Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) по теме
Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и логопедического обследования обучающихся первого класса, с использованием различных УМК, организационных форм обучения с учётом реализации коррекции развития речи обучающихся имеющих ограниченные возможности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.21 КБ |
![]() | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематическое планирование с группой обучающихся 1 класса,
по типу: «Общее недоразвитие речи -Ш уровень»- 2 часа в неделю.
№ | № | Тема. | Кол час | Дата | Словарь | Грамматический строй | Оборудование | Тип занятия | Вид контроля | Примечание(неречевые процессы) |
I четверть- 18 часов
Речь. Предложение. Слово.
1 | 1 | Обследование устной речи | 1 | Словарь альбома обследования устной речи | Альбом для обследования | Комбин. | Текущий. | Память | ||
2 | 2 | Обследование устной речи | 1 | Словарь альбома обследования устной речи | Альбом для обследования | Комбин. | Текущий. | Внимание | ||
3 | 3 | Обследование устной речи | 1 | Словарь обследования устной речи | Альбом для обследования | Комбин. | Текущий. | Память | ||
4 | 4 | Обследование устной речи | 1 | Словарь обследования устной речи. | Альбом обследования | Комбин. | Текущий | Внимание | ||
5 | 5 | Обследование устной речи | 1 | Словарь обследования устной речи | Альбом обследования | Комбин. | Текущий | мышление | ||
6 | 6 | Обследование устной речи | 1 | Словарь обследования устной речи | Альбом обследования | Комбинир. | Текущий. | Память | ||
7 | 7 | Неречевые звуки. | 1 | «Овощи» | Существительные уменьшительно-ласкательная форма. | Муз.инструменты | Усвоение новых знаний. | Текущий | Внимание | |
8 | 8 | Речь. Звуки речи. | 1 | «Овощи» | Ед-мн.ч.сущ. Слова-признаки | Картинный материал | Выборо Чный | текущий | Произвольная память | |
9 | 9 | Пространственные представления. Ориентация в собственном теле. | 1 | «Фрукты» | Согласование существительных с прилагательными | Картинный материал Схема. | Комбини Рованный | текущий | Произвольное внимание | |
10 | 10 | Пространственные представления. Ориентация в собственном теле. | 1 | «Фрукты» | Существительные мн.числа | Картинный материал текст-карточка | Выборочный | текущий | внимание | |
11 | 11 | Временные представления, время суток | 1 | «Ягода» | Слова-признаки | Картинный материал. Текст. | Усвоение новых знаний | текущий | Память | |
12 | 12 | Временные представления дни недели | 1 | «Лес» | Монологическая речь | Текст Картинный материал | Комбинирова нный | текущий | внимание | |
13 | 13 | Анализ простого предложения | 1 | «Лес» | Монологическая речь | Текст Картинный материал | выборочный | текущий | Мышление | |
14 | 14 | Анализ простого предложения | 1 | «Осень» | Монологическая речь | Текст, Картинный материал | комбинированный | текущий | Память | |
15 | 15 | Анализ простого предложения | 1 | «Осень» | Согласование в роде | Текст,картинный материал | Усвоение нового материала | текущий | Память | |
16 | 16 | Слова-предметы | 1 | «Осень» | Живые и неживые | Текст. картинный материал | комбинированный | текущий | Внимание | |
17 | 17 | Слова-предметы | 1 | «Дикие животные» | Текст, Картинный материал | Усвоение нового материал | текущий | Память | ||
18 | 18 | Слова-действия | 1 | «Дикие животные» | текст | выборочный | текущий | Внимание |
II четверть- 14 часов
Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа
19 | 1 | Звук буква А | 1 | «Дикие животные готовятся к зиме» | Предлог на | карточки | усвоение новых знаний | текущий | Внимание | |
20 | 2 | Звук буква А. | 1 | «Дикие животные готовятся к зиме» | Предлог на | карточки | Комбиниро ванный | текущий | Память | |
21 | 3 | Звук буква О | 1 | «Перелётные птицы» | Предлог в | карточки | Усвоение новых знаний | текущий | Внимание | |
22 | 4 | Звук буква О | 1 | «Перелётные птицы» | Предлог в | карточки | Выборо чный | текущий | Восприятие | |
23 | 5 | Звук буква У | 1 | «Зимующие птицы» | Наречия: высоко, низко | Карточки, Картинный материал | Усвоение новых знаний | текущий | Ориентировка в пространстве | |
24 | 6 | Звук буква У | 1 | «Зимующие птицы» | Наречия: высоко, низко | Карточки Картинный материал | Комбиниро ванный | текущий | Пространстве нные отношения (на-над) | |
