Интонационная сторона речи
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Кутьина Светлана Николаевна

В данной статье в полной мере раскрыты сущность интонационных нарушений речи, их диагностика и коррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonacionnaya_storona_rechi.docx64.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интонационная сторона речи».

Тема: «ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ».

                                                                                                                                               

                                      

                                                                               

                                 

             

Содержание:

  1. Введение.
  2. Теоретическая основа вопроса.
  3. Диагностика нарушения интонационной стороны речи:

      а). Обследование восприятия интонации.

      б). Обследование воспроизведения интонации.

      в) Обследование восприятия логического ударения.

       4. Методы коррекции.

      5. Информация для родителей : «Шпаргалка.ru»

Итог.

«В тоне голоса, в глазах и в выражении

                                                                лица говорящего имеется не меньше

красноречия, чем в самих словах»….

(Ж. Лабрюйер, фр. Философ)

У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как  специалистов, так и родителей.

В настоящее время существует актуальная проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Нарушениями интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией занимались многие авторы. В своей работе я опираюсь  на методику по развитию интонационной стороны речи Л.В.Лопатиной.

Интонация – это основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

         Историю развития специальных исследований интонации в языкознании можно разделить на два периода. Первый – с конца XIX до начала XX века – характеризуется поиском объекта изучения и методов его анализа. Во втором периоде – с 40-х годов XX века до наших дней происходило расширение интонационных исследований, связанное с развитием как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики. Помимо изучения интонации как совокупности супрасегментных единиц исследователями проводится анализ ее отдельных компонентов. Наибольшее значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, В.В. Виноградова, А.М. Гвоздева, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоустовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, И.Т. Торсуевой, Л.К. Цеплитиса, Н.В. Черемисиной, Л.В. Щербы.

 Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом.

 Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи.

         Исследование интонации в акустическом аспекте рассматривает речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляются объективные характеристики интонации: частота основного тона, спектр, интенсивность и длительность (Альтман Я.П., Гершуни Г.В., Чистович Л.А., Венцов А.В.).

 С перечисленными акустическими параметрами в интологии обычно соотносят основные компоненты интонации: ударение, мелодику, темп, тембр и паузы, выделяя как важнейшие и наиболее своеобразные компоненты русской интонации мелодику и ударение (Черемисина Н.В., Зиндер Л.Р.).

         Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся с объективными характеристиками интонации, – это высота, длительность, громкость, тембр (Вахтина Н.Ю.).

 В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи. Каждый из этих параметров обладает своими специфическими единицами – носителями значения: тонемами, хронемами, акцентемами (Николаева Т.М.).

 По наблюдениям Зиндера Л.Р. все компонентты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, силы и так далее. Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания, который имеет сложное строение и выполняет многообразные функции.

         Независимость интонации от конкретного лексико-грамматического состава высказывания позволяет говорить об относительной ее автономности. Большое значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, Л.П. Блохина, Л.Р. Зиндера, Л.В. Златоусовой, Т.М. Николаевой, Н.Д. Светозаровой, Н.С. Трубецкого, Л.Д. Щербы, разработавших концепцию суперсегментной организации речи как системы. Под просодической организацией речи понимается совокупность звуковых средств, которые оформляют последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания. Использование в качестве просодических характеристик речи таких обязательных признаков звука, как длительность, интенсивность и частота основного тона, является одним из универсальных свойств человеческой речи (Н.Д. Светозарова).

         Н.И. Жинкин, рассматривая просодическую организацию языка, отмечает, что «натуральная форма реализации языка – звуковая. Звук как функция времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров – интонацией.

 Е.А. Брызгунова, анализируя соотношение компонентов интонации, утверждает, что логическое ударение оформляется в речи сочетанием названных компонентов, поскольку на логических центрах голос меняется по высоте, силе, темпу, тембру.

         Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л.В. Щерба, который отметил, что связь между смысловой и звуковой сторонами речи осуществляется в пределах простейшего синтаксического целого – синтагмы, единого смыслового целого в процессе речи – мысли.

