Работа над ритмико-интонационной стороной речи на уроках и воспитательских занятиях
консультация по логопедии

В работе над произношением слабослышащих учащихся особое место занимет формирование у них ритмико-мелодической стороны устной речи. Эта работа  осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные.

 Речь  детей с нарушением слуха отличается монотонностью и неинтонированностью, поэтому речь учителя (воспитателя) должна служить учащимся образцом для подражания,  должна быть эмоционально-окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии,  с правильным членением фраз на смысловые синтагмы. Обучение речевой интонации у учащихся происходит на основе слухового и слухо-зрительного подражания образцу речи учителя. Нельзя предъявлять одинаковые требования к детям с легкой степенью тугоухости и с пограничным состоянием слуха.

В связи с требованиями аналитико-синтетического метода (как указывал Ф. Ф. Рау) работа должна строиться на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания. (Это рекомендация О. В. Правдиной). Поскольку эмоции: радость, удивление, огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на голосообразовании.

 Работа над интонационной стороной речи начинается уже в подготовительном классе (по подражанию учителю). Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.

Обучение осуществляется в основном на материале урока или воспитательского занятия, а так же на материале разговорной речи в свободной деятельности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель СР: Ломакина Е.С.

Слайд 2

Мелодика речи Ритм речи Темп Тембр Фразовое и логическое ударение

Слайд 3

Вы выучили уроки. Вы выучили уроки? Вы выучили уроки! Вы выучили уроки, когда я ушла.

Слайд 4

1. Слоги и односложные ритмы 2. Двухсложные и трёхсложные ритмы и слова ТА та , та ТА, ТА тата , та ТА та , тата ТА 3. Многосложные ритмы, выделение ударного слога в ряду слогов ТА тата -ТА тата -ТА тата , ТА тата -ТА-Та тата ТА-Та тата -ТА Последовательность работы: Условия правильного воспроизведения ритма: Движения учителя и ученика синхронные. 2. Напряжение мышц в движении должно совпадать с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении)

Слайд 5

Последовательность работы над ритмом текста: 1. Прослушивание ритма стихотворения 2. Отхлопывание его 3. Прослушивание текста стихотворения 4. Отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания 5. Воспроизведение текста в движении 6. Воспроизведение стихотворения без движений

Слайд 6

- Эй, лошадка! - И-го-го! - Но, лошадка! - Но, но! - Скок, лошадка! - Скок, скок! - Цок, копытца! - Цок, цок! Образец 2. Хоровое сопряжённое проговаривание 3. Индивидуальное проговаривание

Слайд 8

нормально, медленно, быстро Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз-два-три-четыре-пять, Стали ноги вытирать Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей. медленно нормально (средне) быстро быстро

Слайд 9

Зимой на ветках яблоки! (громко, удивляясь) Скорей их собери! (тихо, приказывая) Но вдруг вспорхнули яблоки, (тихо, испуганно) Ведь это сне_ги_ри! (громко, объясняя)

Слайд 10

Они были вчера в кино? – Да, они. Они были вчера в кино? – Да, были. Они были вчера в кино? – Нет, позавчера. Они были вчера в кино? – Нет, они были в театре. Определи логическое ударение в вопросе в соответствии с ответом:



Предварительный просмотр:

Семинар «РАБОТА НАД РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ  

                     РЕЧИ НА УРОКАХ И ВОСПИТАТЕЛЬСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Выступление учителя нач.кл. и CРР Ломакиной Е.С.

В работе над произношением слабослышащих учащихся особое место занимет формирование у них ритмико-мелодической стороны устной речи. Эта работа  осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные.

 Речь  детей с нарушением слуха отличается монотонностью и неинтонированностью, поэтому речь учителя (воспитателя) должна служить учащимся образцом для подражания,  должна быть эмоционально-окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии,  с правильным членением фраз на смысловые синтагмы. Обучение речевой интонации у учащихся происходит на основе слухового и слухо-зрительного подражания образцу речи учителя. Нельзя предъявлять одинаковые требования к детям с легкой степенью тугоухости и с пограничным состоянием слуха.

В связи с требованиями аналитико-синтетического метода (как указывал Ф. Ф. Рау) работа должна строиться на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания. (Это рекомендация О. В. Правдиной). Поскольку эмоции: радость, удивление, огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на голосообразовании.

 Работа над интонационной стороной речи начинается уже в подготовительном классе (по подражанию учителю). Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.

Обучение осуществляется в основном на материале урока или воспитательского занятия, а так же на материале разговорной речи в свободной деятельности учащихся.

Итак, остановимся на ритмико-интонационной стороне речи подробнее.

Что же такое интонация?

Интонацией мы называем – совокупность звуковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, выражают чувства.

Работа над интонацией:

  • Подражание повадкам животных
  • Имитация разных эмоциональных состояний
  • Моделирование ситуаций в диалогах
  • Использование движений фонетической ритмики
  • Инсценировки и драматизации.

