Речевая карта Мазановой.
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
3. Речевая карта младшего школьника
МОУ № _____ района _______________________________________________
Логопед___________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА учащегося _________ класса
(200___/ 200___ учебный г.)
1. Фамилия, имя _________________________________________________
2. Дата рождения ___________________ Школа ______________________
Класс ________________________________________________________
3. Адрес ________________________________________________________
_____________________________________________________________
Телефон _____________________________________________________
4. Сведения о родителях:
Мать ________________________________________________________
_____________________________________________________________
Отец ________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопункт ___________________________________
4. Успеваемость (к моменту обследования):
по русскому языку _____________________________________________
математике ___________________________________________________
чтению ______________________________________________________
5. Жалобы учителей и родителей ___________________________________
_____________________________________________________________
6. Анамнез:
От какой беременности ребенок _________________________________
_____________________________________________________________
Характер беременности ________________________________________
_____________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные,
стимуляция) __________________________________________________
_____________________________________________________________
Когда ребенок закричал ________________________________________
Асфиксия (белая, синяя) ________________________________________
_____________________________________________________________
Вес при рождении ______________ рост __________________________
Когда принесли кормить _______________________________________
Как взял грудь_________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________
На какой день выписан из роддома _______________________________
Раннее психомоторное развитие:
Голову держит с ______________ Сидит __________________________
Ходит _______________________________________________________
Гуление _______________ Лепет _________________________________
Первые слова _________________________________________________
_____________________________________________________________
Первые фразы ________________________________________________
_____________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ________________________________
_____________________________________________________________
7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью ________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8. Заключение психиатра _________________________________________
_____________________________________________________________
9. Заключение оториноларинголога ________________________________
_____________________________________________________________
10. Заключение окулиста __________________________________________
_____________________________________________________________
11. Общее физическое развитие и перенесенные заболевания ____________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
12. Состояние общей моторики _____________________________________
_____________________________________________________________
13. Состояние мелкой моторики ____________________________________
_____________________________________________________________
14. Состояние артикуляционного аппарата:
□ губы:
а) толстые, тонкие, короткие, расщелина __________________________
б) подвижность _______________________________________________
в) переключаемость ____________________________________________
□ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные,
без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________
_____________________________________________________________
□ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое,
нормальное ___________________________________________________
□ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону,
сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
□ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой
открытый, косой ______________________________________________
□ язык:
а) массивный, маленький _______________________________________
б) подвижность: широкий __________________, узкий_______________
укороченная уздечка ___________________________________________
вверх _______________________, вниз ____________________________
маятник _____________________________________________________,
облизать верхнюю губу ________________________________________,
облизать нижнюю губу _________________________________________
в) переключение:
широкий-узкий _______________________________________________,
вверх-вниз ___________________________________________________,
оближи верхнюю/нижнюю губу _________________________________,
пощелкай ____________________________________________________
г) удержание позы _____________________________________________
д) тремор ____________________________________________________
е) саливация __________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Общее звучание речи
□ выразительность (невыразительная, маловыразительная) __________________________________________________________________
□ голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) ____________________________________________________
□ дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) _______________________
□ темп, ритм (замедленный, быстрый) ______________________________
□ дикция (четкая, смазанная) ______________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Серия 1. Обследование звукопроизношения
□ свистящие (характер нарушения):
с ___________________________, сь _____________________________
з ___________________________, зь _____________________________
ц ___________________________
□ шипящие (характер нарушения):
ш __________________________, щ ______________________________,
ж ___________________________, ч ______________________________
□ сонорные (характер нарушения):
л ___________________________, ль _____________________________,
р ___________________________, рь _____________________________,
й ___________________________
□ другие звуки__________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 1 Максимально — 100 баллов | |||||
Звукопроизношение Мах = 50 | Дифференциация звуков Мах = 50 | ||||
Задание 1 | Задание 2 | ||||
начало года | середина года | конец года | начало года | середина года | конец года |
Серия 2. Обследование фонематического слуха
1. Исследование возможности воспроизведения слогов.
