Главные вкладки

    Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов
    консультация по логопедии по теме

    Мухартова Любовь Александровна

    В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchitel_logoped.docx59.22 КБ
    Файл uchitel_logoped.pptx196.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопед +учитель   - залог успешного обучения ребёнка

    Подготовила:  учитель-логопед

    Мухартова Любовь Александровна

    Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.

    Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.

     Начнем с начала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

     После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.

     Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:

    «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя с видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.

    «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.

    «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, которые способствуют  развитию речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.

    «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.

    Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые несвоевременно принесли медицинскую карту, которых не внесли в списки, утвержденные департаментом образования( у нас их ровно половина от нуждающихся), которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс даже в четвертый. Сейчас очень часто в общеобразовательную школу поступают дети , русский язык для которых является не родным – дети – иностранцы. В этом году в 4 класс поступила девочка, которая не изучала русский язык. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь ребят, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов,  выявляет обучающихся, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направляет их на диагностику к логопеду.

     Посредством совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку, анализ контрольных диктантов и других письменных творческих  работ.

     В идеале, выпуск из логопедической группы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь должен прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.

    Вывод: таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходим для оптимизации учебного процесса.

    Выстроенная система взаимодействия между учителем- логопедом и учителями начальных классов сделала более эффективной

    систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.

    Заключение

         Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, как правило, велико, и логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики известно, что для эффективного устранения какого – либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя и других специалистов, работающих в школе. В первую очередь логопед организует сотрудничество с учителем начальных классов. Он помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка.

         Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе коррекционной работы.

         Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:

    • не употреблять сложные специфические, малопонятные термины;
    • обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой – нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
    • максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;
    • при выборе путей решения проблем и их анализе опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.

         Логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения проблемы.

            

                                         

         Логопед, проводя коррекционные занятия, и учитель, решая учебные проблемы в ходе урока, должны исходить из возможностей и интересов ученика.

    Литература

    1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – С
    2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 2005. – 272 с.
    3. Борисова Е.А. «Игры с пальчиками». – Биробиджан, ОблИУУ, 2004. - 24 с.
    4. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997. – 384 с.
    5. Волина В. В. Учимся, играя. – М.: «Новая школа», 1994. – 136 с.
    6. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. -96 с.
    7. Гаврина Г. Н. Логопедическая тетрадь на звуки Ш, Ж.- КОГУП «Кировская областная типография», 2006. – 32 с.
    8. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 112 с.
    9. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Азбука, Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.- 192с.
    10. Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота 1 класс: Методический комментарий. – М.: Вентана – Граф, 2005. - 480 с.
    11. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
    12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. ред. О.В.Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
    13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
    14. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.:Просвещение, 1991. – 239 с.
    15. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Чтение и письмо: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (2-е полугодие). – М.: Вентана-Граф, 2005. – 160 с.
    16. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Кузнецова М.И. Чтение и письмо: 1 класс: Методический комментарий / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с.
    17. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.
    18. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2006.- 217 с.
    19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 16 с.
    20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32 с.
    21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.-20 с.
    22. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 221 с.
    23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
    24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2001, - 224 с.
    25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.
    26. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 4: Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия. / под ред. Л.С.Волковой. – М.:ВЛАДОС, 2003.- 303 с.
    27. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
    28.  Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. - СПб.: КАРО, 2004. – 336 с.
    29. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: ГНОМ и Д, 2006.- 128 с.
    30. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2006.- 184 с.
    31. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2006.- 136
    32. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. - №10. – 2001. – с. 23-27.
    33. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. – М.: Институт коррекционной педагогики, 1992.- 169 с.
    34. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. и др. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов. – СПб.: КАРО, 2006.-112 с.
    35. Основы теории и практики логопедии / под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение. 1968. -368 с.
    36.  Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.: КАРО, 2005. -208 с.
    37. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
    38. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 446 с.
    39.  Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: КАРО, 2004. – 92 с.
    40. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
    41. Райский С.И., Ерошкина Е.В. Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 64 с.
    42. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.:АРКТИ, 2005. – 400 с.
    43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
    44. Сайт  http://www.logoburg.ru.
    45. Спирова Л.Ф., Ястребова А.Я. Учителю о детях с нарушениями речи. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
    46. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 285 с.
    47. Ястребова А.В., Бессонова Т.Т. Инструктивно-методическое письмо: «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1996.- 64 .
    48. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1997. – 184 с.
    49. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. –М.:АРКТИ,1999. – 120 с.