25 | 7 | Звук и буква А О У | 1 | «Домашние животные» | Согласование прилагательные с существительными | Карточки, Картинный материал | Усвоение новых знаний | текущий | самоконтроль | |
26 | 8 | Звук и буква А О У | 1 | «Домашние животные» | Согласование прилагательные с существительными | Картинный материал | Выборо чный | текущий | Произвольная память | |
27 | 9 | Звук буква М | 1 | «Домашние животные, птицы, детёныши» | Согласование Существительных с существительными | Карточки Картинный материал | Выборо чный | текущий | Внимание | |
28 | 10 | Звук и буква М | 1 | «Домашние животные, птицы, детёныши» | Словарь прилагательных | Карточки. Картинный материал | Комбиниро ванный | текущий | Самоконтроль | |
29 | 11 | Звук буква С | 1 | «Зима.Зимняя одежда» | числительные | Карточки Картинный материал | Комбиниро ванный | текущий | Самоконтроль | |
30 | 12 | Звук буква С | 1 | «Зима. Зимняя одежда» | Согласов. числительного с существительным | Картинный материал | Комбиниро ванный | Текущий | Пространстве нные изображения | |
31 | 13 | Звук буква Х | 1 | «Зимние забавы. Новый год» | Согласов. существительного с прилагательным | Картинный материал | Комбини рованный | Текущий | внимание | |
32 | 14 | Звук буква Х | 1 | «Зимние забавы. Новый год» | Согласов. существит. Прилагат. | Карточки | Комбини рованный | текущий | память |
Ш четверть- 20ч.
Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа.
33 | 1 | Повторение. Звук буква С, М. Х | 1 | «Человек. Части тела» | Уменьшительно-ласкательные формы | Карточки, картинный материал | Усвоение новых знаний | текущий | Самоконтроль | |
34 | 2 | Повторение. Звук буква С, М, Х. | 1 | «Человек. Части тела» | Уменьшительно-ласкательные формы | Карточки, Картинный материал | Выборо чный | текущий | Самоконтроль | |
35 | 3 | Звук буква Ш | 1 | «Транспорт» | Прилагательные | Карточки Картинный материал | Комбини Рованный | текущий | Произвольная Память | |
36 | 4 | Звук буква Ш | 1 | « Транспорт» | Прилагательные | Карточки, Картинный материал | Выборо чный | текущий | Внимание | |
37 | 5 | Звук буква Л. | 1 | «Материалы. Инструменты» | Слова-действия | Карточки, Картинный материал | Комбиниро ваный | текущий | Приёмы самоконтроля | |
38 | 6 | Звук буква Л | 1 | «Материалы. Инструменты» | Слова-действия | Карточки | Комбиниро ванный | текущий | Приёмы самоконтроля | |
39 | 7 | Звук буква Н | 1 | «Посуда. Продукты питания » | Словарь Прилагательных | Картинный Материал. Карточки | Комбиниро ванный | теккущий | Память | |
40 | 8 | Звук буква Н | 1 | «Посуда. Продукты питания» | Словарь прилагательных | Картинный материал | Комбини рованый | Текущий | Зрительное Восприятие | |
41 | 9 | Звук буква Ы | 1 | «Защитники Отечества» | Слова-действия | Картинный материал | Комбиниро ванный | Текущий | Моторная координация | |
42 | 10 | Звук буква Ы | 1 | «Животные жарких стран» | Слова-действия, признаки | Картинный материал | Комбини рованный | текущий | Пространственное Восприятие | |
43 | 11 | Звук и буква Р | 1 | «Животные жарких стран» | Действия | Картинный материал | Усвоение новых Знаний | Текущий | Зрительное восприятие | |
44 | 12 | Звук и буква Р | 1 | «Рыба» | Признаки | Картинный материал | Комбиниро ванный | текущий | Зрительное Восприятие | |
45 | 13 | Звук буква К | 1 | «Рыба» | Действия. | Картинный материал | Выборо чный | контроль | Мышление | |
46 | 14 | Звук буква К. | 1 | «Весна» | Действия | Картинный материал | Комбиниро ванный | контроль | Память | |
47 | 15 | Звук буква П | 1 | «Весна» | Согласование Существительных с глаголом | Картинный материал | Усвоение новых знаний | Текущий | Внимание | |
48 | 16 | Звук буква П | 1 | «Весна» | Согласование существительных с прилагательным | Картинный материал | Комбини рованный | текущий | Память | |
49 | 17 | Звук буква Т | 1 | Природа весной | Качественные Прилагательные | Картинный материал | Выборо чный | Текущий | Произвольное внимание | |
50 | 18 | Звук буква Т | 1 | Перелётные птицы | Качественные Прилагательные | Картинный материал | Выбо рочный | текущий | Мышление | |
51 | 19 | Звук буква И | 1 | Перелётные птицы | Словообразование Существительных | Картинный материал | Комби нированный | текущий | Самоконтроль | |
52 | 20 | Звук буква И | насекомые | Качественные прилагательные | Картинный материал | Комбини рованный | текущий | Самоконтроль |
IV четверть- 16 час.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Элементарные формы звукового анализа.