Интонация включает следующие элементы:

мелодику (сила и высота голоса), ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.

Мелодика –основной компонент интонации. Создается повышением и понижением голоса для выражения утверждения, вопроса или восклицания во фразе. Мелодика придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

В сочетании с ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает  последовательность фраз в развернутом высказывании.

Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи. Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

Мелодика речи показывает также тип высказывания (в большинстве языков различаются повествовательные, утвердительные, вопросительные, восклицательные, незавершённые и некоторые др. типы высказываний). Во всех языках мелодика речи выполняет эмоциональную и грамматическую функции.

Формирование у слабослышащих учащихся навыков воспроизведения  речевой интонации начинается с выработки у них умений изменять силу голоса. Постепенно в процессе обучения формируется навык повышения и понижения основного тона голоса для выражения различных форм интонации и эмоциональной окраски.

Передавать элементы интонации:

а) изображать, подражая действиям педагога, различные чувства:

Боль – а-а-а, бобо, больно, болит, у меня болит живот и т.п.;

Радость – А_, ура! Мама! Мама пришла!

Вопрос – А? Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?

Просьбу – а_, а-а, дай, помоги, иди ко мне;

Осуждение – а_,а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;

Усталость – О_, ох, устал(а), я устал(а) и т.п.

Б) разыграть с помощью игрушек простую, понятную детям сценку, например: щенок потерялся, жалобно лает – аф-аф и говорит: “Где моя мама? Где моя мама? Я потерялся. Мама, иди ко мне! Мама, я тут!” появляется собака-мама, щенок радуется: “АФ-АФ-АФ!!! Ура! Мама пришла! Вот моя мама! Мама нашла меня! Я рад!”

Алгоритм выполнения задания:

  1. Дети выполняют упражнение вместе с педагогом, хором повторяя материал 2-3 раза.
  2. Дети произносят по одному.
  3. В случае ошибки педагог дает правильный образец, т.е. повторяет упражнение сам и вместе с ребенком.
  4. Вновь один ребенок.

Упражнения постепенно усложняются. Если тот или иной ребенок не справился с заданием, то более сложный материал ему не предлагается.

Ритм- равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной маторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

Может отрабатываться как на этапе фонетической (речевой) зарядки, так и на этапе физминутки.

а) отхлопывать простые ритмы типа ТАта, таТА, ТАтата, таТАта, татаТА и повторяющиеся ритмы типа ТАтата-ТАтата-ТАтата, ТАтата-ТА-Татата ТА-Татата-ТА;

шагать на месте в медленном, нормальном и быстром темпе, произнося повторяющийся ритм типа татаТА-татаТА и ударяя себя руками по бедрам на ударный слог;

б) повторить предыдущее упражнение, постепенно убыстряя и замедляя темп его выполнения;

в) воспроизводить отхлопыванием или дирижированием ритмы слогосочетаний, слов и фраз типа:

ТутиТУти – туфли, туфли,

ТаТОТ таТОТ – компот, компот,

ТетатаТЕтата – девочка, девочка,

ТаТУтататаТО – на улице тепло.

Последовательность работы над ритмом текста:

  • Прослушивание ритма стихотворения
  • Отхлопывание его
  • Прослушивание текста стихотворения
  • Отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания
  • Воспроизведение текста в движении
  • Воспроизведение стихотворения без движений

Например,

  1. Этап речевой зарядки

- Эй, лошадка!

- И-го-го!

- Но, лошадка!

- Но, но!

- Скок, лошадка!

- Скок, скок!

- Цок, копытца!

- Цок, цок!

  1. Этап физ.зарядки:

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два-вперёд!

Вправо, влево поворот!...

Темп- скорость произнесения речи (ускоренный или замедленный).

Упражнения на изменение темпа речи:

а) изображать большого медведя, который идет медленно, маму-медведицу, идущую в нормальном темпе и бегущего медвежонка;

б) шагать на месте, произнося слоги татата и, постепенно убыстряя движения и соответственно произносимые слоги, и замедляя;

в) произносить простой речевой материал в медленном, нормальном и быстром темпе, при этом кроме темпа детям предлагается изменять и высоту голоса.

Особое внимание уделяется также изменению темпа произнесения разнородного рифмованного и стихотворного материала. Так проводится работа по обучению детей произносить скороговорки в быстром темпе, с постепенным его замедлением и убыстрением, например:

ПАла ПАла — я устала

Пала пать - пора спать.

ПАла пал - я устал

ПАла пать - пора спать.

Опа Опа - oп oп

Опа Опа — топ топ

Опа Опа — хлоп хлоп

Опа Опа — стоп!

Следует еще раз особо подчеркнуть, что работа над произвольным изменением темпа произнесения проводится только на том речевом материале (слоги, слова, фразы), который уже доступен детям в звуковом отношении (т.е. дети уже могут произносить в них звуки точно, приближенно или допустимо).