 И.Г. Торсуева, используя семантический подход при выявлении единиц реи, выделяет высказывания. Основными характеристиками высказывания являются его коммуникативная направленность, адресованность, возможность смыслового членения, эмоциональная насыщенность, присутствие подтекста. В отличие от предложения, обладающего значением, у высказывания, помимо значения, имеется конкретный целостный смысл, оно обладает авторством и экспрессивной стороной.

 Интонация каждой фразы является результатом взаимодействия многих факторов, наиболее важными являются: коммуникативная установка говорящего, отражение им ситуации общения, универсальные физиологические основы производства речи.

 Наиболее эмоциональны фразы типа «восклицание», «приказание», «импликация», меньшей степенью эмоциональности обладают фразы типа «общий и специальный вопрос», а слабая степень эмоциональной насыщенности свойственна простым утверждениям и фразам.

         Л.В. Бондарко выделяет несколько факторов, определяющих поведение всех компонентов интонации: «…важным является место главного ударения в синтагме: именно в этом месте происходит самое значительное изменение мелодики – понижение или повышение. Само направление изменения определяется типом интонации (повествование, вопрос, незавершенная интонация, восклицание). Изменение темпа и громкости также связаны с местом главного ударения: если оно близко к концу синтагмы, то темп замедляется более значительно, а громкость ослабляется меньше, чем в том случае, когда синтагматическое ударение оказывается близко к началу синтагмы.

         В фонологии существуют различные классификации, представляющие разные подходы и разные принципы определения интонационных значений. Единицами интонации являются интонационные конструкции (в другой терминологии интонемы, фонемы тона). Е.А. Брызгунова выделяет интонационные конструкции русского языка на основе оппозиций высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом словоформ. По определению автора, тип соотношения основного тона, тембра, интенсивности, длительности, способный выражать несовмесимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, является интонационной конструкцией. Автор выделила в русском языке семь типов интонационных конструкций (ИК), структура и различительные признаки которых были установлены путем слухового и инструментального анализа.

 В каждой ИК есть центр – слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос-сообщение-волеизъявление. По отношению к центру различаются предцентровая и постцентровая части. Для всех типов ИК важно различать направление основного тона на гласном центра и соотношение уровней предцентра, центра и постцентра.

ИК-1. Интонационный центр – на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится предценторовая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постценторовой части остается в достигнутом положении. Такая ИК характерна для завершённого повествования.

ИК-2. Интонационный центр на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения со значением сопоставления.

ИК-3. Интонационный центр на том же слове, что и ИК-1, но в данном случае тон резко повышается, что характерно для оформления общего вопроса.

ИК-4. В предцентровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается, а затем повышается, и высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно переспросу, побуждению, незаконченному повествованию.

ИК-5. В отличие от других ИК, эта имеет два центра, на первом тон повышается, а на гласном второго центра – понижается. Такое оформление свойственно для восклицательной интонации.

ИК-6. Интонационный центр характеризуется повышением тона, сохраняющимся до конца конструкции, и такое оформление также придает высказыванию эмоциональную окраску.

ИК-7. На гласном центра тон резко повышается, этот гласный заканчивается смычкой голосовых складок, что придает высказыванию отрицательно-эмоциональное значение.

 Употребление основных интонационных типов в русской спонтанной речи также имеет свои особенности. В спонтанной разговорной речи преобладают интонационные конструкции с более контрастным движением тона, с высокими и резкими подъемами, значительными замедлениями и особенно ускорениями темпа.

 Изучение интонации разговорной речи позволяет сделать следующие выводы. Спонтанная речь не имеет собственных ресурсов интонации. Однако отличительной особенностью спонтанной речи является то, что ряд общеязыковых интонационных моделей подвергается трансформации, которая проявляется в прерывании интонационного рисунка, его перестройке, сочетании разных интонационных рисунков для передачи одного и того же значения. В спонтанной речи наблюдается максимальное взаимодействие вербальных и интонационных средств, синтез которых направлен на решение коммуникативной задачи, на выражение эмоциональных значений.

