Конспекты занятий по логопедии
план-конспект занятия по логопедии по теме

Шкляева Анастасия Николаевна

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для  детей с ОНР по теме «Звуки [з] и [з`]».

Цель: дифференциация звуков в словах и предложениях.

Задачи:

1.     Коррекционно - образовательные:

·        Научить давать характеристику звуков з и зь;

·        Научить правильно произносить звуки, дифференцировать их на слух и в произношении;

·        Познакомить с маленькими словами ЗА, ИЗ-ЗА, упражнять в их употреблении.

2.     Коррекционно-развивающие:

·        Развивать навыки звуко - слогового анализа слов;

·        Развивать умение  составлять предложения по заданному слову, используя знакомые маленькие слова;

·        Развивать умение анализировать слова и предложение с этими словами.

3.     Коррекционно - воспитательные:

·        Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Оборудование:

Зеркала, тетради, карандаши, картинки для рассказа про козу, карточки со словами «ГУБЫ», «НАБОР», «ДВЕРИ», «НАРЯД», «ДУБ», «ВАГОН», «КЕФИР», «ПЕЛЁНКА», фишки синего и зелёного цвета с колокольчиками, игрушки зайца и зебры, музыка.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «маленькие слова «В» и «НА»

 

Цель: провести дифференциацию предлогов «В» и «НА».

Задачи:

1.     Коррекционно - образовательные:

·        Научить видеть маленькие слова;

·        Сформировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи;

·        Познакомить с маленькими словами «в» и «на», упражнять в их употреблении.

2.     Коррекционно-развивающие:

·        Развивать мелкую моторику, вн6имание и словесно – логическое мышление;

·        Развивать умение  составлять предложения по заданному слову, используя знакомые маленькие слова;

·        Развивать умение анализировать предлоги и предложение с этими с предлогами.

3.     Коррекционно - воспитательные:

·        Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Оборудование: письмо Буратино с картинками; кукла Буратино; мешочек с картинками, на которых изображены сказочные герои; вязанные овощи и фрукты, корзинка и ежик.

Конспект фронтально-группового занятия по формированию и развитию связной речи с детьми 4-5 лет с ОНР

 

Тема: Пчела

 

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ с помощью сюжетных картинок.

 

Коррекционно-образовательные задачи: обучать детей составлению рассказа с опорой на схему.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;

- развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

- закреплять умение использовать в речи притяжательных прилагательных.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:   воспитывать у детей самоконтроль за речью.

 

Оборудование: схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед).

 

Подготовительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

 

Конспект фронтального подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми 4-5 лет с ОНР.

 

Тема: Буква Д

 

Цель: познакомить с графическим изображением звуков Д, Дь.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять правильное произношение звуков Д, Дь;

- совершенствовать навык звуко-буквенному анализа и синтеза; навык конструирования, навык письма

 

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать фонематический слух, память.

- развивать мелкую моторику пальцев.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность, продуманность действий.

 

Оборудование: карточки с буквой Д, горох, разрезная азбука,

фишки для звукового анализа, карточки с буквами, картинки, ребусы.

 

Предварительная работа: знакомство со звуками Д, Дь.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_4kh_zanyatiy.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для  детей с ОНР по теме «Звуки [з] и [з`]».

Цель: дифференциация звуков в словах и предложениях.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:
  • Научить давать характеристику звуков з и зь;
  • Научить правильно произносить звуки, дифференцировать их на слух и в произношении;
  • Познакомить с маленькими словами ЗА, ИЗ-ЗА, упражнять в их употреблении.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать навыки звуко - слогового анализа слов;
  • Развивать умение  составлять предложения по заданному слову, используя знакомые маленькие слова;
  • Развивать умение анализировать слова и предложение с этими словами.
  1. Коррекционно - воспитательные:
  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Оборудование:

Зеркала, тетради, карандаши, картинки для рассказа про козу, карточки со словами «ГУБЫ», «НАБОР», «ДВЕРИ», «НАРЯД», «ДУБ», «ВАГОН», «КЕФИР», «ПЕЛЁНКА», фишки синего и зелёного цвета с колокольчиками, игрушки зайца и зебры, музыка.

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент. Введение в занятие. Релаксационные упражнения.

Включается тихая, спокойная музыка. И в течение минуты дети молча, слушают её.

Дети успокаиваются под музыка и слушают ее молча.

Развитие артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса. Упражнение для губ «лягушка –дудочка».