□ са-ша-са __________________ □ за-за-жа-за _______________
ца-са-са __________________ □ ча-ча-ща-ча _______________
ба-па-па __________________ □ ка-га-га-ка ________________
тя-ча-тя __________________ □ па-пя-па-пя _______________
ра-ла-ра __________________ □ ря-ля-ря-ря ________________
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
□ бочка — почка ________________________________________________
□ том — дом — ком _____________________________________________
□ день — тень __________________________________________________
□ кот — год — ход ______________________________________________
□ мишка — миска
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.
□ Мама расчесывает волосы перед зеркалом. ________________________
_____________________________________________________________
□ Регулировщик регулирует движение. _____________________________
_____________________________________________________________
□ Водопроводчик чинит водопровод. _______________________________
_____________________________________________________________
□ Чистильщик чистит обувь. ______________________________________
_____________________________________________________________
4. Исследование фонематических представлений.
Подбор слов на заданный звук: [а], [о], [у], [к], [с].
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Исследование возможности фонематического анализа.
□ мак _________________ □ кит ____________________
□ утка _________________ □ кошка _________________
□ капуста ______________
Результаты выполнения заданий по серии 2 Максимально — 100 баллов | |||||||||||||||||
Воспроизведено Мах = 60 | Представлено Мах = 20 | Анализ Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | |||||||||||||
А | Б | ||||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Серия 3. Слоговая структура
1. Исследование возможности называния картинок.
□ дерево _____________________________________________________
□ аквариум ___________________________________________________
□ милиционер ________________________________________________
□ скатерть ____________________________________________________
□ мотоциклист ________________________________________________
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
□ строительство _______________________________________________
□ серпантин __________________________________________________
□ часовщик ___________________________________________________
□ репетиция __________________________________________________
□ сквозняк ___________________________________________________
□ дерево _____________________________________________________
□ аквариум ___________________________________________________
□ милиционер ________________________________________________
□ мотоциклист ________________________________________________
□ скатерть ____________________________________________________
3. Исследование возможности воспроизведения предложений.
□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь. ________________________
_____________________________________________________________
□ Ежик спит под ворохом листвы. _______________________________
_____________________________________________________________
□ В аквариуме плавают рыбки. __________________________________
_____________________________________________________________
□ Мальчик поставил велосипед под деревом. ______________________
_____________________________________________________________
4. Исследование навыка слогового анализа.
4.1. Деление слов на слоги:
□ кит ________________________________________________________
□ вишня _____________________________________________________
□ виноград ___________________________________________________
□ смородина __________________________________________________
4.2. Придумывание слов:
□ из 1-го слога ________________________________________________
_____________________________________________________________
□ из 2-х слогов ________________________________________________
_____________________________________________________________
□ из 3-х слогов ________________________________________________
_____________________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 3 Максимально — 100 баллов | |||||||||||
Называние картинок Мах = 25 | Воспроизведение слов Мах = 35 | Воспроизведение предложений Мах = 20 | Анализ Мах = 20 | ||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | ||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Серия 4. Исследование состояния словаря
1. Исследование состояния номинативного словаря.
А. Предмет и его части:
□ чайник _____________________________________________________
□ кукла ______________________________________________________
□ машина ____________________________________________________
□ стул _______________________________________________________
□ сапог ______________________________________________________
Б. Объяснение лексического значения слов:
□ огород _____________________________________________________
□ подоконник _________________________________________________
□ клумба _____________________________________________________
□ поезд ______________________________________________________
В. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом:
□ яблоко, груша, банан, слива ___________________________________
□ олень, волк, барсук, медведь __________________________________
□ береза, дуб, осина, ель ________________________________________
□ ручка, ластик, тетрадь, книга __________________________________
Назвать предметы, относящиеся к
□ мебели _____________________________________________________
□ инструментам _______________________________________________
□ насекомым _________________________________________________
□ обуви ______________________________________________________
□ грибам _____________________________________________________
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам[1].
□ увлекательное _______________________________________________
□ хорошее ____________________________________________________
□ морозный __________________________________________________
□ звонкая ____________________________________________________
□ холодное ___________________________________________________
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).
