Открытый урок по произношению. Тема: "Согласный звук [щ]". 1 класс.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

В уроке содержатся упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_proiznosheniyu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Согласный звук [щ].

Цель: Формировать навык правильного произношения

        звука [щ].

Задачи:1). Познакомить с артикуляцией и характеристикой

        звука [щ].

           2). Развивать фонематический слух, зрительную и слуховую память.

   3).Воспитывать желание и стремление красиво и правильно       разговаривать.

Ход урока.

ɪ. Организационный момент.

-- Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, поприветствуйте их и тихо садитесь.

-- Какой у нас сейчас урок?

-- Чему мы учимся на уроке произношения?

(вместе) На уроке ,,… будем отвечать активно,

хорошо себя вести,

чтобы гости дорогие

захотели вновь прийти".

ɪɪ. Артикуляционная гимнастика.

1). Беззвучное произношение гласных звуков: [а], [о], [у], [и].

2). «Лопаточка».

3). «Наказать непослушный язычок».

4). «Качели».

5). «Вкусное враньё».

6). «Гармошка».

7). «Чашечка».

Дыхательные упражнения.

1). Носовое и ротовое дыхание.

- вдох и выдох через нос;

- вдох и выдох через рот;

- вдох и выдох через левую (правую) ноздрю.

2). Совмещение навыка дыхания с навыками движения.

а). «Дровосек» , [вдох – руки поднимаются вверх,

пальцы скрещены; выдох – руки и верхняя часть

тела резко опускаются вниз];

б). «Яйцо», [вдох – руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони друг к другу; выдох – опускаются вниз].

Развитие силы голоса.

1). А –

2). О –

3). «Вороны».        =Вот под ёлочкой зелёной

                          Скачут, каркают вороны: кар – кар – кар! = [громко]

                          Целый день они кричали,

                          Спать ребятам не давали: кар – кар – кар! = [тише]

                          Спать ребятам не давали,

                          Только к ночи умолкали: кар – кар – кар! = [тихо]

                         

ɪɪɪ. Сообщение темы урока.

          Загадка.        =У неё во рту пила,

                          Под водой она жила.

                          Всех пугала, всех глотала,

                          А теперь в котёл попала.= (щука).

-- Назовите первый звук в слове. [щ]

-- Произнесите перед зеркалом.

        а). Артикуляция звука.

-- В каком положении находятся губы?

-- Где находятся боковые края языка?

-- Как выходит воздушная струя?

-- Проверим голосок: спит или гуляет?

-- Тёплая или холодная воздушная струя?

        б). Характеристика звука.

-- Звук [щ] – согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.

-- Какой карточкой обозначим звук [щ]?

IV. Автоматизация в слогах.

     1). Повторяй!        =щи, ще, ща, щу.

                           ащ, ющ, ещ, ущ.

                           вощ, рощ, гущ.=

     2). Повтори с правильным ударением.

=ощ – Ощ – ощ – ощ

  ощ – ощ – Ощ – ощ=

3). Выдели звук [щ] из слогового ряда: (поднимайте букву).

    Оч – ща – жа – ти – щи – ющ – уч – чка – ищи – учу – щё – печь – ещ.

V. Физминутка: «Бабочка».

                        =Спал цветок и вдруг проснулся,

                          Больше спать не захотел,

                          Шевельнулся, потянулся,

                          Взвился вверх и полетел.

                          Солнце утром лишь проснётся,

                          Бабочка кружит и вьётся.=

VI. Автоматизация в словах.

   1). Назвать картинки и место звука в слове:

      =щётки, ящики, щенок, клещи, щавель, овощи, щука,

        лещ, щипцы, плащ.=

   2). Словарная работа.

-- Назовите рыб.

-- Назовите инструменты.

-- Щенок – это …

-- Щавель – это …

   3). Игра: «Угадай словечко».

--------- ----'---- (щенок, щипцы, щавель);

--'-- ----- ------ (овощи).

   4). Игра: «День и ночь»; (что изменилось?)

   5). Развитие зрительной памяти; (повтори 5 картинок).

   6). Замени первый звук на звук [щ]:

        река – щека; кепка – щепка; венок – щенок.

    7). Выделите слово со звуком [щ]; (поднять букву).

         Щель,качели, шутка, вещи, точу, тащу, плач, плащ, куча,

        сетка, щегол, чехол.

    8). Развитие слуховой памяти; (где стоит звук [щ]?)

            Плющ, щегол, товарищ, площадь, щепка.

    9). Собери слово: та – за – щи; щин – мор – ка(где стоит звук [щ]?)

   10). Анализ слово: клещи.

VII. Физминутка: (упражнения для снятия утомления с плечевого

       пояса и рук).

VIII. Автоматизация в  предложении:

     1). Составьте предложение по сюжетной картинке.

          (Проговорите предложение.

        Посчитайте количество слов в предложении.

        В каком по счёту слове звук [щ] слышите?

    2). Стихотворение:        Щука в речке жила,

                                Щёткой воду мела,

                                Щи варила для гостей,

                                Угощала пескарей.

-- Назовите слова со звуком [щ].

IX. Итог урока:    С каким звуком работали? (Дать характеристику звуку.)

                        Что понравилось на уроке?

                         Какое было настроение?        

        

X. Д/з: Чистоговорки: Ощ – ощ – ощ ---- мама варит вкусный борщ,

                                Ще – ще – ще ---- много овощей в борще.

                                Ща – ща – ща ---- всем налили мы борща.

Выучить стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Открытый урок по произношению по теме:"Дифференциация звуков "з-с"

Урок проводится с целью научить детей дифференцировать звуки "з-с" в устной и письменной речи....

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...