Коррекция тревожности у обучающихся с нарушениями речи методом арт-терапии
статья по зож (1 класс)

Людмила Сабодаш

Коррекция тревожности у обучающихся  с  нарушениями речи методом арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_u_detey.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция тревожности у обучающихся  с  нарушениями речи методом арт-терапии

Тревожность у детей – это повышенная склонность испытывать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в т. ч., не предрасполагающих к беспокойству. Этим и отличается тревожность у детей от тревоги: тревога возникает эпизодически и тогда, когда есть причины, а тревожность у детей постоянна.

Несмотря на большое количество работ, проблеме эмпирического исследования и коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) не уделяется должного внимания. С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями возрастает.

Согласно научным данным, дети младшего школьного возраста с ТНР очень тревожны.

Причины возникновения тревожности разнообразны, часто возникают из-за нехватки эмоциональных и общественных стимулов. Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребёнку, не гибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его интересы, способности и склонности. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причём страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребёнку, казалось бы, ничего не грозит.

Тревожность у детей младшего школьного возраста с ТНР нередко характеризуется низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя то, что дети выполнить не в состоянии, причём в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают личностное достоинство.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. Они имеют склонность к вредным привычкам невротического характера, грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, всё время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами [2].

Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и возможных способов её коррекции на сегодняшний день важно как для науки, так и для практики. Это связано с тем, что уровень тревожности напрямую взаимосвязан с уровнем успеваемости ребёнка: чем ниже тревожность, тем выше успеваемость. Высокий уровень тревожности негативно сказывается и на здоровье детей. Родители детей и общество в целом заинтересованы в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, поэтому изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании и обучении.

С этой целью было проведено экспериментальное исследование, в задачи которого входило – выявить специфику проявления уровня тревожности у детей с ТНР и экспериментально обосновать возможность коррекции тревожности с помощью метода арт-терапии.

Исследование состоит из трёх основных этапов:

1. Диагностический этап: психологическая диагностика детей младшего школьного возраста. Анализ контрольной и экспериментальной группы.

2. Организация и проведение арт-терапевтического тренинга по коррекции тревожности – развивающий эксперимент.

3. Проверка эффективности тренингового курса. Анализ результатов исследования.

Цель первого этапа – выявление особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. В задачи этого этапа входило: апробация методик исследования, определение потребности в коррекции уровня тревожности.

В психодиагностике и эксперименте приняли участие ребята детского сада №377 г. Казани.

В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ литературы, проективные тесты, наблюдение, беседа, развивающий эксперимент (тренинг). Диагностика осуществлялась по следующим проективным методикам:

1. Тест «Несуществующее животное» М.З.Друкаревича.

2. Тест «Выбери нужное лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амена.

3. Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) Дж.Бокума.

Выбор проективных методик обоснован спецификой возрастных и речевых особенностей детей с ТНР. При интерпретации результатов проективных тестов учитывались следующие параметры:

1. Сила нажима, положение рисунка на листе, поворот головы, глаза, штриховки, расположение несущей, опорной части фигуры; прорисовки и затемнения линии контура, дополнительные детали, общая энергетика рисунка и т.д.

2. Количество негативных выборов (печальное лицо) по методике «Выбери нужное лицо». На основе общей суммы исследуемых признаков присваивался ранг уровня тревожности (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий).

Сравнительный анализ обобщённых показателей проявления тревожности в контрольной и экспериментальной группе по трём диагностическим методикам представлен в таблице 1.

Табл. 1. Сравнительный анализ обобщенных показателей проявления тревожности в контрольной и экспериментальной группе

 

Уровни тревожности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий

2

10%

13

65%

Средний

3

15%

4

20%

Низкий

15

75%

3

15%

 

Согласно данным, у 65% испытуемых в экспериментальной группе отмечен высокий уровень тревожности, у 20% испытуемых – средний уровень тревожности, и лишь у 15% испытуемых уровень тревожности оказался низким. У детей с нормальным речевым развитием отмечено 10% испытуемых с высоким уровнем тревожности, 15% – со средним уровнем, и 75% составляют учащиеся с низким уровнем тревожности.

Следует отметить, что дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например, у них потели ладони. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции тревожности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью специально организованного тренинга, что будет способствовать эффективности работы логопеда.

Разработка и апробация арт-терапевтического тренинга коррекции тревожности детей с ТНР

При разработке тренинга коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста мы учитываем, что выражение тревожности в рисунках и фантазиях детей может быть следствием активизации психологической защиты и иметь адаптивный характер, помогая ребёнку психологически справиться с травмирующей ситуацией. Исходя из этого, при помощи методов арт-терапии мы стремимся создать условия для отреагирования чувств и страхов ребёнка в драматизации и играх. Помимо развития у ребёнка навыков регулирования эмоций и формирования у него ощущения безопасности данный тренинг позволяет решать и некоторые иные задачи: улучшение качества общения ребёнка с окружающими его людьми, приносящее ему большее удовлетворение от межличностных контактов; развитие межличностной компетентности-умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие; укрепление «Я»; интеграция эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов личности; развитие спонтанности и способности к принятию ответственности за свои действия; совершенствование механизмов копинга – умения справляться со сложными жизненными ситуациями; коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений [3].

Цель тренинга – коррекция тревожности детей младшего школьного возраста с ТНР, раскрытие внутренних ресурсов.

Задачи тренинга заключаются в следующем:

1. Выявление актуальных проблем участников тренинга.

2. Актуализация творческих ресурсов.

3. Оказание поддержки участнику в самовыражении себя.

4. Снижение уровня тревожности, преодоление коммуникативного барьера.

5. Актуализация речи, развитие связной речи.

Программа арт-терапевтического тренинга коррекции тревожности у детей с тяжёлыми нарушениями речи включает 7 этапов (занятий).

Занятие 1. Удивительное в сказках.

Цель: активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях. Учим преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. Результатом занятия становится снижение эмоционального напряжения, ослабление имеющейся у детей тревожности.

Занятие 2. «Сказки бывают разные» – знакомство с видами сказок и их создание.

Цель: снятие напряжения, связанного со страхом сделать ошибку, ослабление излишнего сознательного контроля. Педагог рассказывает, какие бывают сказки, детям предлагается самим придумать сказки и рассказать их. На этом этапе происходит создание взаимного доверия, активизация воображения, снижение тревожности.

Занятие 3. Сказочная драматизация «Снежная королева».

Цель: развитие навыков коммуникации, снижение тревожности.

Занятие 4. «Любимый сказочный герой». Рисование на тему «Я –сказочный герой».

Цель: снятие напряжения, связанного с заниженной самооценкой. Занятие способствует формированию у детей положительной самооценки, снижению тревожности.

Занятие 5. «Утро Иванушки».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Формировать мотивацию к получению новых знаний. Ведущий рассказывает сказку, в которой главный герой не хочет учиться. Далее предлагается в форме импровизации разыграть диалог, дети должны предложить доводы, почему надо идти учиться.

Занятие 6. «Дружба делает чудеса».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников, снижение тревожности.

Разминочные упражнения «Моё настроение» (передавая игрушку по кругу, каждый ребёнок рассказывает, какое у него сегодня настроение).

Упражнение: «Доброе тепло» (взявшись за руки, дети передают пожатие руки по кругу).

Коллаж «Наша дружная группа», групповая работа.

Занятие способствует развитию навыков работы в группе, осознание себя в группе, снижению тревожности.

Занятие 7. «Мы сами можем делать чудеса».

Цель: рефлексия, закрепление положительного опыта, полученного на занятиях, снижение тревожности. Здесь применяются упражнение «Мое настроение», игра «Комплименты». В основной части используются упражнение «В лучах солнышка» и «Солнце в ладошке». Педагог рисует солнышко, в лучах которого находятся фотографии детей. По сигналу педагога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показывал на занятиях. Упражнение «Солнце в ладошке». Педагог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу. Завершает занятие упражнение на сплочение: «Аплодисменты». Завершающий этап способствует осознанию своих творческих возможностей, формированию потребности в творческом самовыражении, что также снижает уровень тревожности.

Для проверки эффективности тренинга группа детей с ТНР была разделена на контрольную и экспериментальную. Контрольную группу составили дети, которые не подвергались коррекционному воздействию, в экспериментальную группу вошли дети, на которых коррекционное воздействие осуществлялось.

Диагностика в контрольной и экспериментальной группах осуществлялась дважды: до и после тренинга. Результаты диагностики после проведения эксперимента представлены в таблице 2.

Табл. 2. Сравнительный анализ обобщенных показателей тревожности в контрольной и экспериментальной групп.

 

Уровни тревожности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абс.

%

Абс.

%

Высокий

7

70%

2

20%

Средний

2

20%

6

60%

Низкий

1

10%

2

20%

 

При помощи качественного анализа удалось проследить динамику снижения уровня тревожности дошкольников экспериментальной группы, доказать эффективность тренинга. После проведённого нами тренинга обнаружена тенденция снижения уровня тревожности. В целом, можно отметить, что после экспериментального воздействия увеличился процент участников, имеющих низкий и средний уровень тревожности. Также снизился процент участников, имеющих высокий уровень тревожности, что позволяет говорить о положительной динамике тренинга.

В завершении коррекционной работы рисунки детей стали приобретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.

Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Учащиеся стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например, при ответе на занятиях в группе. Повысилась самооценка детей, изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили создать более высокое статусное положение в группе сверстников. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о возможности коррекции уровня тревожности у детей с ТНР методом арт-терапии.

На основе полученных результатов разработаны следующие рекомендации по специфики организации тренинга для детей с тяжёлыми нарушениями речи:

1. Применять тренинг или его отдельные этапы в качестве коррекции и профилактики тревожности детей младшего школьного возраста специалистами: дефектологами, психологами, педагогами, логопедами.

2. Расширить возможности использования тренинга, адаптировать его к разным возрастным группам.

Для достижения максимального эффекта целесообразнее проводить тренинг, не исключая его основных этапов. При этом следует подчеркнуть, что коррекция тревожности группы детей с ТНР должна осуществляться логопедом, так как работа логопеда ведётся не только над речью ребёнка, а над всей личностью в целом. Дети с ТНР часто бывают тревожны, подвержены страхам, мнительности. Арт-терапевтические приёмы и методы, применяемые логопедом в работе с такими детьми, помогут создать положительное, эмоциональное отношение к логопедическим занятиям. Такую работу важно проводить на первых этапах логопедической коррекции для установления доверительных отношений, а далее и к стимулированию высказываний – по поводу рисунков, проделанной работы. Также при арт-терапевтической работе ведётся коррекция мелких координированных движений рук, что очень важно для детей с нарушениями речи. Далее эти задания можно видоизменять, выполнять их по определённому лексическому сюжету, чтобы параллельно можно было проводить коррекцию над звуками, лексико-грамматическим строем, обогащению словарного запаса и формированию навыков связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Коррекция тревожности» - занятие

В настоящее время тревожность стала постоянным спутником наших детей. Очень часто школа становится причиной детской тревожности. Ребенок сначала с радостью идет в школу, а затем не только теряет к ней...

Статья на тему: "Профилактика и коррекция тревожности в младшем школьном возрасте".

Раскрываются основные причины тревожности, направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с тревожными детьми, памятка учителю и рекомендации родителям....

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии

Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...

Нарушение темпа речи, методы коррекции.

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговариван...

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников методами арт-терапии

Материал для психологов по использованию средств арт-терапии при коррекции эмоциональных средств дошкольников....

Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии

Данный конспект занятий направлен на коррекцию детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии...

Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи

Статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с пробле...