Конспект занятия Звуки с-з "Животные в зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

В конспекте представлен метериал по дифференциации звуков С-З на уровне букв, слогов и слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ № 32

Тема открытого занятия

«Животные и птицы в зимнем лесу.

Звуки [С] - [З]»

Подготовила:

учитель – логопед

Д.А. Колесникова

г.Белгород, 2013

Цель: дифференциация звуков [С]-[З] на материале слогов и слов.

Задачи:

Коррекционно - обучающие: расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой природы зимой, о жизни зверей и птиц в зимнее время, различение понятий звук и буква.

Коррекционно - развивающие: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представления; фонематических дифференцировок; развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, звуко- символьное соотнесение,  развитие зрительное внимание, логического мышления, оптико-пространственного представления, ориентировка на схеме.

Коррекционно - воспитательные: воспитание любви к природе, животным; формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самопроверки, взаимопроверки.

 Оборудование: картинки лисы, зайца, дрозд, белка, индивидуальные карточки, 6 телеграмм и писем, картинки для схемы на доске (дерево, елка, волк, лиса), символы звуков, следы зверей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети и логопед стоят в кругу

Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

О чем это стихотворение? Как вы думаете?

Дети: О том, что когда говорим, нужно четко произнести слова и не спешить.

Логопед: А вот наш герой занятия очень спешил! (На доску выставляется картинка зайца-почтальона). Зайчишка спешил до праздника разнести почту и растерял все письма да телеграммы в лесу. Как вы думаете, почему он так спешил?

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Дети: Он мог испугаться лисы или волка.

Логопед: Вы правы, он испугался лисы! (на доску выставляется картинка лисы)

А назовите первый звук в слове заяц?

Дети: З!

Логопед: А что вы знаете про этот звук? И какая буква обозначает этот звук?

Дети: Это согласный, звонкий, парный звук, в слове заяц он твердый. А обозначает его буква Зэ.

Логопед пишет на доске, рядом с картинкой Зайца букву Зэ.

Логопед: Молодцы!  А какая же пара у этого звука по твердости-глухости?

Дети: звук [С]!

Логопед: Хорошо, а что вы знаете про этот звук?

Дети: Он тоже согласный, глухой, твердый!

Логопед: А какая буква обозначает эти звуки?

Дети: эС!

На доске записывается буква эС, рядом с картинкой лисы.

А как мы на схеме обозначаем звуки [С] и [З].

 На доску выставляется символы звуков. Под букву Зэ синий кружок с колокольчиком внутри, под букву эС синий кружок.

Логопед: Умницы! Мы с вами вспомнили характеристику звуков [С]-[З]. Где стоят эти звуки в названии наших животных?

Дети: в слове заяц звук [З] первый, а в слове лиса звук [С] в серединке слова.

Логопед: Ребята, вы догадались какова, тема нашего занятия?

Дети: Звуки [С]-[З]!

  1. Основная часть:

Логопед: Подберите такие прилагательные, с помощью которых вы сможете охарактеризовать наших героев занятия?

Дети: Заяц: трусливый.  Лиса: рыжая, хитрая, зубастая.

Логопед: Замечательно! Вот вы назвали слова, где есть звуки нашего занятия? Где они стоят?

Дети: трусливый – в середине слова звук [C], зубастая [З].

Логопед: Вот наш трусливый заяц растерял телеграммы да письма по зимнему лесу из-за лисы. Мы поможем ему найти их? Все найденные телеграммы будем складывать ему в сумку.

На каждом столе в кабинете лежат конверты с цифрами от 1 до 6 с заданиями внутри.

Итак, мы отправляемся бродить по зимнему лесу! И находим сразу первую телеграмму!

Дети вместе с логопедом подходит к столу, на котором лежит первый конверт.

1 телеграмма «Зашифрованная»: ребенок подходит, берет телеграмму и открывает ее!

Логопед: Это не простая телеграмма, а зашифрованная! Что же там нужно сделать?

Дети: разгадать слоги и записать их!

Логопед: В конверте предлагаются карточки со слогами. Дети разгадывают слоги и записывают их. С некоторыми из них составляют слова.

Замечательно! С первым заданием мы справились на отлично! Идем к следующему конверту!

Один ребенок кладет конверт в сумку.

Логопед вместе с детьми переходит ко второму столу

2 письмо «Узоры из следов»: в нем лежат следы зайца и лисы.

Логопед: Когда заяц убегал от лисы, на снегу остались их следы. По ним мы сможем узнать успел ли он убежать от плутовки.

Перед каждым ребенком кладется небольшое количество следов зайца и лисы.

Ребята, сейчас я вам буду говорить словечки, в которых будут звуки нашего занятия.  Если вы услышите в них звук [С], вы кладете следы какого животного?

Дети: Лисы! Потому что в ее названии есть звук [С]!

Логопед: А если услышите звук [З]…

Дети: кладем следы зайца!

Логопед: следы, снег, сугроб, морозы, узоры, сова, воздух, узор, снежинка, морозный, фазан, снегопад, заморозки.

Логопед: обратите внимание на последнее слово! Сколько звуков З в нем?

Сколько следов зайца вы выложили? (8). А лисы? (6)

Логопед: Ребята, проверьте работу друг друга.

Чему мы сейчас с вами учились делать?

Дети: Учились слышать в словах звуки [С]-[З].

Ребенок возвращает конверт в сумку зайца.

Логопед вместе с детьми подходят к следующему столу.

3 телеграмма «Хоровод снежинок»:

Логопед: Вы знаете значение слова «поземка»? Это когда ветер поднимает мелкие снежинки, лежащие на земле.

Вот и в наш конверт залетели снежинки и постирали написанные буквы С и З, давайте восстановим их. Правильно написанные обведем, перевернутые зачеркнем, а стертые допишем.

Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?

Дети: Мы запомним как правильно пишутся буквы С-З.

А знаете ли вы как делить слова на слоги?

Если дети не могут вспомнить, то логопед напоминает правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Умницы! Посмотрите, в этом конверте есть еще одно задание.

Логопед вынимает из конверта картинку компьютера.

Логопед: А выполнять мы его будем с помощью компьютера! Посмотрите на экран, из этих четырех слов, мы должны найти лишнее.

Один выполняет, а остальные внимательно слушают и проверяют.

(слайд 1-6)

Лишнее слово волк. В нем нет букв занятия.

  1. Лишнее слово волк. В нем нет букв занятия.
  2. Лишнее слово дрозд. В нем буква Зэ.
  3. Лишнее слово сова. Буква эС стоит первая.
  4. Лишнее слово Зубр. В нем 1 слог, а в остальных 2 слога.
  5. Лишнее слово медведь. В нем нет букв занятия.
  6. Лишнее слово лиса. В нем буква эС.

Физкультминутка.

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?       
    (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  
(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     
  (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, 
(имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                  
   (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

После выполнения физкультминутки, все подходят к четвертому столу.

4 телеграмма «Лесная кладовая»: в конверте лежат фишки шести цветов, на каждой написана буква.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, что животные едят зимой? Вот мы сейчас с вами и узнаем! Составьте из букв слова. Одно слово из красных фишек, одно на зеленых, одно на оранжевых, еще одно на желтых, одно на розовых, одно на синих.

Какие слова у вас получились?

Дети: ягоды, корешки, кора, семечки, мышка, орешки.

На слайде №7 появляются картинки снегиря, зайца и совы.

Логопед: Кто у нас ест ягоды и орешки, семечки? (снегирь), кору и корешки? (заяц), мышей – сова.

Все подходят к пятому столу.

5 телеграмма: Какой у нас скоро праздник?

Дети: Новый год.

Логопед: Конечно, поэтому наши звери позвали к себе за праздничный стол своих друзей из разных стран. Узнаем, кто это? Только в название этих животных нужно вставить буквы С-З.

Разделите эти слова на 3 группы. Объясните  свой выбор.

Дети: 1 группа – буквы С и З стоят в начале слова, 2 группа – в середине, 3 группа – в конце.

А теперь проверим свою работу.

На слайде №8 появляются столбики, где распределены слова.

Самопроверка.

3. Итог занятия:

Дети вместе с педагогом подходят к доске.

6 телеграмма: Это последняя телеграмма! Кто с нами сегодня на занятии присутствовал?

Дети: заяц-почтальон, лиса, снегирь, сова, дрозд и другие животные.

Вот и напишем им пожелания, например, зайцу, лисе. А писать мы их будем на снежинках, которые повесим на елку!

В конверте лежат снежинки разные по форме.

Логопед: У нас все снежинки разные и пожелания будут разные.

У одной снежинки кончики похожи на лапку ели – на ней запишите пожелания, если занятие понравилось и все было понятно.

Вторая на паутинку – если было что-то непонятно.

Третья целая без узоров – если занятие не понравилось и непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"....

Конспект занятия "Звук и буква З"

Конспект занятия для  детей  старшей группы с ОНР при  дизартрии....

Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"

      Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к.     Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [...

Конспект занятия "Звуки речи"

Конспект занятия "Звуки речи"...

Конспект занятия по ИЗО. Тема: "Рисование зимнего пейзажа".

Конспект открытого занятия на тему "Рисование зимнего пейзажа". Цель занятия: развитие интереса детей к изобразительному искусству, посредством исползования нетрадиционногй техники рисования...