Методические рекомендации по постановке звука [Ш]
методическая разработка по логопедии по теме

Зайнуллина Динара Фаритовна

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррек­ция произношения приводит не только к устранению речевых наруше­ний, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Пыть-Ях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 6

Методические рекомендации

по постановке звука [Ш]

Составитель:

Зайнуллина Динара Фаритовна –

учитель-логопед

2013г.

Содержание:

Пояснительная записка

  1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ш]
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Постановка звука [Ш]
  • Постановка звука [Ш] от звука [Т]
  • Постановка звука [Ш] от правильного звука [С]
  • Постановка звука [Ш] от правильного звука [Р]
  • Постановка звука [Ш] с механической помощью
  • Постановка звука [Ш] по показу артикуляции
  • Постановка звука [Ш] на вдохе
  • Постановка звука [Ш] при аномалиях строения речевых органов
  1. Изолированное произношение звука [Ш]
  2. Автоматизация звука [Ш] в слогах
  3. Автоматизация звука [Ш] в словах
  4. Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях
  5. Автоматизация звука [Ш] в предложениях
  6. Автоматизация звука [Ш] в литературных произведениях (чистоговорках, поговорках, стихах, тексте)

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Основной целью коррекции звукопроизношения является развитие устной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием ребенка как личности: развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, способности преодолевать трудности.

Задачи коррекции звукопроизношения детей определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

Конкретные задачи коррекции звукопроизношения разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

-овладение речевой деятельностью в разных её видах;

-развитие звукового анализа слов;

-развитие фонемного восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики;

-развитие умения произвольно управлять вниманием, регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;

-обогащение словарного запаса;

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Данная методическая рекомендация предназначается родителям, студентам-логопедам и учителям-логопедам.

  1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ш]

Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

Лопатка

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

Качели

Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

Маляр

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10 движений.

Грибок

Рот откройте, улыбнитесь. Прижмите широкий язык всей плоскостью к нёбу, затем присосите его к нёбу и удерживайте в таком положении 5—10 секунд. Язык будет похож на шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — на его тоненькую ножку. Затем «отклейте» язык. Закройте рот. Повторите упражнение 2—3 раза.

Вкусное варенье

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Выполните 5—10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

Чашечка

Рот откройте, улыбнитесь. Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

Фокус

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

  1. Пальчиковая гимнастика

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Солнышко
Раз, два, три, четыре, пять!
-Показывать заданное количество пальцев.
Солнце глянуло в кроватку!
- Кулачок «просыпается» (сжимать и разжимать кулачок).
Раз, два, три, четыре, пять!
Дружно сделаем зарядку!
- Кулачок «просыпается».

Петушок
Петушок наш вдруг проснулся,
- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
- Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
- Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.

Мячик
Друг веселый, мячик мой!
- Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.
Всюду, всюду ты со мной!
- Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.

Домики для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять -
-Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.
Вышли пальчики гулять.
-Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять-
-Сжимают пальцы в кулачки.
В домик спрятались опять.
-Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «
домики» пальчиков.

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

  1. Постановка звука [Ш]

СПОСОБ I. ПОСТАНОВА ЗВУКА [Ш] ОТ ЗВУКА [Т].

Ребенок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь.

 Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.

Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом.

Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т], скажите ему, что так «шипит» змея.

При длительном произнесении звука [т] рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей.

Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.

Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш] станет совсем точным.

В дальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом).

Когда звук [ш] будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]

1. Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении языка, начинайте ставить ему звук [ш] (см. ниже).

2. Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка, ему нужно сначала поставить «верхнеязычное» произношение этого звука.

Постановка звука [с] при верхнем положении языка.

Ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с].

Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.

Немного потренируйте с ребенком верхнее произношение звука [с].

Окончательная постановка звука [ш].

Ребенок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш].

Скажите ребенку, чтобы он «полз» кончиком языка от зубов к альвеолам, как бы «ощупывая им дорогу». Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы.

Когда ребенок произнесет звук [ш], скажите ему, что так «шипит» змея.

Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте вперед его губы.

В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

В заключение переходите к произношению слогов (по картинкам). Обучайте «змею разговаривать».

Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Р]

Пусть ребенок длительно произнесет звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке).

Затем нужно произнести этот звук шепотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш].

Скажите ребенку, что так «шипит» змея.

Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.

В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает.

После этого переходите к произношению слогов.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Пусть ребенок длительно произносит звук [с] при верхнем положении языка (см. способ 2). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.

Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш].

Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть».

В это время округлите губы ребенка, нажав на углы его рта пальцами. Послышится полноценный звук [ш].

В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея.

После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговаривать»).

Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить его вслед за вами.

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ

Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать языку ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].

Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди — с наружной стороны).

В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в нее чай»). Выдох нужно ощущать на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.

Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.

Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечеткий свистящий звук сначала заменится на [с], затем послышится звук [ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).

Все это ребенок должен выполнять по вашему показу (вам только нельзя произносить звук [ш]).

 Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что так шипит змея.

В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».

После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть».

Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам).

Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит.

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ

Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.

Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между верхними резцами и кончиком языка.

После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».

Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш].

Укажите ребенку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.

После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).

Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

Обратите внимание ребенка на то, что так «шорох» стал еще более звучным и уже превратился в настоящее «шипение», как будто шипит змея.

В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит».

«Обучайте» вашу змею «произносить слоги».

Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов

Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука (см. с. 84) до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.

Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвертым способом.

При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.

Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.

Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жестким.

Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придется полагаться на собственный слух: как только в произношении ребенка послышится звук [ш] – нужная точка артикуляции найдена.

Когда у ребенка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш]. Для этого во время произнесения звука кончик языка нужно будет продвинуть вперед, чтобы он оказался с наружной стороны альвеол. Звук будет звучать мягче.

4 – ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

5 – АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ:

5.1. – в прямых

ша-ша-ша

шо-шо-шо

шу-шу-шу

ши-ши-ши

ша-шо-шу

шо-шу-ши

шу-ши-ша

ши-ша-шо

ша-шу-шо

шу-шо-ши

шо-ши-ша

ши-ша-шу

ша-ши-шо

ши-шо-шу

шо-шу-ша

шу-ша-ши

шо-ша-ши

ша-ши-шу

ши-шу-шо

шу-шо-шу

5.2. – в обратных

Аш-аш-аш

ош-ош-ош

уш-уш-уш

иш-иш-иш

аш-ош-уш

ош-уш-иш

уш-иш-аш

иш-аш-ош

аш-уш-ош

уш-ош-иш

ош-иш-аш

иш-аш-уш

аш-иш-ош

иш-ош-уш

ош-уш-аш

уш-аш-иш

ош-аш-иш

аш-иш-уш

иш-уш-ош

уш-ош-уш

5.3. – со стечением согласных

шта-што-шту-шты

што-шту-шты-шта

шту-шты-шта-што

шты-шта-што-шту

ашт-ошт-ушт-ышт

ошт-ушт-ышт-ашт

ушт-ышт-ашт-ышт

ышт-ашт-ошт-ушт

тша-тшо-тшу-тши

тшо-тшу-тши–тша

тшу-тши-тша-тшо

тши-тша-тшо–тшу

шка-шко-шку-шкы

шко-шку-шкы-шка

шку-шкы-шка-шко

шкы-шка-шко-шку

кша-кшо-кшу-кши

кшо-кшу-кши-кша

кшу-кши-кша-кшо

кши-кша-кшо-кшу

акш-окш-укш-ыкш

окш-укш-ыкш-акш

укш-ыкш-акш-окш

ыкш-акш-окш–укш

шпа-шпо-шпу-шпы

шпо-шпу-шпы-шпа

шпу-шпы-шпа-шпо

шпы-шпа-шпо-шпу

ашп-ошп-ушп–ышп

опш-упш-ыпш-апш

ушп-ышп-ашп-ошп

ыпш-апш-опш-упш

пша-пшо-пшу-пши

пшо-пшу-пши-пша

пшу-пши-пша-пшо

пши-пша-пшо–пшу

мша-мшо-мшу-мши

амш-омш-умш-ымш

шма-шмо-шму-шмы

ашм-ошм-ушм-ыпш

6 – автоматизация в словах:

6.1. – с прямым слогом

Шапка

шов

шахматы

шок

шахта

шёпот

шайба

шея

шанс

шелест

шаман

шелестеть

шагать

шептать

шампиньоны

шевелить

шуба

шум

шут

шутка

шумный

шуметь

шумовка

шутник

шина

шить

шикать

шипы

шиповник

шифон

шипеть

шимпанзе

мышата

мешать

дышать

ушанка

мешок

пушок

петушок

капюшон

дыши

ошибка

ушиб

тишина

кушетка

ошейник

мишень

квашеный

6.2. – с обратным слогом

наш

ваш

кашка

башня

ушко

мушка

мышка

пышка

дашь

мышь

камыш

душ

тушь

ешь

пьёшь

финиш

букашка

кашне

башмак

каштан

шашка

кошка

мошка

окошко

подушка

катушка

кукушка

квакушка

кумушка

бабушка

дедушка

избушка

вышка

шишка

донышко

пятнышко

мишка

вишня

пешка

успешно

6.3. – со стечением согласных

штаб

штамп

штат

штанга

штаны

штопка

штопать

штука

штык

шкаф

шпага

шпагат

шпатель

шпиль

шпинат

шпингалет

шпион

шмель

шницель

швы

шлейф

шлем

шлюз

шлюпка

шляпа

7 – автоматизация в словосочетаниях:

7.1. – с прямым слогом

шалун шагает

кушает тушёнку

шайка шайтанов

ошейник Шавки

шею и уши

шила на машинке

шотландцы из Шотландии

шить шинель

шимпанзе шушукает

шипучий уж

мешок шалфея

Даша кошатник

шов на шубе

галоши и гамаши

камешек нашёл

в шине шило

шить мешает

шалость малыша

пишу шутки

по шашкам и шахматам

камыши колышет

кушает тушёнку

вышиваю шаль

ошибка мошенника

ишак шатался

шум шагов

тушёные шампиньоны

шел шагом

шумный еж

Наташина шуба

лошадь пашет

шуба на вешалке

в шалаше тишина

широкий шарф

шорох в тишине

широко шагать

шикарный шиньон

хорошо на душе

шарлатан с шарманкой

брошенный кошелек

шинковать грушу

на крыше шифер

широкий шифер

шорник подошёл

шут за ширмой прошу не шуметь

крушить машину

шифоновые рюши

шатается на шарнирах

шайка шулеров

пишу карандашом

хороший шарлатан

шоколадная шарлотка

шаркающие шаги

не нарушаю тишины

шугать шушеру

шуршание машинных шин

Мариша в шиньоне

широкий шуруп

шаткий шифоньер

у шофёра шашечки

шарж на шахматиста

шахтёр не шумел

Шушера шушукала

 

7.2. – с обратным слогом

ешь кашку

нашёл ландыш

шила не утаишь

поешь вишни

карандаш у малыша

шалаш хорош

брошь украшала

финиш впереди

пьёшь сок

дай тушь

пошел в душ

увидел камыш

испугался мышь

дашь шишку

7.3. – со стечением согласных

дедушкины шахматы

шьёт штанишки

штанишки для Яши

у Яши мешок

мешок каштанов

мишка шатун

дедушка и бабушка

швея шьёт

нашла в мешке

шишка на макушке

в шкатулке катушки

шипение кошки

удушливый кашель

кошка в лукошке

шампиньоны в лукошке

бешметы и башлыки

в норушке крошки

шагаю в штиблетах

юноша и девушка

вышел из нашей школы

нашли в шкафу

у мишки шишка

на бабушкиной шее

шуба из шиншиллы

мамаша квакша

лягушка на подушке

шуба бабушки

шумные пташки

пшенная каша

шелковое кашне

шиншилловая шуба

малышка мартышка

мишка шатун

пшенная каша

шалить в школе

шмыгать и кашлять

шумит каштан

выше башни

шапка в шкафу

дедушкина ложка

штопаная шаль

лягушка-квакушка

дашь лукошко

под подушкой ватрушка

Шарик нашкодил

ромашки на пашне

шелковая  штора

Алешина рубашка

пятнышко на рубашке

шуршат букашки

шмель и шершень

шлепнулся орешек

добродушная лошадь

брошка Алёнушки

на ромашке букашка

на ладошке горошки

маршал марширует

школьный хорошист

школьная шарада

в поварёшке рыбёшка

на рубашке кушак

бесшабашная барышня

Глаша маникюрша

хорошие башмаки

решетка на башне

рубашка Паши

кружка под крышкой

на малышке рубашка

книжка про мышку – норушку

широкополая шляпа

шофёр «шкоды»

хорошая шпаргалка

горошек на ладошке

8 – автоматизация в предложениях:

8.1. – с прямым слогом

Шапочник шьёт шапки.

Миша ешь шоколад.

Шок - это по-нашему!

Маша кушает тушёнку.

Шушера шумно шушукает.

Я ношу шубу и шапку-ушанку.

Я вышиваю шаль шелком.

Шейху подали шербет и шепталу.

Надели Паше галоши и гамаши.

Шахтёр крушил шахту.

Мамаша малыша шатенка.

Я пишу прошение о шахтерах.

Я ушиб шею.