 В случае недостаточной сформированности интонационной стороны речи у лиц с речевой патологией могут наблюдаться трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала, «сбои» в социально-перцептивной, интеракционной и коммуникативной системах общения, приводящие к нарушениям в сфере межличностных отношений.

        

Диагностика нарушения интонационной стороны речи

Обследование восприятия интонации.

 

Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства.

Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи.

Материал исследования: предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.

Процедура: ребенку предлагается послушать предложения, которые произносятся  с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнением задания проводится беседа, в которой на материале одной серии предложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному.

1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой»

Речевой материал:

1. На улице холодно.

2. Ах, какая красивая картина!

3. Медведь спит в берлоге.

4. Белка грызет орешки.

5. Ты съел суп?

  1. Определение наличия вопросительного предложения.

Знакомство с сигнальной карточкой ?

Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос – подними карточку с вопросительным знаком: ?»

Речевой материал:

1. На улице идет снег!

2. Ты любишь играть в снежки?

3. Оля идет в парк.

4. Куда мальчик идет?

5. У тебя болят зубы?

3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. !

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком: !»

Речевой материал:

1. Ой, как жарко!

2. Мальчики играют во дворе.

3. Кто к нам пришел?

4. Посмотри, летит самолет!

5. Мы идем в цирк.

4. Дифференциация типов интонации в предложении.

         Предлагаются задания, где речевой материал представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы даются в произвольном порядке.

Процедура: Ребенку предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с различной интонацией. Предложения нужно было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки.

Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

Речевой материал:

1. На улице холодно. – На улице холодно?

2. Наступила зима? – Наступила зима!

3. Завтра будет праздник! – Завтра будет праздник.

4. Мама пришла домой. – Мама пришла домой?

5. Мальчик нарисовал дом? – Мальчик нарисовал дом.

 

5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте.

Инструкция: «Логопед будет читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то ? Если спокойный и ровны голос, то .».

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

 а) Солнце светит. (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело)

 б) На небе сверкает молния». (весело) На небе сверкает молния. (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно)

 в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь. (грустно)

7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

– Яму копал? Копал.

– В яму упал? Упал.

– В яме сидишь? Сижу.

– Лестницу ждешь? Жду.

– Яма сыра? Сыра.

– Как голова? Цела.

– Значит живой? Живой.

– Ну, я пошел домой.

                                                          (О. Григорьев)

 

8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

 а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются... (на санках). Дети катаются на санках... (с горки).

 б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет летит... (высоко). Самолет летит высоко... (в небе).

Обследование воспроизведения интонации.

Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

 

1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».

– Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!

– Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!

– Снег идет! Снег идет? Снег идет.

– Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?

– Мама пришла. Мама пришла! Мама пришла?

 

2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение».

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город ёлку поглядеть!

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

– В лес возьму, в своё жильё.

3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

Инструкция № 1: «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».

 Логопед:                                               Ребенок:

 Ночью шел снег?                              Ночью шел снег.

 Хорошо зимой в лесу?                Хорошо зимой в лесу.

 Зимой медведь спит?                     Зимой медведь спит.

Инструкция № 2: «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

 Логопед                                            Ребенок

 Сегодня будет дождь.            Сегодня будет дождь?

 Свет горит.                                       Свет горит?

 На улице холодно.                        На улице холодно?

4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.

Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

Снег идет. – – –

Мы пойдем гулять. – – –

Наступила весна. – – –

 

5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений логопедом не демонстрируется.

Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.

Инструкция: Рассмотри картинки.

Как сказать, что светит солнце?

Как спросить, пойдут ли дети гулять?

Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?

Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?

Обследование восприятия логического ударения

         Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.

         В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе.

 Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.

1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово.

Процедура: Ребенку предлагается внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения произнесены. Затем ребенку предлагается прослушать каждое предложение, рассмотреть соответствующую сюжетную картинку и назвать слово, которое логопед выделил голосом.

Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении».

 – Емеля поймал щуку.             – Мама сшила новой платье.

 – Емеля поймал щуку.             – Мама сшила новое платье.

 – Емеля поймал щуку.              – Мама сшила новое платье.