    Приложение 1

    Практические материалы в помощь учителю

         Развитие  фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

         Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

         При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.               Коррекционная работа  по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:

    • Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, где уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков;
    • Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков, где проводится сопоставление смешиваемых звуков на речевом материале.

         Программа общеобразовательной школы предусматривает аналогичную работу в классе на уроке. Но, как показывает практика, большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добукварного периода и в четвертом классе, когда дети выполняют письменный фонетический разбор. Во втором и третьем классе такой работе уделяется минимум рабочего времени.

          В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

    • исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения. При этом на логопедических занятиях ребенок проговаривает, а логопед страхует проговаривание ребенка, то есть повторяет за ним правильно.
    • включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха. Такие игры могут проводиться на любом этапе урока, включая  организационный момент и физкультминутки.

         Рассмотрим примеры таких игр и заданий.

         Игра «Хлоп-топ»

          Эта игра имеет множество вариантов и может использоваться при изучении практически любой темы на уроке русского языка.

         Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. 1.Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.

    2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.

    Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

    3.Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.

         Игра «У кого хороший слух?»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

    Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук или тех, кто не смог его найти.

         Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

    Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Например:

            У Сени и Сани в сетях сом с усами.

            Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

            Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

         Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.

    У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.

         Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

    Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

    Свяжем мы из слов цепочку,

    Мяч не даст поставить точку.

    Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

         Кроме игр на уроке можно предусмотреть для ребенка с нарушениями письменной речи индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию  фонематического анализа и синтеза. Хорошо использовать карточки и для дифференцированного домашнего задания.

         Задания на карточках могут быть следующими:

    • вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а и т.д.;
    • подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
    • выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков;
    • добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:   па-  (пар)

                                                             па--  (парк)

                                                             па---  (паром)  

                                                             па----  (паруса);

    • преобразовать слова различными способами

    - добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);

    - изменяя один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух  - сох – сор – сыр    – сын  - сон);

              - переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак);

    • разгадать ребус;
    • составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива – парк, ива, карп, пар, рак, Ира);
    • составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах   рак, брови, сумка, трава, сыр – комар).

         Как логопед, так и учитель должен знать, что при работе над развитием фонематического анализа опора на проговаривание дается только на начальных этапах работы. Конечной целью совместной работы логопеда и учителя является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

         Чтобы наглядно продемонстрировать приемы работы, логопед дает для учителей открытое занятие по данной теме (приложение 5).

         Развитие языкового анализа и синтеза.

         Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

         Коррекционная логопедическая работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

         Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

    1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

    2.  Придумать предложение с определенным количеством слов.

    3. Увеличить количество слов в предложении.

    4. Составить графическую схему данного предложения.

    5. Придумать предложение, соответствующее схеме.

    6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).

    7. Выделение из текста предложения с определенным количеством слов.

    8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.

         Все эти задания может использовать как логопед, так и учитель на уроке в любой игровой форме.

         Логопед, со своей стороны, может порекомендовать учителю не только проводить игры на развитие языкового анализа и синтеза, но и на каждом уроке уделять внимание детям, имеющим нарушения такого характера. Учитель может использовать как систему сигнальных карточек,

    используемых учеником – дисграфиком на каждом уроке, так и индивидуальные домашние задания (составить предложения по сюжетной картинке с определенным количеством слов; составить небольшой рассказ и записать его графически и т. д.).

         Развитие слогового анализа и синтеза.

         При формировании навыков звукового анализа и синтеза работа начинается с вспомогательных приемов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

         Для развития навыков слогового анализа и синтеза логопед может рекомендовать учителю для фронтальной и индивидуальной работы в классе  следующие игры и упражнения:

    • определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
    • записать слова в два столбика (разложить картинки в две группы) в зависимости от количества слогов;
    • определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (__буз, ут__, лод__, ка__даш);
    • найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
    • составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё, точ, лас, ка);
    • выделить в словах первый слог. Записать полученные слоги, объединив их в слова. Прочитать полученное предложение (улей, домик, машина, луна, жаба – У дома  лужа);
    • выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

              Игра «Отгадайте, кого я называю?»

         Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

         Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего встают Се-ре-жа, Ма-ри-на и т. д.

         Игра «Перевертыши»

         Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

         Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому играющему.

         Ход игры: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое.

         Примерный материал: слоги  сос, на;  чай, ка;  вес, на;  ка, мыш;  бан, ка;  ла, ска;  ни, тка;  ра, но;  на, ши;  ка, кой.

         Игра «Часы»

         Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

         Оборудование: круги с передвигающимися стрелками и кармашками для слогов; наборы слогов (бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко;  ба, мыш, ма, ка, ры, ран;  за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки).

         Ход игры: К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все слоги. Полученные слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги.

         Игра «Цепочка»

         Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

         Ход игры: Водящий записывает на доске слово по слогам. Следующий ученик подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова  (ок-но – но-ра – ра-ма – ма-ши-на – и т.д.).

         Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

         Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

         Ход игры: Учитель бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

         Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

         Цель: закрепление умения добавлять слог до слова, дифференцировать звуки, развитие внимания, быстроты мышления.

         Ход игры: Учитель бросает детям мяч, называя первый слог. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает слово: ша-       шары

                                                                 са-        санки

                                                                 шо-       шорох

                                                                 со-        сорока

                                                                 шу-       шуба

                                                                 су-        сумка

         Примеры приемов работы, направленных на развитие языкового и слогового анализа и синтеза учитель может посмотреть на открытом занятии (приложение 6).

         Устранение аграмматической дисграфии.

         При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

         Основными направлениями в работе являются:

    • уточнение структуры предложения;
    • развитие функции словоизменения и словообразования;
    • работа по морфологическому анализу состава слова;
    • работа с однокоренными словами.

    При этом логопед может рекомендовать учителю следующие игры.

    Игра «Наведи порядок»

    Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный

    порядок слов.

    Оборудование: наборное полотно (по количеству команд), карточки со

    словами деформированных предложений (по количеству команд).

    Ход игры: На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со

    словами предложения. Учащиеся из каждой команды расставляют на своем наборном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одного слова. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту.

         Выигрывает та команда, которая первой «навела порядок» в предложении.

    Примерный материал:

    лесом, скрылось, за, солнце.

    окно, стучит, в, дождь.

    детей, у, интересных, много, дел.

    морозе, на, скрипит, снег, ногами, под.

    дежурил, в, сегодня, Сережа, классе, Косарев.

         Игра «Подвижные слова»

         Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный

    порядок слов.

         Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

         Ход игры:  каждый ученик получает карточку со словом. По команде учителя ученики встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение.

         Игра «Кто последний?»

         Цель: развитие умения распространять предложение.

         Оборудование: сюжетные картинки.

       Ход игры: Учитель показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить его одним словом. Каждый следующий ученик удлиняет фразу еще на одно слово.

        Например: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками. Катя рисует домик красками в альбоме. Катя рисует домик красками в новом альбоме.

        Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.

         Приемы работы логопед наглядно демонстрирует на открытом занятии (приложение 7).

         Устранение оптической дисграфии.

         Работа проводится  в следующих направлениях:

    1. развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
    2. расширение объема и уточнение зрительной памяти;
    3. формирование пространственных представлений;
    4. развитие зрительного анализа и синтеза.

         Для развития зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

         Подобные задания нужно давать и на узнавание букв. Например: найти букву среди ряда других букв; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

         Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

    • Игра «Чего не стало?».  На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.
    • Дети запоминают 4-6 картинок, букв, цифр, фигур,  затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
    • Игра «Что изменилось?».  Учитель раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем учитель незаметно меняет их расположение. Ученики говорят, что изменилось и восстанавливают первоначальное расположение.
    • Игра «Фигуры». Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает на столе спички (счетные палочки) и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру.  Второй игрок, посмотрев, закрывает глаза и старается  посчитать количество использованных спичек. Затем

    открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. Правильность проверяется, затем играющие меняются ролями.

    Упражнение целесообразно проводить до тех пор, пока дети не научатся удерживать в памяти не менее 10 спичек.

         Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

    • определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе;
    • определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку (справа, слева от самого себя);
    • определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.

        Упражнения на этом этапе могут быть следующими:

         - Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая). Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратными. Надо доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, и это следует запомнить.