Кто как голос подает?
□ собака __________________ □ утка ___________________
□ петух ___________________ □ гусь ____________________
□ лошадь _________________ □ ворона _____________
□ кошка __________________ □ жук _______________
Кто как передвигается?
□ собака __________________ □ лошадь _________________
□ ворона _________________ □ человек _________________
□ червяк _________________ □ бабочка _________________
□ рыба ___________________ □ черепаха ___________
3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам — по 5—6 слов).
□ осень (какая?)_______________________________________________
□ друзья (какие?) _______~______________________________________
□ вечер (какой?) _______________________________________________
□ ведро (какое?) _______________________________________________
4. Исследование антонимов.
□ день, весна, мороз ___________________________________________
□ большой, низкий, широкий ____________________________________
□ сесть, говорить, ссориться ____________________________________
□ расстегивать, входить, наливать __________________________________
□ темно, далеко, быстро ________________________________________
5. Исследование синонимов.
□ летчик ____________________ □ шофер _______________________
□ врач ______________________ □ печальный ___________________
Результаты выполнения заданий по серии 4 Максимально — 100 баллов | |||||||||||||||||
Предметы Мах = 40 | Действия Мах = 20 | Признаки Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||||
А | Б | В | Г | ||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Антонимы Мах = 10 | Синонимы Мах = 10 | Пересказ Мах =50 | |||||||||||||||
Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | |||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |||||||||
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков словообразования.
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
□ книга __________________ □ воробей ______________________
□ стул ___________________ □ ковер ________________________
□ ведро __________________ □ хлеб _________________________
□ гриб ___________________ □ топор ________________________
□ белка __________________ □ скамейка _____________________
Б. Образование названий детенышей:
□ у лисы _________________ □ у козы _______________________
□ у утки _________________ □ у собаки _____________________
□ у свиньи _______________
В. Образование глаголов префиксальным способом:
лить ___________________________________________________________
шел ___________________________________________________________
Г. Образование относительных прилагательных:
□ скамейка из дерева ___________________________________________
□ тетрадь из бумаги ____________________________________________
□ сумка из кожи _______________________________________________
□ кукла из резины _____________________________________________
□ шуба из меха ________________________________________________
□ сок из моркови ______________________________________________
Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?
голова чья?):
□ у лисы ___________________________________________________
□ у лошади ___________________________________________________
□ у медведя ___________________________________________________
□ у льва ______________________________________________________
□ у овцы _____________________________________________________
□ у тигра _____________________________________________________
2. Исследование навыков словоизменения.
А. Образование существительных множественного числа:
□ ухо ____________________ □ утенок __________________
□ стул ____________________ □ ведро ________________________
□ книга ___________________
Б. Предложно-падежные формы:
В | Куда идут девочки? Где лежит лекарство? | |
Из | Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? | |
На | Где висит пальто? Где стоит торт? | |
С | Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? | |
За | Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? | |
Из-за | Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? | |
Под | Где сидит ежик? Где находится крючок? | |
Из-под | Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? | |
Над | Где летает змей? Где сияет радуга? | |
Слева, рядом | Где находится волк? Где сидит заяц? |
В. Падежные конструкции:
Вин. пад. | Кого ты видел в зоопарке? | |
Род. пад. | Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? | |
Дат. пад. | К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? | |
Твор. пад. | Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? | |
Пред. пад. | На чем катаются дети? |
Г. Согласование прилагательных с существительными[2].
Прочитай словосочетания, допиши слова:
□ портрет краси... _____________________________________________
□ стаканчик бумаж... ___________________________________________
□ улыбка приветли... ___________________________________________
□ дни тепл... __________________________________________________
□ окно гряз... _________________________________________________
Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:
Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,
5 гусей.
□ дом ________________________________________________________
□ окно _______________________________________________________
□ ведро ______________________________________________________
□ дерево _____________________________________________________
□ кукла ______________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 5 Максимально — 100 баллов | ||||||||||||||
Словообразование. Мах = 50 | ||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Словоизменение. Мах = 30 | Согласование. Мах = 20 | |||||||||||||
Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||
А | Б | В | А | Б | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Серия 6. Обследование связной речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4 картинки).
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Пересказ прослушанного рассказа.
ГОРОШИНЫ
по И.Н. Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 6 Максимально — 100 баллов | |||||
Рассказ. Мах = 50 | Пересказ. Мах = 50 | ||||
Задание 1 | Задание 2 | ||||
Н | С | К | Н | С | К |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Обследование письма
А. Дисграфические ошибки
Оптические | Акустические | Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Аграмма-тические | |
Списывание (начало года) | ||||
Диктант (начало года) | ||||
Изложение (начало года) | ||||
Списывание (конец года) | ||||
Диктант (конец года) | ||||
Изложение (конец года) |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Орфографические ошибки
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Обследование навыков чтения
А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Дислексические ошибки ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания...) _________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I год обучения | II год обучения |
Результат первого года обучения _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат второго года обучения ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I год обучения | II год обучения |
Дата ___________________ Подпись логопеда ____________________
«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).
Подпись родителей ____________________________________________
Подпись директора МОУ _______________________________________
Приложение 1 к речевой карте
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса
__________________________________________________________________
(200— / 200___учебный г.)
1. Подбери однокоренные слова.
□ стол _______________________________________________________
□ сноп _______________________________________________________
□ гриб _______________________________________________________
□ лист _______________________________________________________
□ лес ________________________________________________________
□ винт _______________________________________________________
2. Подбери слова-антонимы.
□ Большой ___________________________________________________
□ Старый_____________________________________________________
□ Низкий _____________________________________________________
□ Сесть ______________________________________________________
□ Широкий ___________________________________________________
□ Говорить ___________________________________________________
□ Смелый ____________________________________________________
□ Ссориться __________________________________________________
□ Здоровый __________________________________________________
□ Далеко _____________________________________________________
□ Сильный ___________________________________________________
□ Быстро _____________________________________________________
3. Запиши предложения, раскрывая скобки.
□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток.___________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. ________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Заполни таблицу.
Именительный падеж, единственное число | Именительный падеж, множественное число | Родительный падеж, единственное число | Родительный падеж, множественное число |
мост | мосты | моста | мостов |
ухо | |||
утенок | |||
стул | |||
ведро | |||
книга | |||
палец | |||
дерево | |||
пень | |||
стена |
5. Вставь нужные предлоги и приставки.
□ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло.
□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.
□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам.
6. Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже
вариантов:
□ интересная _________________________________________________
□ полосатая __________________________________________________
□ увлекательное _______________________________________________
□ морозный __________________________________________________
□ вкусный ____________________________________________________
□ высокий ____________________________________________________
□ холодное ___________________________________________________
□ хорошее ____________________________________________________
□ звонкая ____________________________________________________
Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.
7. Подбери слова-признаки к словам-предметам.
□ осень (какая?) _______________________________________________
□ день (какой?) _______________________________________________
□ солнце (какое?) ______________________________________________
□ друзья (какие?) ______________________________________________
8. Допиши окончания.
Льнян___ полотенце Тепл___ дни
Красив___ портрет Осенн___ погода
Син___ тетрадь Последн___ страница
Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно
Приветлив___ улыбка Морозн___ день
Приложение 2 к речевой карте
ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
учащегося ________ класса
(200 / 200 учебный г.)
1. Диктант
2. Изложение
[1] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
[2] Учащиеся 2-4 классов выполняют данное задание самостоятельно (см. приложение к речевой карте, с. 105-107).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...
Речевая карта.
Образец заполнения речевой карты....
Речевая карта дошкольника
речевая карта дошкольника с ОНР...
Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...
Речевая карта для учащихся 2-4 классов
Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....
Речевая карта (младшие школьники)
Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...
Речевая карта для обследования речи старших школьников (4-6 класс)
Речевую карту могут использовать учителя-логопеды при обследовании речи старших школьников (4-6 класс) (разработана по методике Т.А. Фотековой)...