Упражнение для языка «чищу зубы».

Упражнение для языка «качели».

Работа по развитию дыхания и голоса. Дыхательные упражнения.

Голосовые упражнения.

Ребята, а вы знаете, как улыбается лягушка?

Покажите, как улыбается лягушка.

Молодцы!

А все знают, как надо играть на дудочке?

Покажите, как надо играть на дудочке.

Молодцы!

А теперь улыбнитесь, как лягушка, а потом поиграйте на дудочке. И снова улыбнулись широко и красиво, а потом вытянули губы вперед.

Ребята, а все чистят свои зубы?

Давайте сейчас почистим зубы, а вместо зубной щетки мы будем использовать свой язык.  Давайте все вместе красиво улыбнемся, покажем зубы и по ним с внешней стороны «почистим» зубы.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

Вдох через нос, выдох через рот. 5 раз.

Произнести на одном выдохе: иуаэ, эауи.

Да. Мы знаем.

Дети показывают: губы растянуты и слегка приоткрыты в улыбке, уголки губ смотрят вверх.

Да, мы знаем.

 Дети вытягивают губы вперед, как при произнесении буквы у

Дети выполняют упражнение «лягушка- дудочка». Сначала растягивают губы в улыбке, а потом вытягивают, как при произнесении буквы у.

Да, мы чистим зубы.

  Дети растягивают губы в улыбке, обнажив зубы, и водят языком по внешней стороне зубов «чистя» их. Сначала по верхнему, а затем по нижнему ряду.

Дети открывают рот, вытягивают язык и сначала им дотягиваются до подбородка, а потом до кончика языка.

Дети делают спокойный вдох через нос и плавный выдох через рот. 5 раз.

Дети делают вдох через нос и плавно выдыхают, произнося иуаэ, эауи.

2.Введение в тему.

Встреча с гостями.

3.Характеристика звука по артикуляторным и акустическим признакам

4.Закрепление звука в слогах и слоговых сочетаниях

5. Закрепление звука в словах

Игра «чудесный мешочек»

Игра «Закончи слово»

Игра «замени букву»

К нам в гости пришли животные. Кто это?

Какой первый звук в слове заяц вы слышите?

Какой первый звук в слове зебра вы слышите?

Возьмите зеркала и посмотрите, в каком положении губы, зубы и язык, когда произносите звук з.

Как располагаются губы; как располагаются зубы; как располагается язык; горло работает или нет.

Характеристика звука: з – согласный, твердый, звонкий.  Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Зь – согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.  

А сейчас мы почитаем слоги и вы назовете тот звук, что прозвучит:

за, зо, зу, зы зда, здо, зду, зды зна, зно, зну, зны зва, зво, зву, звы зя зё зю зи зе
зла, зло, злу, злы

Придумайте слова со звуком з.

Придумайте слова со звуком зь.

Где находится звук з в слове заяц?

Где находится звук з в слове коза?

Где находится звук зь  в слове зебра?

Разделите слова забор, зонт, звезды, зебра, зима, узоры на части.

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Чудесный мешочек». надо достать из мешочка одну картинку и назвать то, что на ней нарисовано и определить какой звук з или зь в названии картинки.

За: ва.., ро.., гла.., гро..

Зы: ко.., ва.., гро.., бере.., арбу.., моро.., серви..

Нужно заменить первый звук в словах на звук з или зь ГУБЫ – ЗУБЫ, КЕФИР, НАБОР, ДВЕРИ, ПЕЛЕНКА, НАРЯД, ДУБ, ВАГОН.

К нам пришли заяц и зебра.

В слове заяц первый звук з

В слове зебра первый звук зь.

Дети берут зеркала и наблюдают за положение губ, зубами, языком во время произнесения звуков з и зь и объясняют, что видят: губы улыбаются; зубы сжаты; кончик языка за нижними зубами, боковые края языка  прижаты к верхним зубам; воздух идет по языку; горло «работает».

Дети показывают фишки звуков, сначала синий кружок с колокольчиком – твердый звук з, а потом зеленый кружок с колокольчиком – мягкий звук зь.

За -з, зо-з, зу-з, зы-з, зда-з, здо-з, зду-з, зды-з, зна-з, зно-з, зну-з, зны-з зва, зя-зь, зё-зь, зю-зь, зи-зь, зе-зь,
зла-з, зло-з, злу-з, злы-з.

Замок, заяц, звери, коза, забор, глазки.

Зебра, зеленка, зима.

Звук з в слове заяц находится в начале слова.

Звук з в слове коза находится в середине слова.

Звук зь в слове зебра находится в начале слова.

За – бор, зо- нт, зве- зды, зеб –ра, зи-ма, узо –ры.

Ребенок достает предметную картинку, называет ее и определяет какой звук в названии картинки – забор-звук з, коза- звук з, зеленый – звук зь.

Ваза, роза, глаза, гроза.

Козы, вазы, грозы, березы, арбузы, морозы, сервизы.

Кефир – зефир, набор – забор, двери – звери, пеленка – зеленка, наряд – заряд, дуб – зуб, вагон – загон.

6.Физкультминутка

Я буду называть слова, а вы, если услышите в них звук [з], делайте наклон вперед, если [з’] – хлопок, а если нет ни того, ни другого звука, вы делайте поворот головой влево, вправо.

 Слова: стрекоза, зебра, бизон, зяблик, волк, лиса, медведь, кузнечик.

Дети делают физкультминутку.  На слова - стрекоза, бизон, кузнечик они наклоняются вперед, на слова – зебра, зяблик они хлопают в ладоши, на слова – волк, лиса, медведь они поворачивают голову вправо, влево.

7.Закрепление правильного произношения звуков в предложении.

Произнесение чистоговорок.

Громко, четко повторяем за мной чистоговорки:

ЗА-ЗА-ЗА- ВОТ ИДЕТ КОЗА;

ЗУ-ЗУ-ЗУ – НЕ БОЮСЬ КОЗУ;

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – НЕТ КОЗЫ;

ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – ВЫ ВЫИГРАЛИ ФЕРЗЯ;

ЗИ-ЗИ-ЗИ - РЕЗИНУ ПРИВЕЗИ.

Составьте предложения про козу Забаву по картинкам

Дети четко и громко повторяют за логопедом:  ЗА-ЗА-ЗА - ВОТ ИДЕТ КОЗА;

ЗУ-ЗУ-ЗУ –  НЕ БОЮСЬ КОЗУ;

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – НЕТ КОЗЫ;

ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ –  ВЫ ВЫИГРАЛИ ФЕРЗЯ;

ЗИ-ЗИ-ЗИ -  РЕЗИНУ ПРИВЕЗИ.

У козы Забавы козлята. Забава  с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга.

8.Итог занятия

 Я очень благодарна вам за хорошее настроение. Вы сегодня были все активные, правильно отвечали на вопросы.

Расскажите, что вам сегодня понравилось?

Что было трудным для вас?

1й ребенок: Мне понравилась физкультминутка.

2й ребенок: а мне понравилось составлять предложения по картинкам.

1й- громко и четко произносить предложения


Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «маленькие слова «В» и «НА»

Цель: провести дифференциацию предлогов «В» и «НА».

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:
  • Научить видеть маленькие слова;
  • Сформировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи;
  • Познакомить с маленькими словами «в» и «на», упражнять в их употреблении.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать мелкую моторику, вн6имание и словесно – логическое мышление;
  • Развивать умение  составлять предложения по заданному слову, используя знакомые маленькие слова;
  • Развивать умение анализировать предлоги и предложение с этими с предлогами.
  1. Коррекционно - воспитательные:
  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Оборудование: письмо Буратино с картинками; кукла Буратино; мешочек с картинками, на которых изображены сказочные герои; вязанные овощи и фрукты, корзинка и ежик.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня я в почтовом ящике детского сада нашла странное письмо. Посмотрите на него, что-то я не пойму, от кого оно может быть? Вы не знаете? А может быть догадываетесь? (На конверте изображен Буратино).

 Изобразите веселого Буратино, а теперь грустного.

На конверте изображен Буратино.

Дети изображают веселого и грустного Буратино

2.Введение в тему.

Странное письмо.

А давайте посмотрим, что же внутри этого конверта? (Распечатывает и достает письмо и картинки). Сейчас мы прочитаем, что же здесь написано.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам ваш старый знакомый Буратино. Очень я без вас скучаю. Вот и решил написать вам письмо. Как вы, наверное, знаете, живу я НА сказочной стране, НА домике папы Карло. Я хотел ходить НА школу, но вместо школы я попал НА кукольный театр».

- Что-то я ничего не пойму, ребята. По-моему, Буратино сделал много ошибок и все перепутал. Вы заметили его ошибки?

Давайте прочитаем дальше и будем исправлять их.