2. Умение выделять слово, выделенное логопедом в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку.

Процедура: Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и прослушать вопросительное предложение. Логопед произносит предложение, голосом выделяя слово, несущее на себе смысловую нагрузку. Ребенку предлагается вместо ответа показать соответствующую предметную картинку.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Логопед будет задавать тебе вопросы, голосом выделяя «важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку».

 – Бабушка вяжет кофту?              – Мама надела шляпу?

 – Бабушка вяжет кофту?              – Мама надела шляпу?

3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать стихотворные строчки и повторить слово, несущее на себе смысловую нагрузку.

Инструкция: «Внимательно слушай. Логопед будет читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом «важное» слово. Назови, какое слово логопед выделила».

 Зайку бросила хозяйка.                  Я забрался под кровать.

Под дождем остался зайка.             Чтобы брата напугать.

 Со скамейки слезть не мог.          На себя всю пыль собрал,

 Весь до ниточки промок.                 Очень маму напугал.

Формирование интонационной выразительности речи

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

                                                                                                 (А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

                                                                                                  (А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом

Изогнулся коромыслом.

Точка

У нее особый пост

В самой малой строчке.

 Если точка — Вывод прост:

Это значит — Точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать,

Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что — немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

 

ау ои ауи аза усо и т. д.

5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:

у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи и т. д.

6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:

 

8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков:

 А а А а А а

9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

 

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

Тихо,

Тихо,

Тихо...

                           (С. Маршак)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

                                                                                                  (Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Информация для родителей: «Шпаргалка. ru»

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

Очень важную роль в процессе общения играет интонация. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон.

 Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе.

Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

- Я предлагаю Вам упражнения -  стихи, которые необходимо прочесть с заданной интонацией. Это поможет Вам проверить уровень развития просодической стороны речи как Вас, так и  Вашего ребёнка:

Карточка № 1.

Задание: Прочитайте стихотворение, как “робот”.        

Идет бычок, качается,

 Вздыхает на ходу:

 - Ох, доска кончается,

 Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Задание: Прочитайте стихотворение, как “новый русский”.        

Наша Таня громко плачет:

 Уронила в речку мячик.

 - Тише, Танечка, не плач:

 Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Задание: Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”:        Я люблю свою лошадку,

 Причешу ей шерстку гладко,

 Гребешком приглажу хвостик

 И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Задание: Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная девушка”:        Постой паровоз, не стучите колеса.

 Кондуктор нажми на тормоза…

 Я к маменьке родной с последним приветом,

 Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Задание: Прочитайте стихотворение, как “дошкольник”:        

У меня живет козленок,

 Я сама его пасу.

 Я козленка в сад зеленый

 Рано утром отнесу.

 Он заблудится в саду –

 Я в траве его найду.

- Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать!

Дома попробуйте с детьми разучить стихи с разной интонацией.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

Список использованных источников:

1. Алмазова, Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников,  школьников и молодежи / Е.С. Алмазова. - М.: Просвещение. - 1973. -149с.

2. Артемов, В.А. Психология речевой интонации (интонация и просо-дия) / В.А. Артемов.  – М., 1976. Ч.1. - 76с. Ч.2. - 88с.

3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова – М.: Астрель. - 2006. - 319с.

4. Болинджер, Д. Интонация как универсалия / Д. Болинджер  //  Принципы типологического анализа языков различного строя. - М., 1972. - 73 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ И ИНТОНАЦИОННО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Отраженная речь.2. Разная интонация.3. Чтение стихотворений.  4.  Разный голос....

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Работа над ритмико-интонационной стороной речи на уроках и воспитательских занятиях

В работе над произношением слабослышащих учащихся особое место занимет формирование у них ритмико-мелодической стороны устной речи. Эта работа  осуществляется на всех учебно-воспитательных заняти...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"

Индивидуальное  занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  2 классТема:  Произносительная сторона речи.  Звук  [С] .  Фор...

Преодоление нарушений темпо-ритмической и интонационной стороны речи. Игры и упражнения, способствующие формированию темпо – ритмических стороны речи

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, ум...