Конспект логопедического занятия на тему "Сложные слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные о – е»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Учить образовывать сложные слова путём сложения

- Активизировать словарь сложными словами;

- Познакомить с соединительными гласными о, е в сложных словах

Коррекционно-развивающие:
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать зрительное внимание и восприятие;
• отрабатывать умение составлять предложения с заданным словом;
Воспитательные:
• воспитывать желание заниматься и добиваться положительных результатов.

  1.  Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, давайте посмотрим на «Картину настроения», скажем какое у вас настроение. Если у вас хорошее, приподнятое настроение, то выбираем Солнышко, если вы чем – то огорчены, то Тучку, если вы задумчивы, то - Речку.

  1. Дидактическая игра «4-ый лишний»

Логопед:

Определите, какое слово из четырёх «лишнее» и обоснуйте свой ответ:

РИСУНОК, РИС, РИСОВАТЬ, ЗАРИСОВКА.
НОСИТЬ, НОСОВОЙ, НОСИК, НОСИЩЕ.
ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕТЬ, ГОРОЧКА.

ГОРЕ, ГОРА, ГОРЕВАЛ, ГОРЮЕТ.

ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДИЦА.

Ученик:

- Рис, гора, носить, гореть, водитель.

Логопед:

- Молодцы!

  1. Знакомство с новым материалом.

Сегодня вы познакомитесь со словами, в которых 2 корня, это – СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайника струился,

Над кастрюлями клубился.

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове выход,

В слове вход.

В слове ходики стучало

И в походе вдоль шагало.

Так и жили врозь они, но вот

Вместе их соеденили,

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят ПАР и ХОД.

А теперь прочтите стихотворение и укажите родственные слова. Найдите сложное слово, составленное из 2 корней.

  1. Выделение соединительных гласных в сложных словах.

ПАРОХОД – назовите корни из которых состоит это слово, какая гласная эти корни соединяет?

Все сложные слова образуются из нескольких корней и двух соединительных гласных О или Е.

Например, ПЕШЕХОД – выделите корни, назовите соединительную гласную.

Назовите соединительные гласные, при помощи которых соединяются корни в сложных словах.

Придумайте сложные слова, где есть соединительные гласные.

  1. Составление сложных слов.

Логопед:

- Прочитайте выражение и замените его одним прилагательным, пользуясь схемами для справок. Напишите это слово, выделите корни.

Существо с жёсткой кожей – жесткокожее

Движение в одну сторону – одностороннее

Человек, радующийся жизни – жизнерадостный

Станок, который печатает книги – книгопечатный

Отношения добрых соседей – добрососедские

Скважина, добывающая нефть – нефтедобывающая

Праздник всего народа – всенародный

  1. Динамическая пауза.

Массаж ладоней шестигранными карандашами.

  1. Игра “Найди сложные слова”.

Каждому учащемуся выдается карточка с изображением предметов приборов и приспособлений.

Задание: найти сложные слова, возле соответствующей картинки поставить крестик.

Самолёт летит вперёд,

Паровоз не отстаёт,

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать,

Эти сложные слова

Не выносят буквы А.

А поставишь букву О –

Скорость будет – ого-го!

Проверка: назвать сложное слово, определить количество корней, соединительную гласную.

Какие еще предметы вы можете назвать (кофемолка, кофеварка, микроволновка, электропровод, электрошнур, скороварка, пароварка и т.д.).

Итог занятия.

V. Итог занятия.

- О каких словах мы сегодня узнали? Что такое сложные слова? Какие соединительные гласные вы знаете?

- Отметьте знаком “+” правильное высказывание (детям раздаются карточки с тремя вариантами ответов:

а) Сложные слова – все непонятные слова;

б) Слова, в которых два корня называются сложными;

в) Длинные слова – это сложные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...

Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ слова"

Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ слова" + рабочий лист к занятию...