Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"
материал по теме

Дзюба Елена Николаевна

    Материал выступления посвящён проблеме   сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы   с помощью  использования здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx7.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дзюба Елена Николаевна  

учитель музыки

МБОУ СОШ г. Котовска Тамбовской области

Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему:

«РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА»

     Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы  является одной из важнейших задач моей педагогической деятельности и решается она путём использования здоровьесберегающих технологий.

     На уроке я стараюсь чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление, учитываю возрастные изменения голосового аппарата детей, стараюсь правильно его формировать. В первом классе в самом начале учебного года  с детьми  обязательно проводятся беседы на тему: «Наш голос - музыкальный инструмент», «Как беречь голос» и «Соблюдай правила пения». Эти беседы  иллюстрируются компьютерными презентациями с яркими картинками и вызывают у учеников живой интерес. В дальнейшем правильному формированию голосового аппарата на уроках  постоянно уделяется время.

      Наряду с основными формами музыкальной работы я использую различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, улыбкотерапия, цветотерапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия и танцевально-двигательная терапия. На основе предлагаемых разными авторами и собственных упражнений я составила комплекс «Дыхательно-игровой гимнастики», которая учит детей правильно дышать, снимает усталость головного мозга, нормализует давление и очищает лёгкие. В данный комплекс  входят обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, и упражнения, которые меняются, а заканчивается комплекс играми. Вся гимнастика занимает 5-10 минут и проводится во второй половине урока. После выполнения гимнастики мы всегда переходим к распеваниям, которые  тоже проводятся в игровой форме.  

     Обязательным компонентом урока является прослушивание  классической музыки. Этот вид учебной деятельности я часто использую  для формирования у детей положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия музыки у нас совместный, я стараюсь помочь детям «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый музыкальный мир причудливых образов и настроений. После прослушивания музыки мы выясняем, что дети «видели», «чувствовали», «делали» во время воображаемого путешествия, какую картинку они могут «нарисовать словами». Такое восприятие музыки способствует снятию напряжения, улучшению психоэмоционального состояния детей. Современными обучающимися очень хорошо воспринимается музыка И.С. Баха, Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

     На уроках большое внимание уделяется элементам эстетотерапии и цветотерапии. Эстетотерапия способствует расширению художественного кругозора детей и создает предпосылку для их творческой самореализации. Цветотерапия опосредованно воздействует на чувства, мысли и эмоции ребёнка. На своих уроках я практикую просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедеврами мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется классическая музыка спокойного характера, аудиозапись пения птиц (орнитотерапия). Я сама создаю слайд-шоу, презентации и клипы с использованием пейзажей разных художников, использую фильмы из серии «Релаксация. Звуки природы». В процессе подобной деятельности на уроке возникают атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности и ощущения психологического комфорта, защищенности, радости. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

        Танцевально-двигательная терапия как вид арт-терапии также присутствует на многих моих уроках. Танец для ребят – отличная возможность не только повеселиться, поднять себе настроение, но и расслабиться физически и психологически. С помощью танцевальных движений можно снять мышечное напряжение, накопившуюся усталость. А коллективный танец является средством взаимопонимания, взаимоподдержки между детьми. Ученики исполняют  различные «танцевальные минутки», которые я нахожу в сети Интернет и создаю сама, а также «танцы на стуле», которые  включают в себя ритмы различных танцев и импровизации. В результате  улучшается  эмоциональное состояние детей, повышается настроение.

        Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее перспективных направлений моей педагогической деятельности, над которым я продолжаю активно работать.

        Приёмы  учебной работы данного направления  были обобщены и опубликованы в методических рекомендациях (ППО, внесённый в городской банк данных 2010 г.). Формы и методы  арт-терапии были показаны во время открытых уроков музыки в 2010-2014 гг.

Список использованной литературы:

1. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования Ростов-на Дону: РО ИПК и ПРО, 2008.

2. Игра как средство гармонизации общего и художественного образования в школе Искусство в школе. №№ 2-3, 2002

3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

4. Смолина Е.А. Современный урок музыки.- Ярославль Академия развития, 2006.

5. Столяр З. Выразительные средства музыки. Кишинев: Киртя Молдованска, 1990.

6. Тарасова Е.Г Целительные силы искусства. Арт – педагогические техники и приёмы. – Тамбов. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».

Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы»....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

в своём выступлении на ГМО учителей начальных классов представила опыт работы...