Речевая карта Мазановой.
методическая разработка по логопедии по теме

Бакаева Ирина Юрьевна

Используем с 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.karta-_mazanova.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

3. Речевая карта младшего школьника

МОУ № _____ района _______________________________________________

Логопед___________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА учащегося _________ класса

(200___/ 200___ учебный г.)

1.        Фамилия, имя _________________________________________________

2.        Дата рождения ___________________ Школа ______________________

Класс ________________________________________________________

3.        Адрес ________________________________________________________

        _____________________________________________________________

Телефон _____________________________________________________

4.        Сведения о родителях:

Мать ________________________________________________________

_____________________________________________________________

Отец ________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.        Дата зачисления на логопункт ___________________________________

4.        Успеваемость (к моменту обследования):

по русскому языку _____________________________________________

математике ___________________________________________________

чтению ______________________________________________________

5.        Жалобы учителей и родителей ___________________________________

        _____________________________________________________________

6.        Анамнез:

От какой беременности ребенок _________________________________

_____________________________________________________________

Характер беременности ________________________________________

_____________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные,

стимуляция) __________________________________________________

_____________________________________________________________

Когда ребенок закричал ________________________________________

Асфиксия (белая, синяя) ________________________________________

_____________________________________________________________

Вес при рождении ______________ рост __________________________

Когда принесли кормить _______________________________________

Как взял грудь_________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________

На какой день выписан из роддома _______________________________

Раннее психомоторное развитие:

Голову держит с ______________ Сидит __________________________

Ходит _______________________________________________________

Гуление _______________ Лепет _________________________________

Первые слова _________________________________________________

_____________________________________________________________

Первые фразы ________________________________________________

_____________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие ________________________________

_____________________________________________________________

7.        Обращались ли раньше к специалистам за помощью ________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

8.        Заключение психиатра _________________________________________

_____________________________________________________________

9.        Заключение оториноларинголога ________________________________

        _____________________________________________________________

10.        Заключение окулиста __________________________________________

_____________________________________________________________

11.        Общее физическое развитие и перенесенные заболевания ____________

        _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

12.        Состояние общей моторики _____________________________________

        _____________________________________________________________

13.        Состояние мелкой моторики ____________________________________

        _____________________________________________________________

14.        Состояние артикуляционного аппарата:

□ губы:

а) толстые, тонкие, короткие, расщелина __________________________

б) подвижность _______________________________________________

в) переключаемость ____________________________________________

□ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные,

без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________

_____________________________________________________________

□ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое,

нормальное ___________________________________________________

□ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону,

сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

□ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой

открытый, косой ______________________________________________

□ язык:

а) массивный, маленький _______________________________________

б) подвижность: широкий __________________, узкий_______________

укороченная уздечка ___________________________________________

вверх _______________________, вниз ____________________________

маятник _____________________________________________________,

облизать верхнюю губу ________________________________________,

облизать нижнюю губу _________________________________________

в) переключение:

широкий-узкий _______________________________________________,

вверх-вниз ___________________________________________________,

оближи верхнюю/нижнюю губу _________________________________,

пощелкай ____________________________________________________

г) удержание позы _____________________________________________

д) тремор ____________________________________________________

е) саливация __________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Общее звучание речи

□        выразительность (невыразительная, маловыразительная) __________________________________________________________________

□        голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) ____________________________________________________

□        дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) _______________________

□        темп, ритм (замедленный, быстрый) ______________________________

□        дикция (четкая, смазанная) ______________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Серия 1. Обследование звукопроизношения

□        свистящие (характер нарушения):

с ___________________________, сь _____________________________

з ___________________________, зь _____________________________

ц ___________________________

□        шипящие (характер нарушения):

ш __________________________, щ ______________________________,

ж ___________________________, ч ______________________________

□        сонорные (характер нарушения):

л ___________________________, ль _____________________________,

р ___________________________, рь _____________________________,

й ___________________________

□        другие звуки__________________________________________________

Результаты выполнения заданий по серии 1

Максимально — 100 баллов

Звукопроизношение

Мах = 50

Дифференциация звуков

Мах = 50

Задание 1

Задание 2

начало года

середина года

конец

года

начало года

середина года

конец

года

Серия 2. Обследование фонематического слуха

1. Исследование возможности воспроизведения слогов.

□        са-ша-са __________________ □                за-за-жа-за _______________

ца-са-са  __________________ □                ча-ча-ща-ча _______________

ба-па-па __________________ □                ка-га-га-ка ________________

тя-ча-тя __________________ □                па-пя-па-пя _______________

ра-ла-ра __________________ □                ря-ля-ря-ря ________________

2. Исследование возможности воспроизведения слов.

□        бочка — почка ________________________________________________

□        том — дом — ком _____________________________________________

□        день — тень __________________________________________________

□        кот — год — ход ______________________________________________

□        мишка — миска

3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.

□        Мама расчесывает волосы перед зеркалом. ________________________

        _____________________________________________________________

□        Регулировщик регулирует движение. _____________________________

        _____________________________________________________________

□        Водопроводчик чинит водопровод. _______________________________

        _____________________________________________________________

□        Чистильщик чистит обувь. ______________________________________

        _____________________________________________________________

4. Исследование фонематических представлений.

Подбор слов на заданный звук: [а], [о], [у], [к], [с].

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Исследование возможности фонематического анализа.

□        мак _________________                □        кит ____________________

□        утка _________________                □        кошка _________________

□        капуста ______________

Результаты выполнения заданий по серии 2

Максимально — 100 баллов

Воспроизведено

Мах = 60

Представлено

Мах = 20

Анализ

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

А

Б

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Серия 3. Слоговая структура

1. Исследование возможности называния картинок.

□ дерево _____________________________________________________

□ аквариум ___________________________________________________

□ милиционер ________________________________________________

□ скатерть ____________________________________________________

□ мотоциклист ________________________________________________

2. Исследование возможности воспроизведения слов.

□ строительство _______________________________________________

□ серпантин __________________________________________________

 часовщик ___________________________________________________

□ репетиция __________________________________________________

□ сквозняк ___________________________________________________

□ дерево _____________________________________________________

□ аквариум ___________________________________________________

□ милиционер ________________________________________________

□ мотоциклист ________________________________________________

□ скатерть ____________________________________________________

3. Исследование возможности воспроизведения предложений.

□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь. ________________________

_____________________________________________________________

□ Ежик спит под ворохом листвы. _______________________________

_____________________________________________________________

□ В аквариуме плавают рыбки. __________________________________

_____________________________________________________________

□ Мальчик поставил велосипед под деревом. ______________________

_____________________________________________________________

4. Исследование навыка слогового анализа.

4.1. Деление слов на слоги:

□ кит ________________________________________________________

□ вишня _____________________________________________________

□ виноград ___________________________________________________

□ смородина __________________________________________________

4.2. Придумывание слов:

□ из 1-го слога ________________________________________________

_____________________________________________________________

□ из 2-х слогов ________________________________________________

_____________________________________________________________

□ из 3-х слогов ________________________________________________

_____________________________________________________________

Результаты выполнения заданий по серии 3

Максимально — 100 баллов

Называние картинок

Мах = 25

Воспроизведение

слов

Мах = 35

Воспроизведение предложений

Мах = 20

Анализ

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Серия 4. Исследование состояния словаря

1. Исследование состояния номинативного словаря.

А. Предмет и его части:

□ чайник _____________________________________________________

□ кукла ______________________________________________________

□ машина ____________________________________________________

□ стул _______________________________________________________

□ сапог ______________________________________________________

Б. Объяснение лексического значения слов:

□ огород _____________________________________________________

□ подоконник _________________________________________________

□ клумба _____________________________________________________

□ поезд ______________________________________________________

В. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом:

□ яблоко, груша, банан, слива ___________________________________

□ олень, волк, барсук, медведь __________________________________

□ береза, дуб, осина, ель ________________________________________

□ ручка, ластик, тетрадь, книга __________________________________

Назвать предметы, относящиеся к

□ мебели _____________________________________________________

□ инструментам _______________________________________________

□ насекомым _________________________________________________

□ обуви ______________________________________________________

□ грибам _____________________________________________________

Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам[1].

□ увлекательное _______________________________________________

□ хорошее ____________________________________________________

□ морозный __________________________________________________

□ звонкая ____________________________________________________

□ холодное ___________________________________________________

2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).

Кто как голос подает?

□ собака __________________                □ утка ___________________

□ петух ___________________                □ гусь ____________________

□ лошадь _________________                        □ ворона _____________

□ кошка __________________                        □ жук _______________

Кто как передвигается?

□ собака __________________                □ лошадь _________________

□ ворона _________________                        □ человек _________________

□ червяк _________________                        □ бабочка _________________

□ рыба ___________________                        □ черепаха ___________

3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам — по 5—6 слов).

□ осень (какая?)_______________________________________________

□ друзья (какие?) _______~______________________________________

□ вечер (какой?) _______________________________________________

□ ведро (какое?) _______________________________________________

4. Исследование антонимов.

□ день, весна, мороз ___________________________________________

□ большой, низкий, широкий ____________________________________

□ сесть, говорить, ссориться ____________________________________

□ расстегивать, входить, наливать __________________________________

□ темно, далеко, быстро ________________________________________

5. Исследование синонимов.

□ летчик ____________________        □ шофер _______________________

□ врач ______________________        □ печальный ___________________

Результаты выполнения заданий по серии 4

Максимально — 100 баллов

Предметы

Мах = 40

Действия

Мах = 20

Признаки

Мах = 20

Задание 1


Задание 2


Задание 3

А

Б

В

Г

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Антонимы

Мах = 10

Синонимы

Мах = 10

Пересказ

Мах =50

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Серия 5. Исследование грамматического строя речи

1. Исследование навыков словообразования.

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:

□ книга __________________                □ воробей ______________________

□ стул ___________________                □ ковер ________________________

□ ведро __________________                □ хлеб _________________________

□ гриб ___________________                □ топор ________________________

□ белка __________________                □ скамейка _____________________

Б. Образование названий детенышей:

□ у лисы _________________                □ у козы _______________________

□ у утки _________________                □ у собаки _____________________

□ у свиньи _______________

В. Образование глаголов префиксальным способом:

лить ___________________________________________________________

шел ___________________________________________________________

Г. Образование относительных прилагательных:

□ скамейка из дерева ___________________________________________

□ тетрадь из бумаги ____________________________________________

□ сумка из кожи _______________________________________________

□ кукла из резины _____________________________________________

□ шуба из меха ________________________________________________

□ сок из моркови ______________________________________________

Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?

голова чья?):

□ у лисы ___________________________________________________

□ у лошади ___________________________________________________

□ у медведя ___________________________________________________

□ у льва ______________________________________________________

□ у овцы _____________________________________________________

□ у тигра _____________________________________________________

2. Исследование навыков словоизменения.

А. Образование существительных множественного числа:

□ ухо ____________________                □ утенок __________________

□ стул ____________________        □ ведро ________________________

□ книга ___________________

Б. Предложно-падежные формы:

В

Куда идут девочки? Где лежит лекарство?

Из

Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?

На

Где висит пальто? Где стоит торт?

С

Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?

За

Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?

Из-за

Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?

Под

Где сидит ежик? Где находится крючок?

Из-под

Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок?

Над

Где летает змей? Где сияет радуга?

Слева, рядом

Где находится волк? Где сидит заяц?

В. Падежные конструкции:

Вин. пад.

Кого ты видел в зоопарке?

Род. пад.

Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

Дат. пад.

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

Твор. пад.

Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?

Пред. пад.

На чем катаются дети?

Г. Согласование прилагательных с существительными[2].

Прочитай словосочетания, допиши слова:

□ портрет краси... _____________________________________________

□ стаканчик бумаж... ___________________________________________

□ улыбка приветли... ___________________________________________

□ дни тепл... __________________________________________________

□ окно гряз... _________________________________________________

Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:

Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,

5 гусей.

□ дом ________________________________________________________

□ окно _______________________________________________________

□ ведро ______________________________________________________

□ дерево _____________________________________________________

□ кукла ______________________________________________________

Результаты выполнения заданий по серии 5

Максимально — 100 баллов

Словообразование. Мах = 50

Задание 1

А

Б

В

Г

Д

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Словоизменение. Мах = 30

Согласование. Мах = 20

Задание 2

Задание 3

А

Б

В

А

Б

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Серия 6. Обследование связной речи

1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4 картинки).

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Пересказ прослушанного рассказа.

ГОРОШИНЫ

по И.Н. Садовниковой

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты выполнения заданий по серии 6

Максимально — 100 баллов

Рассказ. Мах = 50

Пересказ. Мах = 50

Задание 1

Задание 2

Н

С

К

Н

С

К


ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Обследование письма

А. Дисграфические ошибки

Оптические

Акустические

Ошибки на почве нарушения языкового анализа

и синтеза

Аграмма-тические

Списывание (начало года)

Диктант (начало года)

Изложение (начало года)

Списывание (конец года)

Диктант (конец года)

Изложение (конец года)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Орфографические ошибки

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Обследование навыков чтения

А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Дислексические ошибки ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания...) _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I год обучения

II год обучения



Результат первого года обучения _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат второго года обучения ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

I год обучения

II год обучения



Дата ___________________        Подпись логопеда ____________________

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).

Подпись родителей ____________________________________________

Подпись директора МОУ _______________________________________

Приложение 1 к речевой карте

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса

__________________________________________________________________

(200— / 200___учебный г.)

1.        Подбери однокоренные слова.

□ стол _______________________________________________________

□ сноп _______________________________________________________

□ гриб _______________________________________________________

□ лист _______________________________________________________

□ лес ________________________________________________________

□ винт _______________________________________________________

2.        Подбери слова-антонимы.

□ Большой ___________________________________________________

□ Старый_____________________________________________________

□ Низкий _____________________________________________________

□ Сесть ______________________________________________________

□ Широкий ___________________________________________________

□ Говорить ___________________________________________________

□ Смелый ____________________________________________________

□ Ссориться __________________________________________________

□ Здоровый __________________________________________________

□ Далеко _____________________________________________________

□ Сильный ___________________________________________________

□ Быстро _____________________________________________________

3.        Запиши предложения, раскрывая скобки.

□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток.___________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. ________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4.        Заполни таблицу.

Именительный падеж, единственное число

Именительный падеж, множественное число

Родительный падеж, единственное число

Родительный падеж, множественное число

мост

мосты

моста

мостов

ухо

утенок

стул

ведро

книга

палец

дерево

пень

стена

5.        Вставь нужные предлоги и приставки.

□ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло.

□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.

□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам  и оврагам.

6.        Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже

вариантов:

□ интересная _________________________________________________

□ полосатая __________________________________________________

□ увлекательное _______________________________________________

морозный __________________________________________________

□ вкусный ____________________________________________________

□ высокий ____________________________________________________

холодное ___________________________________________________

□ хорошее ____________________________________________________

□ звонкая ____________________________________________________

Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.

7.        Подбери слова-признаки к словам-предметам.

□ осень (какая?) _______________________________________________

□ день (какой?) _______________________________________________

□ солнце (какое?) ______________________________________________

□ друзья (какие?) ______________________________________________

8.        Допиши окончания.

        Льнян___ полотенце                                Тепл___ дни

        Красив___ портрет                                Осенн___ погода

        Син___ тетрадь                                        Последн___ страница

        Бумажн___ стаканчик                                Грязн___ окно

        Приветлив___ улыбка                                Морозн___ день

Приложение 2 к речевой карте

ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

учащегося ________ класса

(200 / 200 учебный г.)

1. Диктант

2. Изложение


[1] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).

[2] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Речевая карта.

Образец заполнения речевой карты....

Речевая карта дошкольника

речевая карта дошкольника с ОНР...

Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

Речевая карта для учащихся 2-4 классов

Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

Речевая карта (младшие школьники)

Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...

Речевая карта для обследования речи старших школьников (4-6 класс)

Речевую карту могут использовать учителя-логопеды при обследовании речи старших школьников (4-6 класс) (разработана по методике Т.А. Фотековой)...