Предварительный просмотр:
Муниципальная казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида г Поронайска
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Курс логопедических занятий
Общее недоразвитие речи
1 класс
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе примерной программы
Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками
(наименование программы)
Под редакцией А.М.Козыревой Ярославль 2006г
(автор программы)
Учитель- логопед : ПисареваТ.С.___
Ф.И.О., составившего рабочую учебную программу
Поронайск 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и логопедического обследования обучающихся первого класса, с использованием различных УМК, организационных форм обучения с учётом реализации коррекции развития речи обучающихся.
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая учебная программа по логопедии:
1. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.)
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (в редакции Федерального Закона от 20.07.2000 №103-ФЗ)
3. Федеральный Закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
4.Закон Сахалинской области « Об образовании» от 01.08.2008 N 75-ЗО (ред. от 09.03.2011)
5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)
6. Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 июня 2002г №29/2194-6. «Об организации логопедической работы в СКОШИ VIII вида».
7. Устав МСКОШИ VIII вида (Принят общим собранием трудового коллектива муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной общеобразовательной школы-интерната VIII вида г. Поронайска протокол №2 от 24.03.2011 года).
Рабочая учебная программа дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов по логопедии с учетом межпредметных ( чтение и развитие речи, письмо и развитие речи) и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей обучающихся. В рабочей учебной программе представлены тематическое планирование по логопедии, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, типы уроков, методы обучения, формы и методы контроля, определены цель и задачи, УМК.
Срок реализации 1 год, 2 часа в неделю. Федеральным базисным планом для специальных коррекционных учреждений 8 вида на прохождение курса «Логопедия» отводится 68 часов, из них:
- обследование устной и письменной речи - 10 ч.
- на коррекционную - логопедическую работу – 58 ч.
Цель: коррекция общего недоразвития речи обучающихся с нарушением интеллекта 1 класса и профилактика обусловленных трудностей в обучении.
Задачи:
- формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
- формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- обогащать словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать пространственно – временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению;
- развивать психические процессы.
- воспитывать самоконтроль.
В ходе преподавания логопедической работы проводится работа над развитием познавательной деятельности, по формированию у обучающихся перечисленных в программе ЗУН, следует обращать внимание на разностороннее развитие личности обучающихся, обеспечивать гражданское, нравственное , эстетическое воспитание.
Педагогические условия и средства реализации стандарта
Форма : урок
Типы уроков
№ | Название | Структура |
1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Подготовка обучающихся к усвоению изучения нового материала. Первичная проверка усвоенных знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. |
2 | Урок закрепления знаний | Актуализация опорных знаний. Определение границ (возможностей) применения этих знаний. Пробное применение знаний. Упражнения по образцу и сходных условиях с целью выработки умений и безошибочного применения знаний. Упражнения с переносом знаний в новые условия |
3 | Урок комплексного применения ЗУН обучающихся | Актуализация ЗУН необходимых для творческого применения этих знаний. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Усвоение образца комплексного применения знаний, умений , навыков. Применения обобщения ЗУН в новых условиях. Контроль и самоконтроль ЗУН. |
4 | Урок обобщения и систематизации знаний | Подготовка обучающихся: сообщение темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение обучающихся во время обобщающей деятельности необходимым материалом, наглядными пособиями, схемами, слайдами. |
5 | Комбинированный урок | Организационный этап Этап всесторонней проверки знаний. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала. Этап усвоения новых знаний. |
Формы организации учебного процесса:
Подгрупповые
Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Методы проблемного обучения
Активные методы обучения
Ведущие методы:
- Передача информации от учителя к обучающемуся - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
- Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, видеоматериалов, натуральных объектов, муляжей, – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на обучающихся, создает определенный настрой, мотивирующий обучающихся к дальнейшей познавательной деятельности.
- Организация практических работ обучающихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.
- Организация и проведение наблюдений: за погодой по месяцам, сезонным изменениям в природе и труде человека.
Формы работы:
- работа по индивидуальным карточкам;
- коллективные рассказы;
- работы по опорным схемам;
- ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы.
Коррекционно-развивающие задания:
- Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет или явление).
- Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
- Словарная работа (терминология).
- Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
- Развитие памяти (Игры «Кто больше запомнит», «Кто больше знает»)
- Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Учимся задавать вопросы»).
