О значимости логопедических занятий и роли родителей в коррекционном процессе
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Баранова Елена Михайловна

                                О  значимости логопедических занятий

                           и роли родителей в коррекционном процессе                                                                                                                                                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_korrektsionnom_protsesse.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                О  значимости логопедических занятий

                           и роли родителей в коррекционном процессе                                                                                                                                                                                                                                          

Для повышения эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы необходимо своевременно выявлять, предупреждать и устранять имеющиеся у некоторых из них недостатки устной и письменной речи.

Отклонения в речевом развитии детей имеют различные формы и степень выраженности. К нам на логопункт в первую очередь зачисляются дети, имеющие следующие речевые нарушения:

  1. Фонетический дефект – преимущественно искажённое произношение фонем или отсутствие каких-либо звуков вообще.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  – когда у ребёнка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (дифференциация оппозиционных звуков(т-д, к-г, б-п…); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
  3. Общее недоразвитие речи (ОНР) – в этом случае нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика.

ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, зачастую встречающийся у многих учащихся начальных классов. В процессе коррекции при ОНР необходимо восполнить пробелы: в формировании звукопроизношения, формировании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами развития речи могут получить на логопедическом пункте, н-р, в нашей школе.

 Логопедическое обследование с целью выявления имеющихся речевых дефектов у детей проводится в начале сентября. Прошу серьёзно к этому отнестись родителей учащихся начальных классов, т.к. неустранённые вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи будут в дальнейшем препятствовать успешному овладению чтением, письмом и даже математикой в случае сложного речевого нарушения (н-р, ОНР), когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильного ответа, объяснить своего решения.

Очень важно участие родителей в коррекционном процессе, их заинтересованное отношение к  этому, желание исправить ситуацию.

 У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя неустранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

Вы должны быть прежде заинтересованы в устранении дефектов речи и вовремя самим обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.

Дети, которые по результатам логопедического обследования нуждаются в помощи специалиста, т.е. в коррекции выявленных дефектов, должны в обязательном порядке ходить на занятия к логопеду. Это нужно прежде всего Вам и Вашим детям.

Родители несут ответственность за обязательное посещение логопедических занятий их детьми.

От родителей требуется: соблюдение речевого режима дома (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях).

Заниматься нужно по индивидуальным тетрадям с заданиями логопеда дома, под контролем взрослых, перед зеркалом (в случае фонетического дефекта).

Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий.

Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Дома необходимо делать артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков.

Своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, речевой режим, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтения и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.

                                    Учитель-логопед:   Баранова Елена Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...

Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных

Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные....

Роль родителей в образовательном процессе школьников

В этой статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями....