Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Завьялова Ирина Антоновна

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястребовой,О.И.Лазоренко.Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки,затем обоих.Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях благотворно влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей,развивает координацию движений и мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Из опыта работы

   

                                                                              Учитель-логопед высшей квалификационной                                 категории Завьялова Ирина Антоновна.    

Применение биоэнергопластики  в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Хорошо сформированная устная речь ребенка является важным условием для начала успешного школьного обучения. Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Дети с хорошо развитой устной речью полноценно общаются  со сверстниками, контактируют с учителем, усваивают программу по всем предметам. Адаптация  к учебной деятельности, школе у таких детей проходит успешно.

       В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Нарушение звукопроизношения наблюдается  у 22% первоклассников, поступивших  в школу в 2014 году. Родители не обращают внимания на неправильное произношение звуков. Работая с родителями, обращаю внимание на важность преодоления недостатков речи ребенка, которые могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем.

Логопедическое воздействие при нарушении звукопроизношения включает:

1.Подготовительный этап.

2.Этап формирования первичных произносительных навыков

- постановка звука

- автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. текстах

3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

 Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. В своей работе  использую систему предложенную А. В. Ястребовой, О.И. Лазаренко [ 1 ] . Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки ( правой, левой), затем обеих., имитирующих движения челюстей, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом  принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки ( биоэнергопластика).[2 ].”Бионергопластика” включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика –  cвязанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью.[3].

Занятия начинаю с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют,  включают детей в работу.

Так как у большинства первоклассников с нарушением звукопроизношения наблюдается ламбдацизм и ротацизм приведу примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков [ л], [л’ ] - № 1, [ р],[ р’]- № 2

№ 1                                                                          №2

1.Качели                                                                 1. Качели

2.Лопатка                                                                2.Лошадка

3.Иголка                                                                  3.Гриб

4.Чередование упражнений 2-3                             4.Гармошка

5.Часики                                                                    5.Расческа

6.Сладкое варенье                                                    6.Чистим зубы.

7.Блинчики                                                               7.Сладкое варенье

8.Чашка                                                                      8. Чашка

9.Чистим зубы                                                           9.Парус

10.Расческа                                                                 10.Маляр

11.Парус                                                                      11.Часики

12.Индюк                                                                     12.Язычок на прогулке.

13.Язычок на прогулке

Качели

Цель: учить выполнять точные и ритмичные упражнения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.Повторить упражнение 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальце руки

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет “один “поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет два опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 -5.Повторить 5-6 раз.[4 ]

Лопатка.

Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться , открыть рот.  Высунуть изо рта и положить на губу широкий расслабленный язык. Удержать в таком положении под счет от 1-10.Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удержать под счет от 1-5. Повторить 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

 Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет “один” кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1-5. Повторить 5-6 раз. .[4 ]

Чашка

Цель: вырабатывать умение удерживать язык с загнутым вверх передним и боковыми краями.

 Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился “ковшик”. Удерживать язык в таком положении под счет от1-10.Затем вернуть язык и губы  в исходное положение, закрыть рот  и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.

На счет один сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от1-до10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1-5. Повторить 4-5 раз. .[4 ]

Иголка.

Цель: выработать умение удерживать вне рта  узкий язык

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет “один” открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1- 10. Затем вернуть язык и губы  в исходное положение, закрыть рот  и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и  сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет один сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1-10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1-5.Повторить 4-5 раз. .[4 ]

Часики.

Цель:  выработать умение чередовать точные движения языка.

 Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет один улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться кончиком языка левого угла рта. На счет два коснуться кончиком языка правого угла рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1-5.Повторить 4-5 раз.

 Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и  сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет один повернуть кисть влево, на счет два повернуть вправо. Выполнять  под счет от 1-10,

затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1-5.Повторить 4-5 раз. .[4 ]

Сладкое варенье.

Цель: учить выполнять круговые движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и расположить кончик языка в  левом  углу рта. Под счет от 1-6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем  закрыть рот, держать закрытым рот под счет от 1до 6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и  сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет один повернуть кисть руки влево, затем под счет от1-6 выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево – вверх – вправо - вниз. Выполнять круговые движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторять 5-6 раз. .[4 ]

Расческа.

Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10 . Затем  закрыть рот, держать закрытым рот под счет от 1до 6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти  рук находятся горизонтально и на уровне солнечного сплетения.

На счет один провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет два выполнить аналогичное движение. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. Повторять 5-6 раз. .[4 ]

Парус

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удержать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторять 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и  сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет один кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного вытянуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторять 5-6 раз. .[4 ]

Язычок на прогулке.

Цель: выработать умение поднимать язык вверх, опускать вниз, выполнять движения в стороны.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт.

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет “два” опустить язык вниз, на” счет” три повернуть к левому углу рта, на счет “четыре” повернуть к правому углу рта . Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от1-5.Повторять 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и  сомкнуты, ладонь опущена вниз.

На счет “один” кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх. На счет” два “ опустить вниз, на “счет”три повернуть влево, на счет “четыре” повернуть вправо .Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. Повторять 5-6 раз. .[4 ]

Индюк

Цель: вырабатывать умение производить движения языком  по верхней губе.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо. Рот закрыт

На счет “один” улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх .Двигать языком  по губе вперед-назад и произносить при этом ” бл, бл, бл “.Выполнять под счет от 1 до 10.Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

 Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные упражнения. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5 .Повторить упражнение 4-5 раз.[4 ]

Применение бионергопластики на индивидуальных и групповых занятиях оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношению, фонематических процессов. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность занятий.

 Влияние биоэнергопластики на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики

Выполнение артикуляционных проб сентябрь

2013г.

Выполнение артикуляционных проб май 2014г.

Выполнение пальчиковых проб сентябрь 2013г.

Выполнение пальчиковых проб май 2014г.

Дети с ОНР,занимающиеся биоэнергопластикой

     

8%

87%

5%

98%

Дети с ОНР, не занимающиеся биоэнергопластикой

8%

38%

5%

65%

Дети с недоразвитием мелкой моторики, занимающиеся биоэнергопластикой

   

Низкий уровень

 

Средний уровень

Дети с недоразвитием мелкой моторики, не занимающиеся биоэнергопластикой

Низкий уровень

Ниже среднего уровня

                                 Литература

1.Ястребова А.В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ, 1999.

2.Ястребова А.В.Комплекс занятий по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

3.Новотворцева Н.В.Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития,1997.

4.Бушлякова Р.Г.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2011.

5.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.:Лань,1997.

6.Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение  обучения. М.:ТЦ Сфера,2003.

7.Цветкова Л.С.Методика нейропсихологической диагностики детей. М.:Когито-центр,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная коррекция речевых нарушений

Рекомендации по предупреждению и коррекции речевых нарушений детей родителями....

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у умственно отсталых школьников

В статье рассмотрены особенности нарушения речи у умственно отсталых детей; Главные достоинства Су Джок терапии; Приемы Су  Джок терапии....

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

Влияние криотерапии на развитие и коррекцию речевых нарушений в логопедической практике в рамках ФГОС.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия, использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и пр...

Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с...