Конспект логопедического занятия по теме "Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры".
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) по теме

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии на школьном логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013-12-11_konspekt_sravn.semizvuchnykh.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА    

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга

1197046. СПб. Певческий пер. д. 4А, тел. (факс) 232-09-12, е-mail: school85@spb.edu.ru

Конспект фронтального логопедического занятия с учениками 3-х классов
по коррекции смешанной дисграфии

Учитель-логопед Наталья Валерьевна Демидова

Занятие № 27

Тема: Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры.

Грамматическая тема: Уточнение значений суффиксов: уменьшительно-ласкательного -ик-, детёныши -онок-, -ёнок-.

Цель: Формировать умение анализировать и сравнивать семизвучные слова, состоящие из трёх слогов в процессе тренировочных упражнений.

 

Коррекционные задачи:

- совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- формировать умение сравнивать семизвучные трёхсложные слова;

- развитие словообразования;

- развитие морфемного анализа и синтеза;

- развитие умения определять твёрдые и мягкие согласные;

- развитие слухового, зрительного и двигательного каналов восприятия информации;

- развитие памяти;

- развитие тактильных ощущений и мелкой моторики;

- профилактика глазного и мышечного напряжения.

 

Образовательные задачи:

- формирование универсальных учебных действий: формулировка темы занятия;

- усвоение грамматического значения суффиксов -ик-, -онок-, -ёнок-;

- развитие орфографической зоркости;

- уточнение знаний об окружающем мире;

- умение детей пользоваться схемами и пиктограммами.

- развитие умения самопроверки и взаимопроверки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- воспитание сотрудничества, умение играть в команде;

- воспитание уважения к товарищам.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Оборудование:

- наполненная песочница;

- камешки-буквы, коробочки от киндер-сюрпризов 6 штук;

- карточки с заданиями (в приложении);

- магнитная азбука;

- комплект письменных принадлежностей;

- презентация к уроку;

Техническое оснащение:

 - ПК;

 - проектор.

Этапы урока:

- организационный момент;

- формулировка темы занятия;

- сравнение семизвучных слов, состоящих из трёх слогов, в которых закрытый слог в начале и конце слов;

- игра «Логопедическая арифметика»: развитие слогового анализа и синтеза;

- упражнение на развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

- упражнение в нахождении лишнего слова;

- развитие памяти;

- развитие умения делать выводы;

- развитие морфемного анализа: уточнение уменьшительно-ласкательного суффикса –ик- и суффиксов со значением детёнышей - ёнок-, онок-;

- развитие орфографической зоркости;

- упражнение для снятия глазного и мышечного напряжения;

- игра «Задание для товарища»: умение определять твёрдые и мягкие согласные, роль согласных и гласных букв в русском языке;

- рефлексия.

Литература:

1. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты, занятия по развитию письменной речи (7 – 10 лет). Практическое пособие для учителей, логопедов, родителей. С.Пб.: КАРО, 2007 – 112 с.

2. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Тута О.С., Бурина Е.Д. и др. – С.Пб.: КАРО, 2006. – 112 с.

3. Грабович Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – С.Пб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 50 с.


Ход занятия

I. Организационный момент.  

1. Запись даты.

2. Логопед произносит слова: бантики, зонтики. Слайд 3

- что общего у этих слов? (ученики устно проводят количественный звуковой и позиционный слоговой анализ с помощью нижних значков в воздухе слияния + примыкания – 7 звуков,  отхлопывают слово — 3 слога);

- произнесите слова по слогам, какая структура слогов в этих словах? (первый закрытый, второй и третий открытые).

Логопед или ученик на доске записывает схему слов (сгс+сг+сг).

                                                             

3. Устно дается образец слов.  Слайд 4: (телёнок, лисёнок)

- что общего у этих слов? (7 звуков,  3 слога);

- произнесите слова по слогам, какая структура слогов в этих словах? (первый  и второй открытые, третий закрытый).

Логопед или ученик на доске через тире записывает вторую схему (сг+сг+сгс).

             

Слайд 5.

           

II. Основная часть.  

1. Формирование УУД в нахождении темы занятия.

- Всего две схемы слов. Какие слоги у первой схемы, у второй? Что мы будем сравнивать? Какая тема занятия? (Сравнение семизвучных слов, состоящих из трёх слогов разной структуры). Слайд 6.

- Молодцы, мы сегодня будем сравнивать: находить общее и разное в семизвучных словах разной звуко-слоговой структуры.

2. Актуализация знаний  (Слайд 7: картинки  и слова: бантики, зонтики – телёнок, лисёнок).

- это   слова занятия, сравните их, что общего? (7 зв., 3 слога);

- какая разница? (местоположение слогов);

3. Упражнение в песочнице «Найди свое задание».

Инструкция: Найдите в песке все спрятанные предметы (ученики в песке отыскивают коробочки с заданием и камешки-буквы, камушки складывают в середину песочницы, коробочки (от киндер-сюрприза) забирают на свои места). В каждой коробочке индивидуальное задание.

4. Упражнение «Логопедическая арифметика» (развитие слогового анализа и синтеза).

        Устная совместная работа (пример). Слайд 8.

                 утёнок (2) + кубики (3) + телёнок (3) = ?

                 (лиса – а) + кикимора (2) + пастила (2) = ?  

Инструкция: дано три слова, вертикальными линиями поделите слова на слоги, карандашом обведите заданный слог, сложите их и образуйте новое слово, слоги будут в разной последовательности, как поможет тема занятия, какой структуры будут слова? (ответы детей);

- да, закрытый слог будет в начале слова или в конце: сгс-сг-сг, сг-сг-сгс (дети составляют по одному слову - работа с карточкой).

- кто будет готов, подходит к песочнице и выкладывает своё слово из камушков-букв на песке.  

Слайд 9. (задания на карточках – информация для гостей).

утёнок (2) + коса (1) + щенок (2) = ?

лягушонок (3) + мыши (1) + котёнок (3) = ?

посёлок (2) + рыба (1) + телёнок (3) = ?

мотор(2) + мальчики(3) + тишина(1) = ?

куски (1) + кино (1) + бантики (2) = ?

(мосты - ты) + киви (1) + картина (2) = ?

6. Упражнение на развитие внимания, звукового  анализа слов (все ученики у песочницы, слова выложены на песке).

- для чего мы должны знать количество и место звуков в слове? (надо правильно обозначить каждый звук буквой на письме и не пропускать ни одной буквы).

- будьте внимательны, еще одно слово составим вместе.

Инструкция: назовите заданный слог и звук в нем, из звуков вместе образуйте новое слово (задание даётся каждому ученику):

- в слове котёнок назови в третьем слоге последний звук ([к]), возьми букву, обозначающую этот звук;

- в слове мышонок – в 3 слоге второй звук ([о])

- в слове рысёнок – в в третьем слоге последний звук ([к])

- в слове листики – в первом слоге второй звук ([и])

- в слове мостики – во втором слоге, второй звук ([и])

- в слове кустики – во втором слоге  первый звук ([т`])

- составьте слово (котики)

        7. Упражнение в сравнении слов занятия (песочница).

- назовите слова, где закрытый слог в начале слова (мостики, листики,  кустики),

- назовите слова, где закрытый слог в конце слова (котенок, рысёнок, мышонок);

- какие слоги есть еще во всех словах? (открытые);

- все слова подходят к теме занятия? (нет, есть лишнее слово – котики);

- почему? сколько в нем слогов? (3), в наших словах тоже три слога.. (в нём три открытых слога);

- молодцы, закопайте его песком;

- что общего в словах? (7 зв.,3 слога)
- что разное? (место слогов);

8. Упражнение на развитие зрительной, ассоциативной памяти.

- с помощью условных знаков (жесты, мимика) повторим слова (память).

        Садитесь на места.

9. Работа в тетрадях (дифференциация структуры слов).

Слайд 10.  Запоминалочка: «Что делаю, когда пишу?» Обсуждение: когда я пишу, думаю о слияниях и примыканиях, проговариваю, записываю.

