Доклад учителя первого класса на городском методическом объединении учителей начальных классов на тему "Комплексное система сопровождения в период адаптации первоклассников"
материал по теме

Сахарова Эркелей Александровна

Адаптация первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_adaptatsiya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

        Выступление на ГМО 31.10.2017 по теме: «Адаптация первоклассников»

Слайд1

Слайд2

                                    «От того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

                  Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми      трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть в детском саду (и дома), непростой оказывается ситуация поступления в школу.

                 Адаптация ребенка – это длительный процесс. Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь.

Слайд3

              Для наиболее эффективного решения проблем адаптации наша школа разработала  программу комплексного системного сопровождения «Адаптация первоклассников»

Слайд4

Цель программы:

        Предупреждение и преодоление проблем адаптации у учащихся при поступлении в начальную ступень обучения, сохранение их здоровья и эмоционального благополучия.

          Система состоит из нескольких этапов:                                                   Слайд5

  1. Школа раннего развития «Солоны» (октябрь-апрель)

 Знакомство с будущими первоклассниками МБОУ «Средняя школа №7 г. Горно-Алтайска» состоится задолго до их прихода в школу. С октября месяца по субботам начинает работать «Школа раннего развития «Солоны». Предлагаемый курс проводится учителями первых классов, школьным психологом, логопедом. Занятия проводятся в наиболее естественной для дошкольников форме – ролевой игры, путешествия. Занятия обеспечены наглядным, а так же обширным текстовым и тренировочным материалом, интересным и доступным для детского воспитания. Первые занятия могут проводиться в присутствии родителей и с их участием, что обеспечивает более тесный контакт взрослого с каждым ребенком, плавного вхождения дошкольника в систему школьного обучения.

      В конце курсов по подготовке детей в школу педагог-психолог фронтально диагностирует уровень школьной зрелости ребенка с целью предварительного знакомства с детьми и их готовностью к обучению. Учителем и психологом проводится родительское собрание, а также при необходимости с родителями проводится консультирование и формулируются необходимые в каждом конкретном случае рекомендации.

  1. Работа ППМс (психолого-педагогическо-медицинской службы).Август. Слайд6

Чтобы помочь первоклассникам в адаптации нужно знать об особенностях каждого ребенка. И поэтому в августе учитель совместно с  психологом школы и медицинским работником просматривает  медицинские документы, выявляя детей, которые требуют особого подхода. Это те дети с ослабленным здоровьем, имеющие те или иные отклонения в физическом или психическом развитии.

  1. Метапредметный модуль «Введение в школьную жизнь» А.Г.   Цукерман

Слайд7

    Для успешной адаптации первоклассников с первых школьных дней в образовательную программу        включили метапредметный модуль «Введение в школьную жизнь» (автор А.Г.   Цукерман), подготавливающий школьников к новому виду деятельности – учебной. Модуль предназначен для психологической адаптации ребёнка к школьному обучению. Он включает в себя 11уроков, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки. (По темам можете пройтись глазками)

Темы занятий по Цукерману:                                                Слайд8

День знаний

Знакомство. Правило "Хочешь говорить - подними руку".

Формы устного ответа. Правило "Готов к уроку", "Урок окончен".

Как мы выражаем эмоции. Правила "Писать закончил", "Работа выполнена".

Парная форма работы. Правило "Мы готовы"

Школьные правила вежливости.

Обратная связь на уроке.

Противоречие «люблю – не люблю».

Столбец. Строка. Умение выражать свои мысли.

Выходы из спорных ситуаций.

Понятие содержательной оценки. Школьные принадлежности.                    Слайд9,10

    На этих занятиях не навязчиво, через игру, путешествия, сказки, смешные истории вводятся школьные правила и  система, т.е. прививается  навыки учебного сотрудничества.

    К третьему этапу мною накоплен и систематизирован материал по адаптации. Здесь разработки занятий, наглядные пособия(формы работы: инд.,гр.,парная), условные знаки, письмо первокласснику, сигнальные карты, практические работы детей и т.д. Кому интересно, потом можете ознакомиться.                                                                      Слайд11

    Также у нас с 1 сентября студенты 4 курса Г-АПК проходят практику «Первые дни ребенка в школе». Учителя целую неделю проводят уроки для практикантов. А студенты-практиканты в свою очередь помогают учителю организовать экскурсии, игры.

  1. Диагностика.                                                                                                Слайд12

В сентябре-октябре, в период адаптации, необходимо особенно внимательно  наблюдать  за обучающимися  на перемене, следить за включением в учебный процесс, проводить необходимую для данного периода диагностику.

   По истечении адаптационного периода выявляются дети, испытывающие затруднения. Для них проводятся групповые занятия, цель которых – развитие познавательныхпроцессов и произвольности поведения.                                        

Слайд13

        Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Только совместные усилия учителей, родителей, медицинских работников и школьного психолога способны уменьшить риск возникновения дезадаптации и трудностей в обучении.  

                   Добрая школа –хорошо, умная школа – великолепно.                   Слайд14

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"

  Материал выступления посвящён проблеме   сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы   с помощью  использования здоровьесберегающих технологий....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Анализ работы городского методического объединения учителей начальных классов за 2020 год

Анализ работы городского методического объединения учителей начальных классов за 2020  год...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

в своём выступлении на ГМО учителей начальных классов представила опыт работы...