Технологии:
- Традиционное обучение
- Игровые технологии
- КСО (работа в парах, в группах и т. д.);
- Дифференцированное и индивидуальное обучение
- Здоровьесберегающие технологии
Принципы обучения:
Научность Индивидуальный подход
Связь теории с практикой Доступность
Системность Прочность усвоения знаний
Сознательность и активность в обучении
Обоснованность выбора УМК для реализации учебной программы.
Учебно-методический комплект под редакцией Е.В.Мазановой, Л.М. Козыревой рекомендован Учёным Советом Педагогического общества России. Пособия содержат систематизированный материал и составлен с учётом методических требований необходимых для проведения логопедических занятий с обучающимися имеющими системное недоразвитие речи. В данный УМК входят: тетрадь для самостоятельных работ.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Обследование устной и письменной речи | 6 |
2 | Речь. Предложение. Слово. | 12 |
3 | Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа. | 46 |
4. | Обследование устной и письменной речи | 4 |
Итого: | 68 |
Содержательная часть рабочей учебной программы по логопедии 1 класс,
- часа в неделю,68 часов.
1 четверть- 18 часов.
1.Обследование. (6 ч). Исследование неречевых процессов. состояние звукопроизношения. состояние дыхательной и голосовой системы. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. состояние фонематического восприятия, анализа, синтеза. Исследование понимания речи, лексики, грамматического строя речи, состояние связной речи.
2.Речь. Предложение. Слово. (12ч) Речевые и неречевые звуки. Пространственное и временное пространство. Простое предложение. Слово-предмет, слово-действие.
Лексические темы: «овощи; фрукты, ягода, осень; дикие животные»
2 четверть-14 часов.
Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа.Понятие гласные звуки, согласные звуки. Звук и буква А, О,У; М; С; Х. Узнавание и выделение из ряда звуков, из слова звуков, различение, сравнение.
Лексические темы: «дикие животные готовятся к зиме; перелётные птицы; зимующие птицы; домашние животные и их детёныши; Зима; зимняя одежда. Зимние забавы.
3 четверть-20 час.
Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа.
Понятие согласные звуки. Звук, буква Л, М, Н, Р, К, П, И,Т. Узнавание и выделение звука из ряда звуков, из слов, различение, сравнение.
Лексические темы: «Человек. Части тела. Транспорт. Посуда. Продукты питания. Животные жарких стран. Рыба. Весна. Возвращение птиц.»
4четверть-16часов.
1.Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа. Понятие согласный звук, буква.Звук и буква:З, В, Ж, Б;Г; Д. Лексические темы: «Мебель; Космос; Мой город; Лето; Цветы».
2. Обследование. (3ч)Исследование неречевых процессов. состояние звукопроизношения. состояние дыхательной и голосовой системы. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. состояние фонематического восприятия, анализа, синтеза. Исследование понимания речи, лексики, грамматического строя речи, состояние связной речи. Исследование процесса чтения и письма.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1 четверть
В результате ученик должен знать:
- речевые и неречевые звуки;
-пространственные ориентации в пространстве;
-знать временные единицы(возраст, дни недели)
-термин «предложение»
-термин «слово»
Должен уметь:
Знать:
-речевые и неречевые звуки;
-основные отличия звука и буквы;
-левое и правое направление в пространстве;
-временные представления: возраст, дни недели;
-конструкцию предложения;
Уметь :
-различать речевые и неречевые звуки;
-определять правое и левое направление, уметь ориентироваться в схеме собственного тела;
-выделять из речи предложения, записывать их с помощью условных знаков;
-называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые, неживые)
-подбирать слова-действия и ставить вопросы к словам-предметам.
2 четверть:
Знать:
-звуки буквы русского языка;
-основные отличия звука и буквы;
Уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
-различать гласные и согласные звуки, их обозначающие;
3 четверть:
Знать:
-звуки буквы русского языка;
-основные отличия звука от буквы
-звукобуквенный анализ и синтез слов;
-слоговой анализ слова.
Уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- отличать гласные и согласные звуки, их обозначающие;
4 четверть:
Знать:
-звуки буквы русского языка;
-основное отличие звука от буквы.
Уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
-различать гласные и согласные звуки, их обозначающие.
Список литературы для обучающихся:
1 класс.
1.Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки . Москва,2010.
2. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Москва, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-145226-1527845145.jpg)
Логопедическое занятие по развитию речи в 3 классе по теме: «Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему»
Целью занятия является составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник».К конспекту занятия предлагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-237393-1366825179.jpg)
Программа "Коррекция общего недоразвития речи (3 уровень) у детей с ЗПР. (подготовительный класс)"
Программа Коррекция общего недоразвития речи (3 уровень) у детей с ЗПР. (подготовительный класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-272002-1372854862.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751249-1454847385.jpg)
Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-300292-1546954509.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию речи в 3 классе.
Данный конспект относится к лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"...