Использование игрового подхода для укрепления мышц артикуляционного аппарата значительно облегчает постановку и введение в речь звуков

Слайд 14

Список использованной литературы 1 . Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 240 с. 2. Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар . науч. конф . (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Психолого-педагогические особенности детей при стертой дизартрии

Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.Своевременное выявл...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при дизартрии

Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений.Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых я...

Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"

Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией....