Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта
учебно-методический материал

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_-_metodicheskiy_material.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта

Ортман Анна Александровна, учитель-логопед

ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Речь является основным средством человеческого общения. И от того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Поэтому одним из направлений коррекционно-развивающей работы логопеда и дефектолога является обогащение словаря и развитие речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время наряду с традиционными педагогическими методами и приёмами для развития речевой активности и речевого общения детей, широко применяются нетрадиционные методы. Одним из таких, ставшим довольно популярным в последнее время и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, является песочная терапия.

Самое главное преимущество данного метода – это его универсальность.

Через использование элементов пескотерапии нами решаются образовательные, воспитательные, коррекционные задачи:

Во-первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересовывает самого неусидчивого школьника, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

И конечно же - это речевое развитие.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:

- происходит обогащение словаря, который первоначально используется ими на занятиях, а затем постепенно входит в активный словарный запас;

- осуществляется становление и развитие речи как средства общения;

- совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.

Все игры в этом направлении мы разделили на:

1.Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счету; такие игры направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Например: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Узнай по описанию», «Ищи по инструкции» и другие.

2.Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира, способствуем развитию объяснительной речи («Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика» и т.д.). 

3.Логопедические игры, помогающие в совершенствовании лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи («Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на дорожках», «Дорисуй картинку»), коррекции нарушений слоговой структуры слова («Исправь ошибку», «Засели города», «Цветы на клумбе»), повышающих уровень речевого развития школьников.

4.Графомоторные игры, направленны на развитие координации движения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений: «Напиши на песке», «Дорисуй», «Укрась», «Узоры», «Нарисуй по контуру», «Сказочная линия» и другие.

5.Проективные игры. Открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество, фантазию, обогащают кругозор, расширяют активный и пассивный словарный запас  («Нарисуй картину», «Песочная аппликация», «Волшебная страна», «Сказка» и т.д.).

Таким образом, организация игр с песком вариативна. Правила и форма работы определяется самим педагогом исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Опыт работы показывает, что занятия с использованием элементов песочной терапии дают положительные результаты. У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям. Взаимодействие с песком даёт возможность узнать детям о многообразии окружающего мира, способствует развитию пространственных представлений, развивает творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных положительных результатов в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у умственно отсталых школьников

В статье рассмотрены особенности нарушения речи у умственно отсталых детей; Главные достоинства Су Джок терапии; Приемы Су  Джок терапии....

Коррекция тревожности у обучающихся с нарушениями речи методом арт-терапии

Коррекция тревожности у обучающихся  с  нарушениями речи методом арт-терапии...

Использование элементов АВА-терапии при коррекции нежелательного поведения у обучающихся с РАС

Причины агрессивного поведения:1. Заболевание ЦНС (черепно-мозговая травма, осложнение беременности и родов, эпилепсия, шизофрения и др. расстройства)2. Психологическая защита (дети с сильным типом ли...