Образовательный проект "ПЕРВОКЛАШКИ"
проект (логопедия, 1 класс) на тему

 

На первый план для специалиста, работающего с детьми, имеющими нарушения речи, выходит создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с речевыми недостатками посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В связи современной тенденцией интеграции детей с недостатками речевого развития в общеразвивающую среду актуальным становится разработка приемов для развития коммуникативных умений у детей. Особенно важным это становится в первом классе, когда создается новый детский коллектив.

Очевидной стала необходимость создания таких условий, в которых все ученики будут объединены одним творческим делом, при этом способствующим речевому детей, развитию их коммуникативных умений. Более того, такое творческое дело могло бы объединить не только учеников одного класса, но и всех первоклассников нашей школы.

В ходе работы над проектом «Первоклашки» была выдвинута гипотеза, что проведение серии логопедических викторин способствует развитию коммуникативных навыков у учеников первых классов и повышению уровня общего речевого развития детей.

 

Цель: реализация комплексной помощи обучающимся с недостатками речевого развития, относящимся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и согласовано

на школьном методическом

объединении учителей начальных классов.

Руководитель

______________________

«____» __________ 2013 год

Утверждаю

Директор МБОУ

СОШ №46

Черенёв Д.В.

_____________________

«___» ___________ 2013год

Образовательный логопедический проект

«Первоклашки»

Проект направлен на учащихся первых классов МБОУ СОШ №46

Автор: Рейм Ирина Николаевна –

учитель-логопед МБОУ СОШ №46

Красноярск, 2013

Актуальность.

        Не подлежит сомнению тот факт, что в настоящее время растет количество детей с разнообразными нарушениями речевого развития. Не является секретом, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении русскому языку. Также дети с речевым недоразвитием испытывают трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми. Многие ребята стесняются дефектного произношения – сверстники дразнят, смеются над ошибками в их речи.

Наряду с обеспечением общеобразовательной подготовки педагоги современной школы должны включать элементы коррекционной работы в соответствии с требованиями, разработанными в концепции Специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС), направленные на реализацию комплексной помощи детям с недостатками развития речи, а также на их социальную адаптацию.

На первый план для специалиста, работающего с детьми, имеющими нарушения речи, выходит создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с речевыми недостатками посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В связи современной тенденцией интеграции детей с недостатками речевого развития в общеразвивающую среду актуальным становится разработка приемов для развития коммуникативных умений у детей. Особенно важным это становится в первом классе, когда создается новый детский коллектив.

Очевидной стала необходимость создания таких условий, в которых все ученики будут объединены одним творческим делом, при этом способствующим речевому детей, развитию их коммуникативных умений. Более того, такое творческое дело могло бы объединить не только учеников одного класса, но и всех первоклассников нашей школы.

В ходе работы над проектом «Первоклашки» была выдвинута гипотеза, что проведение серии логопедических викторин способствует развитию коммуникативных навыков у учеников первых классов и повышению уровня общего речевого развития детей.

Цель: реализация комплексной помощи обучающимся с недостатками речевого развития, относящимся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Разработать методические приемы по развитию коммуникативных навыков и повышению уровня общего речевого развития первоклассников.
  2. Организовать и провести серию логопедических викторин.
  3. Разработать систему сопровождения детей с недостатками речевого развития в период обучения их в первом классе общеобразовательной школы.

Первая задача предполагает изучение и обобщение методической и дидактической литературы, в ходе которого необходимо выделить и оформить методические приемы, позволяющие работать в направлении повышения уровня общего речевого развития, а также способствующих развитию коммуникативных навыков у учащихся первых классов

Вторая задача будет реализована благодаря составлению (с учетом оформленных методических приемов) серии тематических логопедических викторин и их проведению среди учеников первых классов нашей школы.

Третья задача – перспективная, предполагает разработку системы сопровождения детей с недостатками речевого развития в период их обучения в первом классе, учитывая данные, полученные при анализе результатов проведенных мероприятий (серии логопедических викторин). Разработанная система сопровождения детей с ОВЗ будет носить рекомендательный характер.

Стратегия достижения поставленных задач.

Этап I (подготовительный):

  • Формирование оргкомитета проекта.

В оргкомитет войдут руководитель проекта, заместитель директора по УВР, учителя первых классов, представители родительских комитетов первых классов.

  • Распространение информации о начале реализации проекта среди родительской общественности.
  • Разработка заданий для проведения серии логопедических викторин.

Основные принципы реализации проекта:

добровольности;

значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

вариативности форм и методов;

научности;

сотрудничества;

постоянства обратной связи;

открытости;

конфиденциальности.

Этап II (основной):

Организация и проведение в течение 2013-2014 учебного года четырех логопедических викторин (по одной в каждой четверти).

За неделю до проведения викторины организатор передает классным руководителям первых классов положение о проведении мероприятия, в котором сообщаются условия участия, количество участников, тема, сообщаются задания, требующие предварительной подготовки.

В состав команды входят от пяти до десяти учеников. Команда должна иметь название, девиз, отличительные атрибуты (повязки, косынки, значки и т.п.)

Победители определяются в каждой викторине. В конце учебного года на итоговом мероприятии объявляются результаты участия класса во всех четырех викторинах, выявляется класс – «чемпион».

III этап (контрольно-диагностический):

Подведение итогов проекта. Разработка системы сопровождения детей с недостатками речевого развития в период обучения их в первом классе общеобразовательной школы.

Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

Примечания

Подготовительный этап

1

Создание оргкомитета

09.2013

Руководитель проекта

2

Информация о запуске проекта

09.2013

Оргкомитет

3

Разработка заданий для логопедических викторин

09.2013

Оргкомитет

Основной этап

4

Проведение логопедических викторин

10.2013

12.2013

02.2013

04.2013

Оргкомитет

5

Оценка результатов и корректировка заданий викторин

10.2013-04.2014

Руководитель проекта

Заключительный этап

6

Подведение итогов проекта

05.2014

Оргкомитет

7

Разработка системы сопровождения детей с ОВЗ

05.2014

Руководитель проекта

Результаты проекта

Количественные: в проектную деятельность будет вовлечено около восьмидесяти учеников первых классов, их родители, пять педагогов.

Качественные: создание среды взаимодействия детей с ОВЗ, их родителей, педагогов. Разработка методических приемов по развитию коммуникативных навыков и повышению уровня общего речевого развития первоклассников. Разработка и оформление системы сопровождения детей с недостатками речевого развития в период обучения их в первом классе общеобразовательной школы.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

- количество участников проекта из числа первоклассников, их родителей, педагогов;

- количество мероприятий, проведенных в рамках проекта;

- удовлетворенность участников мероприятий;

- мониторинг коммуникативных навыков и уровня общего речевого развития детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Распространение опыта работы в данном направлении для учителей-логопедов, педагогов района, города, края.

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

В 2014-2015 учебном году планируется разработка нового этапа реализации проекта. В нем акцент будет сделан на активное участие родителей в реализации проекта «Первоклашки».

 Задачи:

Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно- аналитический).

 Задачи:

выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

2 этап – основной (практический).

 Задачи:

разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Речевичок”;

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

 Задачи:

Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

 Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

 Создание рабочих групп по интересам.

 Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

 Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.

 Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

Задачи:

 разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

 проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.

 проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

 создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);

 Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).

 подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

 Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

 Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

 Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...