«Недавно у меня был день рождения, В который я пригласил много зверей из разных сказок. Раньше всех прилетел мишка … самолете, потом зайка … вертолете, приехал волк … мотоцикле, лиса … машине, белка … паровозе и даже приплыл мышонок … корабле. Было еще много других зверей. Все они принесли мне разные подарки: мишка торт … подносе, зайка мороженое … стаканчиках, волк фрукты … блюде, лиса сок … бутылке. Мы долго веселились, играли, пели, танцевали: белка играла … скрипке, волк … гитаре, зайка … дудочке, мышонок пел … микрофон, а лиса танцевала … ковре.

Мы отлично повеселились, жаль только, что вас не было В моем дне рождения. Может вы сможете приехать ко мне летом НА гости? До свидания, будьте здоровы. До свидания, ваш Буратино».

- Да, ребята, если бы не картинки вряд ли нам было понятно, что хотел написать нам Буратино. А почему мы с трудом понимали, то, что написал Буратино? Вы хорошо исправляли ошибки Буратино, а теперь давайте вспомним: когда предмет лежит на поверхности другого предмета, то появляется какое маленькое слово? А если предмет находится внутри другого предмета, то появляется какое маленькое слово?

Тема нашего занятия сегодня «Маленькие слова «В» и «На»

Там письмо и еще картинки.

Правильно надо сказать:

Живу я в сказочной стране, в домике папы Карло. Я хотел ходить в школу, но вместо школы я попал в кукольный театр

Да.

Раньше всех прилетел мишка на самолете, потом зайка на вертолете, приехал волк на мотоцикле, лиса на машине, белка на паровозе и даже приплыл мышонок на корабле.

мишка торт на подносе, зайка мороженое в стаканчиках, волк фрукты на блюде, лиса сок в бутылке.

белка играла на скрипке, волк на  гитаре, зайка на дудочке, мышонок пел в микрофон, а лиса танцевала на ковре.

Не было на моем

Летом в гости

Он пропускал или заменял маленькие слова.

Маленькое слово На

Маленькое слово В

Развитие мелкой моторики

Жили в квартире сорок четыре
Сорок четыре веселых чижа.
Спать захотели, стелют постели
Сорок четыре веселых чижа:

- Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы говорите, где чижи будут спать и не забывайте правильно употреблять маленькие слова и загибать пальчики.

Чиж (на) кровати,
Чиж (на) диване,
Чиж (в) корзине,
Чиж (на) скамье,
Чиж (в) коробке,
Чиж (в) сковородке,
Чиж (на) стуле,
Чиж (в) кастрюле,
Чиж (на) полу
И Чиж (в) ведре.

Игра «Прятки».

- Ребята, а вот и сам Буратино пришел к нам в гости и принес красивый мешочек. Давайте посмотрим, что внутри мешочка. Здесь картинки, на которых изображены сказочные герои. Найдите маленькие слова на этих картинках.

Дети проговаривают предложения: Буратино держит (В) руке золотой ключик. Спящая красавица лежит (НА) кровати.

3. Физкультминутка.

Логопед нажимает кнопочку на груди игрушечного Буратино и он произносит фразу: «А у меня есть золотой ключик!». Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Дети вместе с Буратино
выполняют упражнение.

Нагибаются вперед 2 раза, руки разводят в стороны, встают на носочки.

3.актуализация имеющихся знаний.

Игра «Соберем урожай».

Раскладываются вязанные овощи и фрукты, выставляется ЕЖИК и КОРЗИНА. - Ребята, Буратино просит вас выполнить одно задание. Будьте внимательны!

Никита, возьми овощ, который растет НА земле и положи В корзинку.
Маша, возьми фрукт, который растет НА дереве и положи В корзинку.
Лена, возьми овощ, который растет В земле и положи НА спину ежика.
Даша, возьми фрукт, который растет НА дереве и положи его НА спину ежика.

Никита кладет овощ, который растет на земле в корзину.

Маша берет фрукт, который растет на дереве и кладет его в корзину.

Лена берет овощ, который растет в земле и кладет на спину ежа.

Даша берет фрукт, который растет на дереве и кладет его на спину ежа.

Игра «Путаница».

- Ребята, Буратино учился у нас правильно употреблять маленькие слова. Он даже написал несколько предложений. Давайте прочитаем. Цветы стоят (НА) вазе.

Рыбки плавают (НА) аквариуме.
Варенье положили (НА) банку.
Медведь спит (НА) берлоге.
Сок налили (НА) стакан.
Маша сидит (В) стуле.
Цветок стоит (В) подоконнике.

Дети исправляют ошибки:

Цветы стоят (в) вазе.

Рыбки плавают (в) аквариуме.
Варенье положили (в) банку.
Медведь спит (в) берлоге.
Сок налили (в) стакан.
Маша сидит (на) стуле.
Цветок стоит (на) подоконнике.

4.Итог логопедического занятия.

- Ребята, какие маленькие слова мы учились сегодня правильно употреблять?

 Чьи ошибки мы сегодня исправляли?

Почему Буратино делает много ошибок?

Какие вы все сегодня молодцы!

Мы сегодня учили маленькие слова в и на.

Мы исправляли ошибки Буратино.

Наверное потому что он не учится.

Конспект фронтально-группового занятия по формированию и развитию связной речи с детьми 4-5 лет с ОНР

Тема: Пчела

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ с помощью сюжетных картинок.

Коррекционно-образовательные задачи: обучать детей составлению рассказа с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие задачи:

- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;

- развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

- закреплять умение использовать в речи притяжательных прилагательных.

Коррекционно-воспитательные задачи:         воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед).

Подготовительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Ход занятия

Этапы работы

Содержание деятельности логопеда

Содержание деятельности детей

1.Орг.момент

Цель: воспитание положительной установки на занятие

2. Объявление темы.

3. Беседа по предметной картинке, схеме.

3. Составление рассказа с опорой на схему.

Цель: развитие связной речи, памяти, мышления.

4. Анализ работ детьми.

Цель: развитие связной речи, памяти, самостоятельности.

5. Итог занятия.

Здравствуйте, Ребята! Я так рада вас всех видеть, таких умных и воспитанных детей. Отгадайте-ка вот такую загадку:

Хоть они и жалят больно.

Их работой мы довольны.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть подарок. Одна пчелка приготовила для вас угощение. Как вы думаете, какое?

Ложечками попробуйте мед и скажите мне какой у него вкус, какой запах.

Кто изображен на картинке?

Какая пчела?

Какой звук издает она при полете?

Назовите части тела пчелы?

Где живет пчела?

Как передвигается?

Чем питается?

Пользу или вред приносит пчела природе?

Что делает в зимнее время?

Мед, который вырабатывают пчелы, чей?

Как называется семья пчелы?

Что делает пчела?

Как можно назвать пчелу, если соединить два слова: мед носит?

Кто первый попробует рассказать о пчеле, что это за насекомое? Алена желает начать первой. Выходи, Алена. Посмотри еще раз на схему, вспомни о чем мы уже говорили и начинай. А вы, ребята, внимательно слушайте и думайте, каким будет ваш рассказ о пчеле. Готовьтесь отвечать.  

Молодцы, все справились с заданием. А сейчас подумайте и скажите, чей рассказ был самый полный? Кто ни о чем не забыл рассказать?

 О ком мы сегодня составляли рассказ?

Почему пчелу называют медоносной?

Приносит она пользу или вред человеку?

Пчелы

Мед

Сладкий, приятный. Пахнет цветами.  

Пчела.

Маленькая, полосатая.

Жужжит.

Голова, грудь, брюшко, 3 пары ножек

На дереве, в улье

Летает

Пыльцой, нектаром

Пользу

Спит

Пчелиный

Пчелиная

Носит мед

Медоносная

Пчела – это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. Еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, 3 пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с семьей. Питается нектаром с цветов. Пчелка летает с цветка на цветок и опыляет их. Людям она приносит пользу, дает мед – вкусный и полезный.

О пчеле.

Пчела носит мед

Пчела приносит пользу человеку – дает мед. Мед вкусный и полезный.

Конспект фронтального подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми 4-5 лет с ОНР.

Тема: Буква Д

Цель: познакомить с графическим изображением звуков Д, Дь.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять правильное произношение звуков Д, Дь;

- совершенствовать навык звуко-буквенному анализа и синтеза; навык конструирования, навык письма

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать фонематический слух, память.

- развивать мелкую моторику пальцев.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность, продуманность действий.

Оборудование: карточки с буквой Д, горох, разрезная азбука,

фишки для звукового анализа, карточки с буквами, картинки, ребусы.

Предварительная работа: знакомство со звуками Д, Дь.

Ход занятия

Этапы работы

Содержание деятельности логопеда

Содержание деятельности детей

1.Орг.момент

Упр. «Очередь»

Цель: развитие зрительного внимания

2. Введение в тему занятия.