Маршал ушёл с шумом.

Я ушел в гараж[ш].

Наташа  пишет тушью.

Шарманки шамкают и шали шаркают.

К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье.

Шарканье ног не нарушало тишины.

Шорник подошел к шалашу.

В кошелке метр шелка.

Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.

Шаги шакала бесшумны.

Прошу не шуметь.

Ветер шумит над крышей и камыши колышет.

Милости прошу к нашему шалашу.

Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл.

Миша хорошо пишет.

У хорошей артели и лошади в теле.

Хорошую шубку подарили Дашутке.

Хороша Маша, да не наша.

8.2. – с обратным слогом

Берешь, трёшь и отдаёшь.

Наш шалаш хорош.

Хочешь шашлык?

Тише едешь - дальше будешь.

Потеряешь - не найдешь.

Маша, поешь каши.

В «уж», «замуж», «невтерпеж» этой буквы («ь») не найдешь.

Какая тишь - лишь ветер шевелит камыш.

Ты опять шалишь, мой малыш.

От капли уйдешь, а под дождь попадешь.

Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш.

Шилом моря не нагреешь.

Не по-хорошему мил, а по милу хорош.

Когда ешь, хорошенько жуй.

Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернешь.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим - горя хлебнешь.

Одной рукой в ладоши не похлопаешь.

Когда говоришь, хорошенько думай.

Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша.

8.3. – со стечением согласных

У Алёшки широкая лепёшка.

Брошь украшала шею бабушки.

Мышь шуршит под шинелью.

У Ариши в лукошке шампиньоны.

Дедушка с бабушкой рядышком.

Швея шьёт на швейной машине.

Малыши играют в пятнашки.

Маша нашла в мешке шпагат.

Парнишка что молчишь?

Даша вышивает бабушке подушку.

На Шреке шарф из шифона.

На подушке вышиты кошка и мышка.

Бабушка шила шапку из шиншиллы.

У кошки шея и ушки.

Дедушка, шаркая, шёл к Катюше.

Бабушка вышивает петушка.

У малышки шуршащая погремушка.

У Яши пшенная каша.

Бабушка шьёт штанишки Яше.

Я шью шорты на швейной машине.

У Яши мешок каштанов

Шахиня шла на шпильках.

Паша шатался по школе.

У Маши-малышки теплые шапка да шарфик.

Штурман шёл к штурвалу.

Я дарю шкатулку барышне.

Шило в мешке не утаишь.

Я хорошо швартую шлюпку.

Крошка букашка шмыгнула в лукошко.

Малыши-голыши шлёпают в шлёпках.

У меня большой шкаф.

У меня хорошие башмаки.

Матрешка шлепнулась с шарманки.

Наташа вошла, шурша шелковой шалью.

В мешке проросшая картошка.

Бабушкину шкатулку нашли в шкафу.

В шляпном ателье шили шапки, бешметы и башлыки.

Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры.

Вошла барышня в шлафроке, украшенном шлицами и  шлейфом.

Мы наблюдали, как пришвартовывались шхуны «Шваб» «Шпрее», «Штутгарт» и швертбот «Швед».

Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой.

В шалаше лишь шмель шумел.

У мышки-крошки в норушке крошки.

Хорошо в дорожку пирожки с картошкой.

Лошадь пошла шагом.

Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями  турнира по шашкам и шахматам.

Шипели шкварки на плите.

Работа шла не шибко.

Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного де душки.

Кошка только на мышей и хороша.

Ум - хорошо, а два - лучше.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

Больше знай - меньше болтай.

Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают.

И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.

На пирушке и колотушки пляшут.

Поменьше болтай, побольше делай.

В холод кошка мышей не ловит.

По Ивашке и рубашка.

Миша и Паша играют в шашки.

 Миша проиграл две пешки.

Тракторист пашет пашню.

Тётя Даша шьёт мне рубашку.

Алёша и дедушка пошли собирать шишки.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка.

В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки.

Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать.

Хорошо шагать пешком утром по опушке.

Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.

У Гриши под мышкой книжка.

Я нашла букашку на большой ромашке.

Кошка-шалунишка катает шарик.

Маша отдохнула на опушке и пошла дальше.

На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня.

На опушке небольшой домишко.


9 – автоматизация звука в литературных произведениях (чистоговорках, поговорках, стихах, тексте)

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,— напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Вижу, пишешь хорошо.

 

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

 

Хороша швея Наташа

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

Ну и Наташа!

—  Наташа, как мышка шуршит бумагой?