        - Соотнести свои части тела с соответствующей рукой, назвать их (правое ухо, левая щека и т.д.).

        - Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа. Аналогично с левой рукой.

         - Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади.

         - Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.

         - Возьмите красный и зеленый кубики. Поставьте их один на другой. Какой кубик расположен выше (ниже): красный или зеленый?

         - Возьмите синий, зеленый и красный кубики. Поставьте их один на другой так, чтобы

    1) красный был выше синего, а зеленый – выше красного; назовите цвет кубика между двумя другими;

    2) красный был ниже зеленого, а зеленый – ниже синего; назовите цвета кубиков сверху вниз, а затем снизу вверх;

    3) синий был ниже красного и выше зеленого;

    4) синий был между красным и зеленым.

         - Возьмите шарик и кубик. Расположите шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.

         - Нарисуйте вазочку с цветком. Правее нее нарисуйте конфету, а левее вазочки – яблоко.

         - Расположите в ряд картинки: часы, книга, очки. Что расположено: слева от книги, справа от книги? Что левее: часы или книга, очки или книга? Что правее: книга или часы, часы или очки?

         - Кто из людей, изображенных на рисунках, - левша?

         - Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем, кто сидит за правой (левой) половиной стола.

         - Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх (спинкой вниз); левый и правый карманы у джинсов.

         Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

         - написать буквы справа или слева от вертикальной линии;

         - положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата треугольник;

         - нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.

         - Обозначить на строке 4 точки. Поставить знак «+»:

             от первой точки – снизу;                от второй точки – сверху;

             от третьей точки – слева;               от четвертой точки – справа.

                                           +

                                                    +                   +        

                              +

         - Обозначить на строке 4 точки. От каждой провести стрелку в направлении:

             от первой точки – вниз;                 от второй точки – вправо;

             от третьей точки – вверх;              от четвертой точки – влево.

                                                                                       

         Широко используются игры.

         Игра «Разноцветные точки»

         Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

      - ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

      - заданное направление сохранилось во время чтения;

      - соблюдалась последовательность произнесения точек на строке (приложение 8).

         Игра «Водители»

         Играющие сидят за партами. Они – «водители». «Милиционер» (учитель) показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

         Игра «Маленький жук»

         Для игры нужно поле из 16 клеток (4*4), и маленькое изображение жука.

         Учитель дает следующую инструкцию:

         Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

         Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.

         Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, можно взять поле из 25, 36 клеток. Задание усложнять можно и ходами: 3 клетки влево, 2 клетки наискосок вправо - вниз.

         Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

         Например:

       - Найти фигуру, букву в ряду сходных (печатных и рукописных) букв.

       - Нарисовать, (сложить из палочек) фигуру или букву по образцу после кратковременного просмотра, по памяти.

       - Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв.

       - Найти заданную фигуру (букву) среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.

       - Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

       - Реконструировать букву, добавляя или убирая элемент: из А –Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.

       - Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв, например: Р –Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.

       - Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.

       - Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в  пространстве: Р –Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.

         Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

         Для лучшего усвоения их соотносят с какими – либо сходными предметами и изображениями: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д.

        Логопед дает для учителей открытое занятие по данной теме    (приложение 9).

         Развитие моторики.

         Для полноценного формирования навыков устной и письменной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от  движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

         В практике работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого ребенка.

         На уроках, также как и на логопедических занятиях, целесообразно несколько минут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, лепка на уроках технологии и т.д.

         Но кроме этого существует множество игр и упражнений, которые может использовать  логопед и учитель. Рассмотрим некоторые из них.

         В.В.Коноваленко  и  С.В.Коноваленко (2004) советуют проводить комплексные разминки несколько раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения показывает взрослый, затем дети могут делать это сами. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия. Время выполнения разминки 3-5 минут.

         Авторами разработано 11 комплексов  упражнений, что позволит сделать такую работу динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной (приложение 10).

         Е.А.Борисова (2004) советует уделить внимание тем играм с пальчиками, ход которых сопровождается небольшим стихотворным текстом. Особенно полезной, по мнению автора, будет такая работа тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи, так как позволит в игровой форме расширить словарный запас, уточнить некоторые слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие пальчиковые игры не только на уроках русского языка и чтения, но и на уроках ознакомления с окружающим миром.

        Рассмотрим некоторые из них.

                                  Овощи.

    У девчушки Зиночки овощи в корзиночке:                  Ладошка «корзинкой».

    Вот пузатый кабачок положила на бочок,             Сгибаем пальчики, начиная с                

    Перец и морковку уложила ловко,                                       большого.

    Помидор и огурец.

    Наша Зина – молодец!                                                         Показать большой палец. 

                                 Фрукты.

    Как у нашей Зины фрукты в корзине:                          Ладошка «корзинкой».

    Яблоки и груши, чтобы ребята кушали,           Сгибаем пальчики, начиная с     

    Персики и сливы – до чего красивы!                                  мизинца.

    Посмотрите на ранет.

    Вкуснее наших фруктов нет!                                             Гладим живот.

                                 Хлеб.

    Муку в тесто замесили,                                Сжимаем и разжимаем пальчики.

    А из теста мы слепили:                                       Прихлопываем ладошками,         

                                                                                                      «лепим».

    Пирожки и плюшки, сдобные ватрушки,     Поочередно разгибаем пальчики, 

    Булочки и калачи –                                                     начиная с мизинца.

    Все теперь спечем в печи.                                Обе ладошки развернуть вверх.

    Очень вкусно!                                                               Погладить живот.

                              Поздняя осень.

    Солнышко греет уже еле-еле;                       Поочередно соединяем, начиная

    Перелетные птицы на юг улетели;                  с больших, пальцы обеих рук

    Голы деревья, пустынны поля,                           (на каждую примету).

    Первым снежком принакрылась земля.

    Река покрывается льдом в ноябре –                     Руки сжимаем в «замок». 

    Поздняя осень стоит на дворе.                           Развести руками перед собой.

                             Кто спит зимой?

    Медведь в берлоге крепко спит,                  Сгибаем пальцы в кулак, начиная с  

    Всю зиму до весны сопит.                                               мизинца.

    Спит зимою бурундук,

    Колючий ежик и барсук.

    Только заиньке не спится –                                 Показываем большой палец, 

    Убегает от лисицы.                                                            вращая им.

    Мелькает он среди кустов,                  Соединяем большой палец правой руки с

    Напетлял и был таков!                                    указательным левой и наоборот.

         Очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики игры и упражнения с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков. Каучуковые шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук, легко массируют кисть руки ребенка, комплекс целесообразно проводить в начале занятия (приложение 1).

          Очень просты и не требуют большой подготовки упражнения для

    пальчиковой гимнастики за столом.

    1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
    2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
    3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):   правой руки;   левой руки;    обеих рук одновременно.
    4. Имитация игры на пианино.
    5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
    6.  «Бегают человечки» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
    7. «Футбол» - забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.
    8. Поочередная смена положения рук «Кулак – ладонь – ребро».  Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
    9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, после этого обеими руками одновременно.
    10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

         Эффективен для развития мелкой моторики самомассаж кистей и пальцев рук (приложение 2).

         Упражнений и игр на развитие моторики много в методической литературе. Каждый учитель может выбрать то, что подходит для него и его детей.  Но, несомненно, таким упражнениям необходимо уделять внимание на каждом уроке.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Логопед + учитель – залог успешного обучения ребенка Подготовила : учитель-логопед МБОУ «СОШ№8» Мухартова Л.А.

    Слайд 2

    Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом.

    Слайд 3

    После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах.

    Слайд 4

    После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.

    Слайд 5

    Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации.

    Слайд 6

    Темы бесед могут выглядеть следующим образом: «Виды речевых нарушений» «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности» «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию» «Закрепление приобретенных речевых навыков»

    Слайд 7

    Вывод: Посредством совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку, анализ контрольных диктантов и других письменных творческих работ.

    Слайд 8

    Вывод: Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходим для оптимизации учебного процесса. Выстроенная система взаимодействия между учителем - логопедом и учителями начальных классов делает более эффективной систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.

    Слайд 9

    Вывод: Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе коррекционной работы.

    Слайд 10

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"

      Материал выступления посвящён проблеме   сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы   с помощью  использования здоровьесберегающих технологий....

    Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

    «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

    Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

    Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

    Выступление на городском методическом объединении

    Тема выстурления "Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе" ....

    ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ учителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)

    ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯучителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)...