Упр. «Отгадай загадку»

Цель: развитие фонематического слуха, памяти.

3. Знакомство с буквой.  

Упр. «Сложи букву».

Цель: развитие зр.гнозиса, простр.праксиса, соверш.навыков конструирования

4. Печатанье буквы.

Цель: развитие навыка письма.

Упр. «Составь слоги»

Цель: соверш.навыка составления слогов.

Упр. «Составь слово»

Цель: закреплять навык письма.

Упр. «Составь схему».

Цель: соверш.навыка звукового анализа.

5. Чтение.

Упр. «Прочти слова»

Цель: закрепл. навыка чтения.

Упр. «Разгадай ребус»

Цель: развитие навыка звукобуквенного сложения.

6. Итог занятия

- Я снова рада вас видеть. Занятия с такими умными ребятами – для меня большая радость.

- Посмотрите внимательно на стол. Наши игрушки: мишка, кукла Маша, зайчишка, клоун и цыпленок сидят в очереди к парикмахеру. Посмотрите внимательно. Запомните всех. А теперь закройте глаза.

- Кого не стало в очереди?

- Внимательно слушайте мои загадки. Кто отгадает – поднимает руку, не выкрикивает.

1.Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. 

2.Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

3.К вечеру умирает,

Поутру оживает.

4.Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

- Правильно. Какой первый звук в словах дверь, дорога?

- А в словах день, дерево?

- Молодцы! Сегодня мы узнаем, как изображают эти звуки.

- Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

- На что еще похожа буква Д?

- Давайте изобразим букву из пальцев. Указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз. Разведены в стороны.  Остальные сжаты в кулак. Указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

- А сейчас на своих столах сложим букву Д из гороха. Каждый делает сам.

- Возьмите в руки ваши ручки. Откройте тетради. Будем писать букву Д.

- На ваши столы я положила карточки из разрезной азбуки. Составьте слоги со звуком Д, Дь.

- Запишите слоги, которые вы составили в тетрадь.

- Теперь возьмите в руки фломастеры. На ваших столах я разложила трафареты. По точкам обведите буквы. Тогда мы сможем узнать, какое слово здесь написано.

- Какое слово получилось?

- Запишите его в тетради.

- Выложите на столах схему слова ДОМ.

- Сколько звуков в этом слове?

- Перечислите их по порядку?

- Расскажите о каждом звуке?

- На доске я выложила слова. Сейчас мы будем читать слова с буквой Д. Сначала читаем слова из двух слогов, выделяем ударный гласный звук.

- Далее читаем слова из трех слогов, на забываем выделять ударный гласный звук.

- На доске есть картинка с ребусом. Мы сможем его разгадать?

- Кто скажет, какое слово получилось?

- Сколько звуков в слове? Назовите их.

- Назовите согласные звуки?

- Назовите гласные звуки?

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

 

Здраствуйте.

Нет мишки, клоуна

Дверь

Дерево

День

Дорога

Д

Дь

На окно.

Выполняют совместно с логопедом.

Выполняют самостоятельно.

Логопед у доски, дети в тетрадях

Слоги ДА, ДИ.

Записывают в тетрадь

Дети обводят по точкам.

Дом.

Записывают в тетрадь

Выкладывают схему

Три  звука

Д, О, М.

Д – согласный, твердый, звонкий.

О – гласный, ударный.

М – согласный, твердый.

ДИ-МА, ДЕ-ЛО, ДУП-ЛО.

ДО-РО-ГА, ОГ-РА-ДА, ДЕ-ВОЧ-КА.

ДЫРА

Четыре – Д, Ы, Р, А.

Д, Р.

Ы, А.

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по логопедии "Безударные в корне слова"

Плотникова Г.В., учитель-логопед, МС(К)ОУ «Школа-интернат №22, Vвида», Кемеровская область, г.Кемерово   Представленная статья содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное з...

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспекты занятий по логопедии для учащихся 1 класса школы 8 вида. Тема: Автоматизация звуков з, р.

Данный материал поможет начинающим логопедам,  в составлении конспектов занятий ....

Конспект занятия по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы

Конспект занятия для учащихся 1 класса общеобразовательной школы по дифференциации свистящих и шипящих звуков. А так же развитие лексики и грамматики, связной речи....

Конспект занятия по логопедии

Конспект занятия по логопедии на тему "Антонимы"...

Конспект занятия по логопедии "Эти маленькие слова"

Формирование умения у обучающихся правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи....