Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Богачева Инна Валерьевна

Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich._karta_ou._bogacheva_i.v.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель-логопед  Богачева Инна Валерьевна

ГБОУ школа №691  Невского района Санкт-Петербурга.

Тема занятия

Тип занятия.     Изучение нового материала

Класс   2 «А»

Логопедическая тема: Слогообразующая роль гласных.

Лексическая тема:       Дикие животные

Цель: Обучение делению на слоги  с опорой на гласные.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить значение понятия  слог, как части  слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-обогащать  словарный  запас.

-развивать  функции словоизменения, словообразования.

-развивать  орфографическую  зоркость.

Коррекционные:

-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

-развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты занятия

Предметные УУД:

-сформировать понятие о слоге, как о части слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными.

-продолжить развитие функции словоизменения, словообразования.

-продолжить развитие орфографической зоркости.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Межпредметные связи

-Обучение грамоте, УМК «Школа России»

-«Окружающий мир. 2 класс»

Форма работы

-подгрупповая

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Создание эмоционально положительного фона.

Уточняем время года.

Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова «зима» учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное.

Учащиеся приветствуют друг друга.

От слова «зима» учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное  (Отправляемся в зимний лес, зимушка).

2.Сообщение лексической темы.

Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку.

Логопед выдает карточки. У учащихся в карточках части диких животных.

Кого мы встретили в лесу?

Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются.

Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными.

Л. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье?

Также  с другими животными (бобр, лиса, медведь...)

Под музыку учащиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи…

Останавливаются, рассматривают карточки.

Встретили диких животных.

У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д.

II. Актуализация необходимых знаний.

Повторяем материал прошлых занятий. Моделируем игровую ситуацию.

На слайде пещера. Давным-давно жил пещерный человек. Говорить он не умел, а издавал только гласные звуки.

На следующем слайде зашифрованы гласные 1 и 2 ряда.

Обучающиеся сами записывают в тетрадь гласные буквы.

II. Организация познавательной деятельности.

1.Введение в логопедическую тему.

2. Формирование понятия о слоге.

3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных.

4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и  слогового анализа.

5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности.

6.Развитие орфографической зоркости.

7. Физкультминутка.

Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды….

Стал думать, как назвать эти части и придумал.

СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ.

Как части слова называются?

А что в слоге обязательно оставляем?

У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем.

На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки.

Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга.

Упражнение №1

Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать  слово х-безударный слог,  Х-ударный слог. Получилось животное – медведь.

Упражнение №2

Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь.

Стм-нок-вф-дв-две-зь-ме-цв-жо-нк

Чо-вл-вол-лч-нк-рв-нь-нк-нок

Щн-нк-нок-рк-щн-ще

Кто это?

Определяем лишнее слово.

У волчонка папа  кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий.  В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица.

Определяем ударение.

Выполнение кинезиологических упражнений.

Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ.

Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ.

Слогом.

Гласный.

Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. (рыба, апельсин)

Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифрую.

Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами.

Записывают: медвежонок, волчонок, щенок.

Детеныши диких животных.

Это щенок.

Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица.

Обучающиеся следуют инструкциям

8. Закрепление темы.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Упражнение№3 

Слова рассыпались, составь из них предложение.

Определяем 1, 2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы.

Находим самое длинное слово по количеству слогов,  почему?

Делаем фонематический анализ слова.

( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок)

Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные.

III.Рефлексивно-оценочный этап

Кого мы с вами встретили в лесу?

Как называются части слова?

Что в слоге обязательно оставляем?

Что понравилось? Какие были трудности?

Диких животных.

Слог. Гласный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия "Гласные первого ряда"

Тип урока: рефлексия (обобщение, закрепление)....

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...