"Диагностика письма у учащихся 2-3 классов."
учебно-методический материал по логопедии по теме

Караваева Элина Владимировна

Примеры диагностического материала .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ  2 – 3  КЛАССОВ

Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в  программу психологического сопровождения младших школьников и  является инструментом  для отслеживания  изменений, происходящих  в  состоянии письменной речи  учащихся   во второй и третий  год обучения.

Навык правильного письма лежит в основе всего дальнейшего обучения. Ребенок, не освоивший его вовремя,  непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку  Практика показывает, что овладение детьми навыком письма остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Хотя в последние десятилетия методика и практика школьного обучения детей письму была значительно усовершенствована, трудности овладения этим навыком среди учащихся  начальной школы  по-прежнему остаются актуальной проблемой. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, может привести к трудностям общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, возникновению конфликтов с ними. Поэтому проблему трудностей формирования навыка письма следует рассматривать не только как школьную, но и в целом как психолого-педагогическую и социальную проблему.

Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» продолжает мониторинг психофизиологического развития учеников, закончивших первый класс. Поэтому заявленная проблема рассматривается с точки зрения психофизиологии.  В основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.е. процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение интегративной работы различных анализаторных систем нередко является причиной нарушений в развитии  и обучении  детей  младшего школьного возраста.

Таким образом:

  • успешное овладение навыком письма обеспечивается сформированностью межанализаторного взаимодействия, которое  представляет собой интегративную деятельность центральной нервной системы по переработке информации, необходимой для реализации этого навыка;
  • целенаправленное развитие межанализаторного взаимодействия при обучении письму младших школьников будет протекать более успешно, если  своевременно провести  диагностику состояния письма.

Цель программы: выявить уровень сформированности межанализаторного взаимодействия, лежащий  в основе усвоения  навыков письма,   определить причины  трудностей в обучении русскому языку у  учеников 2-3  классов, и  оказать помощь в их преодолении.

На основе изучения специальной литературы выявлены противоречия между широкой распространенностью и разнообразием нарушений письма у учащихся младших классов и ограниченным количеством диагностических методик и коррекционных технологий, направленных на устранение нарушений в письменной речи. В основном для изучения состояния письма детям предлагаются следующие виды работ: диктант, списывание с печатного текста, сочинение, изложение и некоторые другие виды работ. Это - констатирующая диагностика, позволяющая учесть количество и характер ошибок, но не предполагающая выяснение причин, приведших к ним.  Поэтому актуальным стало создание  методики комплексного психофизиологического исследования письменной речи.

Методологическую основу  диагностики письма составили:

  • культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский);
  • учение об интегративной деятельности головного мозга (П.К. Анохин, А.Р.Лурия,);
  • учение о психологических основах формирования письма и письменной речи (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Методика исследования продуктов письменной деятельности  учащихся 2  и 3 классов  разрабатывалась, исходя из представлений о возрастной преемственности в развитии психических процессов. Тесты отбирались по принципу взаимосвязи друг с другом и направленности на системный анализ полученных результатов. Были адаптированы тестовые задания, опубликованные в работах Корнева А.Н., Алтуховой Т.А., Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Нечаева А.П.  и др.

Тесты проверены на дискриминативность, то есть на  способность отделять тестируемых  с высокой продуктивностью учебной деятельности от испытуемых с низкой продуктивностью.  Сложные задания выявляют детей с лексическими способностями, они являются индикаторами для одаренных  детей. Легкие задания дают возможность детям почувствовать успех и сохранить мотивацию для дальнейшего прохождения теста.

Тесты  позволяют выявить соответствие между уровнем выполнения задания и  методом, по которому они оценены, что определяет  валидность  теста.

Методика  имеет балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе диагностики письма, а также при оценке динамики  изменений в состоянии  письменной речи детей.

Для оценивания результатов  выбрана система  штрафных баллов:

  • за неверный ответ – 1 балл;
  • за верный ответ     -  0 баллов;
  • промежуточный вариант – 0,5 баллов.

Сумма баллов  по  шкале результатов переводится в уровни и логопедические заключения.

Диагностика письма учащихся 2 – 3 классов

Таблица 1

2 класс - баллы

3 класс - баллы

Уровни

Заключение логопеда

0 – 3, 5

0 – 5, 5

Выше среднего

Письмо в норме

4 – 7,5

6 – 10,5

Средний

Неспецифические ошибки

8 – 11,5

11 – 15,5

Ниже среднего

Специфические ошибки

12 и  выше

16 и  выше

Низкий

Дисграфия

Программа включает в себя следующий методический комплекс (по каждому классу отдельно):

  • диагностические задания (тесты) с критериями оценивания результатов;
  • инструкция для  предъявления заданий;
  • таблица «Лексические ассоциации»;
  • образец таблицы «Результаты диагностики письма»;
  • образец аналитической справки  по результатам диагностики.

Диагностика письма проводится логопедом или учителем в конце учебного года (апрель-май) в соответствии с инструкцией.

Цели диагностических мероприятий

Таблица 2

2 класс

3 класс

Оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:

  • операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
  • речедвигательного, речеслухо-вого, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;
  • произвольного внимания и саморегуляции – тесты № 4, №6;
  • операций  смысловой обрабо-тки и прогнозирования пись-менного текста и – тест  № 5;
  • двигательного анализатора – тест № 7.

Оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:

  • операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
  • причинно-следственного анализа – тест № 2;
  • произвольного внимания и саморегуляции – тесты № 3,

          № 5;

  • операций  смысловой обрабо-тки и прогнозирования пись-менного текста  – тест № 4;
  • двигательного анализатора – тест № 6.

Тесты (2-3 кл.), направленные на изучение  звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза,  включают в себя  слова и словосочетания сложной слого-буквенной структуры. Ошибки в написании сигнализируют о недостаточной сформированности фонематического восприятия и воспроизведения, слабости речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Тесты (2 кл.), нацеленные на определение объема и устойчивости зрительной и слуховой памяти, позволяют  обнаружить недостаточную продуктивность того или иного анализатора, несформированность  навыков и приемов запоминания.

Тест (3 кл.), в котором необходимо заменить подчеркнутые слова, показывает   неспособность некоторых учеников выявить причинно-следственные связи, подобрать нужный предлог. А  задание, в котором надо изменить порядок слов в предложении, является  также индикатором психологического неблагополучия (агрессии).

Тесты (2-3 кл.), исследующие развитие произвольного внимания и саморегуляции, основаны на  поиске ошибок в тексте (орфографическая зоркость). Большое количество не найденных ошибок, либо неправильно исправленные ошибки, сигнализируют о недостаточной сосредоточенности ребенка  при поиске орфограмм  и неумении применить правила грамматики. Большое количество ошибок при списывании говорит о том, что процессы саморегуляции и контроля  развиты слабо.

Тесты (2-3 кл.),  направленные на исследование вербальных способностей и смыслового прогнозирования (лексическая зоркость), представляют собой тексты с пропущенными в конце предложения словами. Большое количество неправильно подобранных слов, говорит о том, что у ребенка  недостаточно сформировано восприятие текста, либо на  этапе первичного синтеза, результатом которого является целостное, поверхностное представление о  содержании текста, либо на этапе вербально-смыслового анализа.

Тесты (2-3 кл.), изучающие  развитие двигательного анализатора,   позволяют сделать вывод о состоянии  моторного праксиса  и  изобразительно-графических способностях.

Тестовые или подобные им задания могут использоваться и используются учителями начальных классов для предупреждения и преодоления затруднений в овладении навыком письма детьми младшего школьного возраста.

Результаты диагностики заносятся в таблицу в  порядке  рейтинга. Производится количественный  анализ, показывающий,   какой тест ученики класса выполнили наиболее и наименее успешно.  Сравниваются результаты диагностики письма  данного года и предыдущего,  делается вывод о динамике развития письменной речи каждого ученика (См. таблицу «Результаты диагностики письма»).

Качественный анализ  позволяет выявить  причины трудностей в выполнении заданий, определить характер ошибок:

  • неспецифические, т.е. нехарактерные, нестойкие, случайные, допущенные по невнимательности или забывчивости;
  • специфические – замены, пропуски, перестановки букв, слогов и слов; не  часто повторяющиеся грамматические и лексические ошибки;
  • дисграфические ошибки – часто повторяющиеся специфические ошибки.

Выводы, сделанные после качественного анализа результатов диагностики (См. «Аналитическая справка»), позволяют логопеду дать  аргументированные рекомендации участникам образовательного процесса: администрации школы, учителю, родителям, специалистам социально-психологической службы.

Таким образом,   данная  программа  помогает:

  • логопеду  выявить уровень сформированности межанализаторного взаимодействия, лежащий  в основе усвоения  навыков письма, разработать или подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов;
  • учителю определить причины  трудностей в обучении русскому языку у  учеников 2-3  классов и оказать  индивидуальную помощь;
  •  администрации  отслеживать динамику учебных способностей учащихся начальной школы и принимать административные решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ребенка;
  • родителям  понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.

Литература:

  1. Алтухова Т.А., Карачевцева И.Н. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и  IY уровней // Школьный логопед. - 2005,  № 1 (4).

  1. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей. М.; 1997.

  1. Локалова И.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии.- 1996,  № 2.

  1. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф Г.В.Чиркиной.-4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005.

  1. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.-М.;  2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для обследования письма у учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида.

Дидактические материалы по обследованию письма у учеников 1-4 класс ....

Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"

Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия  Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....

Программа «Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»

Программа«Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»...

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Диагностическая логопедическая работадля выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (начало обучения)...

Диагностика нравственной самооценки учащихся 1-4 классов

Диагностика позволяет выявить уровень нравственной самооценки...

Диагностика риторических умений учащихся 1-4 классов

Диагностика риторических умений  Наш подход к оценке экспериментальных работ учащихся и выбор текстовых заданий основывается на заданиях, разработанных Т.А.Ладыженской в учебниках по риторик...