Тембр речи – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, радости, грусти…Достигаются путем изменения высоты и силы голоса при произнесении фразы, текста.

Тембр зависит не только от строения голосового аппарата, но и от навыков пользования им, то есть он поддается некоторой обработке. Для улучшения тембра необходимо выработать звонкость и собранность звука.

Навести (настроить) голос на звонкость помогают упражнения со звуком “м_”, резонирующим в передней части рта. При этом ребенок ощущает вибрацию щек, вибрацию в зубах, челюстях и щекотание в зубах. Затем упражнения проводятся на протяжном произнесении слогов: “му”, “ма”, “мо”… У ребенка с нарушенным слухом не возникнет особых сложностей при выполнении этих упражнений. Звук “м” прост по артикуляции, его легко контролировать, прикладывая руки к щекам и ощущая вибрацию. Собранность звука достигается тем, что перед началом речи как исходное положение губы принимают овальную установку (как на гласном “о”).

В целях улучшения тембра следует снять напряжение в области мышц щек, глотки и гортани; снять зажатость челюстей.

Развитие тембра голоса.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Сила голоса - это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах (зависит от размаха колебаний голосовых связок).

а) развести опущенные руки в стороны а_(тихо),

 развести руки в стороны от груди – А_(голос нормальной громкости),

развести в стороны руки, поднятые над головой – А(громко);

повторить это упражнение, произнося слогосочетания папопу, а затем слово «мама» с разной силой голоса;

б) разводить руки в стороны внизу, чуть выше, у груди, на уровне плеч, над головой, постепенно усиливая голос при произнесении слова «мама», выполнять упражнение в обратном порядке, ослабляя силу голоса.

Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками (зависит от частоты колебаний).

а) развести руки в стороны – О_(низкий голос),

развести руки в стороны от груди – О_(голос нормальной высоты),

встать на носочки, развести в стороны руки, поднятые над головой –о_(высокий голос);

повторить это упражнение, произнося слогосочетания папопу с разной высотой голоса;

б) изображать самолет, который разбегается по летному полю и взлетает, летит высоко, а затем садится, произнося при этом гласные А или У с постепенным повышением и понижением голоса.

Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических ударений.

Логическое ударение –смысловое выделение слова во фразе путем путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, - эту мысль важно донести до учащихся на практике.

Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями.

 С одной стороны, дети чисто практически, следуя указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образцом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, который используется при работе над словесным ударением.В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих школьников, с помощью которого они  легко улавливают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение.

 Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Использование зрения и тактильно-вибрационных ощущений является единственной, но все же достаточной возможностью для восприятия логического ударения полностью или почти полностью лишенными слуха школьниками.

С другой стороны, глухие школьники учатся и самостоятельному выделению во фразах логического ударения, и прежде всего в вопросах и ответах. Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте.

Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.

 Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом.

Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителем в вопросе и учеником в ответе. Можно воспользоваться  и написанным текстом.

Например: • Мальчик читает интересную книгу. • Кто читает книгу? Мальчик читает книгу. • Что делает мальчик? Мальчик читает. • Что читает мальчик? Мальчик читает книгу.

Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи.

Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения.

Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:

 1. От обобщенного представления от интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.

2.От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.

3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале

 4.От различения и усвоения повествовательной к вопросительной  и восклицательной интонации.

 Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия.

Развитие навыков логического ударения немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Тренаж состоит из различных упражнений:

 1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции. Для работы над дикцией удобны групповые упражнения.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов. МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных. А О И Ы У Э А О И Ы У Э и т.д.

 4. Подстановка одного гласного ко всем остальным. АА АО АИ АУ АЭ

 5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др. ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ

 6. Упражнения на развитие логической выразительности.

Игра: «А у Вас?» - У меня болит живот. - А у Вас? - У меня болит нога. - А у Вас? - У меня болит рука. - А у Вас? и т.д.

Одновременно в работе над логическим ударением необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными. Разумеется, что указанные приемы работы могут проводиться на основе зрительно-слухового, зрительно-тактильно-слухового восприятия фразы, произносимой учителем устно или устно-дактильно.

Наконец, полезно вести работу над логическим ударением с упражнениями в диалогической речи.

-Куда ты ходил вчера? -В кино.

 А ты?-В парк.

- Лена!... Лена!... Как дела? - Где ты пропадала?

- В магазине я была. Книгу покупала.

Задание. Прочитай, расставляя логическое ударение в вопросе и ответе:

- Они были вчера в кино? – Да, они.

- Они были вчера в кино? – Да, были.

- Они были вчера в кино? – Нет,позавчера.

- Они были вчера в кино? – Нет, они были в театре.

Вывод:

Целенаправленная работа по развитию просодической стороны речи, проводимая по предложенной выше системе, оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики будет способствовать формированию просодической стороны речи. Кроме того, предполагается совершенствование и развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного опыта. Дети становятся более активными и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции.