Конспект логопедического занятия по теме "Родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Шангареева Ольга Борисовна

занятие направлено на расширение, уточнение, пололнение словарного запаса младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Родственные слова»

Лексическая тема: «Зимушка зима».

Цель: ученик научится правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.

Ученик получит возможность различать и разводить понятия родственных и однокоренных слов

Задачи:

  1. Обогатить, активизирует, о словарный запас по лексической теме.
  2. Пополнить словарный запас путем формирования семантических полей

Формировать синтагматическую связь.

  1. Воспитывать познавательный интерес к явлениям окружающего мира.

Оборудование: предметные картинки, мультимедиа, индивидуальные тетради, карточки.

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь и глазки на меня. Дети встаньте возле парт.

  1.  сядет первый тот, кто скажет, какое сейчас время года.
  2.  кто докажет что сейчас зима
  3.  назвать самый главный признак
  1. назвать месяцы зимы по порядку
  2. какой сейчас месяц, и какой он по счету
  3. назвать сегодняшнее число

Сели и записали это число в тетради.

Основная часть

  1. Актуализация знаний.

Ребята послушайте, что я сейчас скажу. Какое слово здесь лишнее.

Снег, снеговик, снегурочка, лед.

Почему лед лишний? Потому что слова снег, снегурочка, снеговик однокоренные.

  1. Формулирование темы занятия, целеполагание. 

Правильно ребята кто-нибудь догадался, как звучит тема нашего занятия?

Правильно ребята тема нашего занятия однокоренные родственные слова. Сегодня вы научитесь определять корень в словах, подбирать родственные слова.

  1. Знакомство с темой

Загадка

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?

Послушайте, как С.Я. Маршак описывает зиму. Что вы можете, сказать о зиме.

Сыплет, сыплет снег охапками на полях зима.

До бровей накрылись шапками во  дворах дома.

Ночью вьюга куролесила, снег стучал в стекло.

А сейчас – гляди как весело и белым-бело.

Ребята давайте припомним, какие слова автор использует, описывая время года зима.

Каждому ребенку дается карточка с приметами зимы. Каждый ребенок выделяет признаки по пунктам.

  • Как изменился день по отношению к ночи
  • Одежда (какую одежду носим зимой?)
  • Погода (погодные изменения)
  • Природа (природные изменения)
  • Поведение лесных зверей зимой (каких животных ты знаешь? Я предлагаю тебе сравнить жизнь зимой зайца, медведя и белки).
  • Зимние забавы
  1. Решение проблемы

  А сейчас ребята давайте поэкспериментируем. Я превращаю наш класс в научную лабораторию. Кто в ней работают?

Что такое лаборатория – это специальное помещение, в котором проводятся эксперименты и делаются научные открытия.  Я предлагаю провести свой эксперимент (на столы расставляются тарелки со снегом).

Для того чтобы провести эксперимент нам нужно составить план.

  1. Что такое снег? (осадки) переходим ко 2 пункту
  2. Признаки. Давайте назовем, какой он?  Белый холодный. Колючий.  Как считаете, мы выполнили 2  пункт?  переходим к 3 пункту
  3. Из чего состоит снег вода. переходим к 4 пункту
  4. Давайте сделаем вывод для чего нужен снег,  Какой вывод можно сделать? Для чего нужен снег?

Дети делают вывод.

Ребята запишите в тетради слова,

Снег снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.

Выделите в них общую часть – корень. Какие это слова? Однокоренные.

СНЕГ – СНЕГ – СНЕГ – СНЕЖ.

Возникла проблема?

Ребята что вы заметили, что-нибудь изменилось  в корнях слов. На самом деле корень снеж в корне слова снежинка и снег в слове снеговик происходит чередование согласной. Буква Ж на какую букву заменилась?

Правильно на Г. Запомните это.

Итак, напомните, как мы называем эти слова.

Какой можно сделать вывод?

Эти слова будут называть  однокоренными, т.к. у них один корень снег, а еще эти слова будут называться родственными, потому что они связаны одной темой, близкие по значению

Динамическая пауза

Вы, наверное, устали ну тогда все дружно встали

Ручками похлопали. Раз два три

Ножками потопали 123

Покрутились, повертелись 123

И за парты все уселись 123

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем 12345

Открываем поморгаем и работать продол…

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?»

На доске написаны слова ВОДА, ВОДИЦА, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ.

Выделите корень в этих словах. Эти слова будут являться однокоренными?

Конечно, у них один корень ВОД.

А родственными? Все кроме слова ВОДИТЕЛЬ, потому что водитель к воде не относится.

Гора горочка, гореть

Сделать акцент действует правило, как отличить родственные слова от однокоренных, они связаны одной темой, потому что они близкие по значению.

  1. Контроль знаний.

Я приглашаю вас в волшебный сад, а волшебный,         потому  что он  необычный. Этот сад создадите вы сами.

Что общего у дерева и слова? КОРЕНЬ.

Не бывает деревьев без корней и слов без корня. Я предлагаю вам вырастить свое дерево. Подобрать к слову-корню однокоренные слова и записать.

ГРИБ ЛЕС, ХЛЕБ, ЗУБ, ДОМ, НОЖ.

Итог занятия

Ребята чему вы научились сегодня на занятии?

Вы научились определять корень и подбирать однокоренные слова.

Как вы считаете, вы научились это делать?

Я тоже считаю, что вы справились и самостоятельно смогли вырастить свое дерево.

Вам понравилось? Ребята нарисуйте в тетрадях смайлик.

Улыбка – понравилось.

Грустный – не понравилось.

Сомневаетесь – прямой ротик.

Спасибо за урок и спасибо нашим гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...

Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ слова"

Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ слова" + рабочий лист к занятию...