- поделите тетрадь на две колонки;

- озаглавьте колонки в соответствии с темой занятия (нижними значками);

- вспомните, сравните и запишите по слогам все слова, которые вы составили, в нужную колонку, получится шесть слов;

- обменяйтесь тетрадями, в чужой тетради карандашом впишите  недостающие слова;

- проверьте себя еще раз;

Слайд 11.  тор-ти-ки    ко-тё-нок

                  кус-ти-ки    мы-шо-нок

                  мос-ти-ки    ры-сё-нок

Вывод:

- для чего мы должны уметь делить слова на слоги? (для переноса слов, это ритм речи);

        10. Развитие морфемного анализа.  

- в словах левой колонки укажите окончание, корень;

- здесь корень является словом? (да);

- что находится между корнем и окончанием? (суффикс –ик-), обозначьте его. Слайд 12;

- мост-мостики, какое значение суффикса –ик-? (уменьшение);

- Слайд 13: (винт, нож). Выберете слово из которого с помощью суффикса –ик- можно образовать семизвучное слово во мн.числе, первый слог закрытый, второй и третий – открытые (винт - винтики);

- запишите слово.

- в словах левой колонки укажите корень  (кот, рыс, мыш), какая часть слова осталась? (онок, ёнок), это суффикс или окончание? (суфф.) Слайд 14.

- какое значение имеют суффиксы -онок-ёнок- ? (это детеныши);

- обозначьте суффикс;

- Слайд 15. (конь, гусь). Выберете слово, из которого с помощью суффикса

-ёнок- можно образовать слово – детёныш животного, где в начале два открытых слога, последний закрытый слог? (гусь – гусёнок);

- запишите слово;

11. Развитие орфографической зоркости.

- поставьте ударение в каждом слове;

- подчеркните только ту гласную, которую нужно проверять (котёнок);

- как проверим? Слайд № 16  (алгоритм проверки безударной гласной - выделяю корень, проверка завершена).

12. Динамическая пауза (упражнение для снятия глазного и мышечного напряжения).

        

13. Игра «Задание для товарища» (две команды). Слайд 17.

Ученики делятся на две команды, каждая команда получает карточку со словом (телефон, картина)

Инструкция:

- определите каждый согласный звук слова – твёрдый или мягкий;

- с помощью магнитной азбуки (синие и зелёные буквы) выложите на доске согласные буквы, в соответствии с местом в слове, это задание-шифровка для товарищей;

Команды меняются местами.

- назовите согласные звуки твёрдо или мягко (т` л`ф н;  к р т` н), разгадайте слово, добавьте гласные (обсуждается роль гласных в русском языке).

Команды получают карточку с двумя предложениями.

______________ стоит на столе.  

______________ на стене.

- в какое предложение нужно добавить ваше слово? (устные ответы).

        14. Работа в тетрадях.

- Запишите каждое предложение с новой строки (логопед диктует).

Телефон стоит на столе.

Картина висит на стене.

- с помощью нижних значков проверьте свои записи;

- сколько слов в первом предложении? (4);

- подчеркните точку;

- найдите маленькое слово-предлог, как пишется предлог? (отдельно), обведите его в кружок;

- (аналогично анализ второго предложения).

III. Организация итога занятия.

         15. Рефлексия.  

- с какими словами мы сегодня занимались? (семизвучные слова с тремя слогами);

- место слогов во всех словах было одинаковое? (нет, в одних словах закрытый слог был на первом месте, в других словах закрытый слог был на последнем месте);

- для чего мы должны уметь делить слова на слоги?

- для чего мы должны знать, сколько звуков в слове?

- как мы образовывали новые слова? (делили слова на слоги, складывали их…, находили звуки в слове, из звуков получалось новое слово..)

- какие суффиксы обозначают детёнышей? (-онок-ёнок-);

- какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? (-ик-)

- что было для вас трудным?

- что понравилось?

        16. Оценка деятельности учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Конспект логопедического занятия на тему:"Состав слова"

Данный конспект разработан для логопедических занятий....

Конспект логопедического занятия по теме "Родственные слова"

занятие направлено на расширение, уточнение, пололнение словарного запаса младших школьников...

Конспект логопедического занятия на тему "Сложные слова"

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса....

Конспект логопедического занятия 2 класс (ОНР) «Слово и слог»

Формировать у учащихся представлений о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении и чтении; развивать умение определять в слове количество слогов по количеству гласных звуков, в ...