—  Ши-ши-ши!

—  А как уж шипит?

—  Ш-ш-ш-ш!

—  А как люди шепчутся?

—  Шу-шу-шу!

—  И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

Везёт нас лошадка

Везёт нас лошадка,

лошадка, лошадка —

ни шатко, ни валко,

ни валко, ни шатко.

Стегнуть бы

кнутом бы

лошадку,

да — жалко...

А. Шибаев.

Сон. 

—  Мама, подожди немножко,

Не буди! — кричит Алёшка.

Одеяло — к носу ближе:

—  Я во сне пятёрки вижу. 

Л. Корчагина.

 

Миша пишет.

Вот детишки Маша, Миша.          

Маша меньше, Миша выше.      

Миша Маше что-то пишет.        

Отгадай, что пишет Миша.

***

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

ничего вкуснее нет!

А. Шибаев.

Катюшки

В деревушке три Катюшки

взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

сшили дедушке кафтан,

сшили бабушке жакет,

сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам,

всем Андрюшкам и Наташкам,

сшили яркие штанишки,

сшили пёстрые рубашки.

А. Стройло.

 

Мошки.

Облепили лампу мошки,

греют  тоненькие  ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжете ножки!

В. Лунин.

***

Лягушки-попрыгушки,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

Шапка.

У шапки-ушанки

Шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать

Шапкины ушки.

  И. Лопухина.

 

Шарф.

Для Мишутки-малыша

Вяжет Маша тёплый шарф,

Шарф на шею он повяжет

И «спасибо» Маше скажет.

  И. Лопухина.

 

Варежки.

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы греть ладошки

Мишутке-крошке.

  И. Лопухина.

 

Шубка.

Тёплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке малышка

Как медвежонок Мишка!

  И. Лопухина.

 

Рубашка.

На Мишиной рубашке

Вышиты ромашки,

Вышиты ромашки,

Ландыши да «кашки».

 И. Лопухина.

***

Маша нашему малышке

Шила новые штанишки,

Шила шубу, шила шарф,

Для Мишутки – малыша.

На Малышкиной рубашке

Шёлком вышила кармашки.

Наш Мишутка так хорош –

Краше Миши не найдёшь!

Он шагает по дорожке

В шитой Машею одежке.

 И. Лопухина.

***

Шалунишка наш Павлушка!

Потрошит малыш подушку!

И рубашка, и штанишки –

Всё в пушинках у малышки!

 И. Лопухина.

***

Кормит малыша Наташа

Из широкой плошки кашей:

- Ешь, малышка, жуй, Антошка!

Вот тебе большая ложка!

 И. Лопухина.

***

Шапка, варежки и шуба,

Пряжка, ремешок, штаны…

Так укутан – даже губы

Из-под шарфа не видны!

 И. Лопухина.

 

Мышонок и Мышка (шепталка)

Мышонку мама – мышка

Шептала: - Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!

А я, - шептала мышка, -

Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко

И спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь –

Во сне увидеть сможешь

То, что шепнёт на ушко

Волшебная подушка.

  И. Лопухина.

* * *

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка боброва,

Маша черноброва.

* * *

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И накормила кошку.

*** 

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что ещё в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

М. Яснов.

 * * *

Шмель продаёт шары воздушные.

Шары такие непослушные!

Шары шуршат и в небо рвутся,

А шелковинки-нитки рвутся.

 Г. Сапгир.

 * * *

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,

Шмель ужасный шум затеял,

Столько дел он натворил –

Даже шершня разбудил.

А. Пудваль.

***

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

- Как расшумелись шалуны!

А. Усачёв.

***

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой          ширины.

В. Кожевников.

 ***

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Мишка весь из плюша сшит,

Ватой пышною набит.

***

Уронили мишку на пол,

оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

потому что он хороший.

А. Барто

Список используемой литературы:

  1. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда:Учебно-методическоепособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 128с.
  2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М., 2001
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
  4. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 404 с.
  5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208с.
  6. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопеда, воспитателей и родителей/Под редакцией проф. Т.Б. Филичевой – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 96с. – (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендациипо организации деятельности ПМПк ОУ

Данное пособие разработано для специалистов (психологов, логопедов, учителей) школьных психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, в нем даются образцы заполнения необходим...

Методическая разработка индивидуального урока по логопедии «Постановка звука [Л]».

Совершенствование устной речи и ее коммуникативной функции имеет целью повышение уровня общего развития учеников....

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Методический материал (постановка звука к-г)

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удае...