Дидактический материал для логопедических занятий по теме "Парные согласные"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Постнова Светлана Анатольевна

Дидактический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация З – С   (Урок № 1-2)

  1. ХСЗВЭСЕЗШСЩЦЩСЗЧТЗЖТСЧ

ЦЕВЗШЭЗШЖХЗЧСТИМССХЗЦЭ

ЕЗЬЧЖДЩЗХЭЗЦЫЧСЗСЭВХ

удвсзжэхсзшчцздэеусзвдэзжшчсмз

  1. …алат, ли…а, гла…а, …верь, кре…ло, мо…ты, гво…ди, вок…ал, во…дух, аи…т, ко…ти, ко…тюм, …еркало, …вонок, …неговик, …амолет, …онтик, …вук.
  2. Арбузы – арбу…                           паруса – пару…

Лезет – вле…                                        срезать – сре…

Караси – кара…ь                                   голоса – голо…

Рысенок – ры…ь                                 слезы – сле…

Страусы – страу…                          колсья – коло…

Усы – у…                                             грузить – гру…                              

 Глаза – гла…                                     морозы – моро…

Указы – ука…                                 рассказы – расска…

  1. Реди…,исче…, Дени…, голо…, наве…, сеноко…, ука…, ни…, моро…, арбу…, га…, кара…ь, свя…ь, у…, гру…, пару…, ужа…, замер…, поя…, но…, вку…, расска…, коло… .
  2.                                                   Арбу…

Дени… не… арбу… .  Арбу… приятен на вку… ! У него большой ве… .Пе… Барбо… гры… его арбу… . Как  отнять арбу… ? Барбо… уне… арбу… в конуру. Пе… догры… арбу… и выле… .  Жалко арбу… !

  1.  Исправь ошибки.

Грус, замерз, паруз, исчес, срез, свясь, завязь, ноз,  пояс, вкуз, ужаз, редис, арбус, навес, рызь, карась, ус, парус, гас, глаз.

  1. Тест . (выбери правильный вариант)

1

2

3

Коло…

С

З

С

Гла…

С

З

З

Кре…ло

С

З

С

Голо…

С

З

С

Арбу…

З

С

З

Дифференциация З – С   (Урок № 3)

1.  Уйти с гла(з,с), моро(з,с) все зане(з,с), вле(з,с) на вя(з,с), залаял пе(з,с), увя(з,с) в снегу, вьюн пол(з,с), катились из гла(з,с), зеленый овё(з,с), пови(з,с)  вни(з,с), пруд замер(з, с).

2.

Сказать -сказка

Близок – бли…ки

Сквозит – наскво…ь

Узок – у…кий

Слёзы – слё…ки

Слезать – ле…ть

Сосёт – со…ка

Косить – ко…ьба

Мазать – зама…ка

Везет – ве…ти

Грузить – гру…чик

Красить – кра…кА

3.  Сле…ки, пол…ти, реди…ка, ве…ти, про…ьба, сала…ки, выре…ка, блу…ка, повя…ка, ми…ка, ука…ка, ска…ка, подска…ка,поло…ка, па…тбище, зама…ка, ки…ка, гру…чик, покра…ка, со…ка, бли…кий, сколь…кий, ре…кий, ни…кий, ме…ти, па…ти.

4.  Не дочитав ска…ки, не кидай ука…ки. Каковы берё…ки, таковы и отро…тки. От гла…  мало пользы, коли ум слаб. Кошке игрушки, а мышке сле…ки.

5.  Исправь ошибки.

     Вяс, паровос, сенокос, берёзки, слески, повоска, узкий, вкус, арбуз, грус, парус, прокасник, ужаз, сказка, гас,свясь, рызь, интерез, реский, ниский, мороз, глас, внис, колхос, указка, замаска.

6.  Тест. (выбери правильный вариант)

                                            1                                         2                                        3

Кра…ка

С

З

С

Ска…ка

З

С

З

Берё…ка

З

С

С

Ука…ка

З

С

З

Ни…ко

З

С

З

Дифференциация Ж - Ш  (Урок № 1-2)

  1. ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ

          ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

         ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ

        ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

  1. По…ар, лу…а, ланды…и, ма…ина, пи…ама, по…арный, …аворонок, …утник, ло…адь, гру…а ,… урнал,моро…еное, пры…ок, ору…ие, игру…ки.

Стрижи - стриж

Чижи – чи…

Моржи – мор…

Ежи – ё…

Ерши – ёр…

Ужи – у…

Дрожать – дро…ь

Гаражи – гара…

Камыши – камы…

Этажи – эта…

Коржи – кор…

Ножи – но…

4.  Камы…, мане…, но…, ё…, плю…, лава…, ер…, каранда…, ду…, чи…, гара…, глу…ь, пля…., эта…, кор…, му…, мор…, у…, ро…, па…, дро…ь, сторо…, черте…, пейза…, мы…ь.

5.                                              На пляже

     Мы сдали на… бага… и пошли на пля… . Там растёт камы… . Прыг в воду! Дро…ь прошла по телу. Вот ёр… . Плывёт  у… . Мы поднялись к себе на эта… . После купания нужен ду… .

6.  Стоит шала(ш,ж), стальной но(ш,ж), спелая ро(ш,ж), серый ё(ш,ж), свежий фар(ш,ж), холодный ду(ш,ж), колючий ер(ш,ж),верхний эта(ш,ж)острый но(ш,ж), большой гара(ш,ж).

7. Тест. (выбери правильный вариант)

1

2

3

Стри…

Ж

Ж

Ш

Малы…

Ж

Ш

Ш

У…

Ш

Ж

Ж

Ё…

Ж

Ж

Ш

Но…

Ш

Ж

Ж

Дифференциация Ж - Ш  (Урок №3)

  1. Зрительный диктант

 Женя и Миша нашли на дорожке сада ежика. Он  шуршал в желтой листве.  Миша  положил ёжика в лукошко и принес в школу. Ребятишки  оставили жить его в живом уголке. Они дружно ухаживали за ёжиком.

Снежок – снежки

Варежек – варе…ка

Орешек – оре…ки

Уши – у…ки

 Бумажечка – бума…ка

Ладошечка – ладо…ка

Ложечка – ло…ка

Кружечка – кру…ка

Стружечка – стру…ка

Ножечки – но…ки

Корешок – коре…ки

Опушечка – опу…ка

Бежать – пробе…ка

 Флажок – фла…ки

  1.  Кни…ка, кру…ка, ме…ки, мы…ка, мо…ка, ча…ка, пиро….ки, сне…ки, варе…ки, ка…ка, оре…ки, гармо…ка, у…ки, бума…ка, бука…ка, ладо…ка ло…ка, кру…ка, доро…ка, теле…ка, поду…ка, ме…ки, хрю…ка, бро…ка, ши…ка, серё…ка, кро…ки, рома…ка, кни…ка, руба…ка, па…ка.

  1.  Метил в луко…ко,а попал в око…ко. Не бывать сосновой ши…ке на рябине. Не нашёл гусь зерны…ка, глотает и камее…ки. Дорога ло…ка к обеду. Не спрашивай у ко…ки лепе…ки. Ко…ке игру…ки, а мы…ке - слёзки.

  1.   Исправь ошибки.

      Мишка, чертёж, мыжка, варешка, подрушка, репортаж, пичужка,клюшка, окрожка, морш, сапошки, у петушка, орежки, птажка, шижка, лягушка, снешки, лукожки чиж, рубашка, экипаш.

  1. Тест. (выбери правильный вариант)

1

2

3

Ло…ка

Ш

Ж

Ж

Избу…ка

Ш

Ш

Ж

Лягу…ка

Ж

Ш

Ш

Доро…ка

Ш

Ж

Ж

Серё…ка

Ж

Ж

Ш

Дифференциация Б - П  (Урок №1 – 2)

  1. НПРБ ЬЬВНЦИБПВИБЬНЦПВБ

ЪРБНПИПБВБПТРБДЛПВЗПВБ

ЬБЧПНЦПТПБВНГПТБДЛГЦИТ

Итпшвбдзбшнпибмвбдштпбдцщпиб

  1. Прочитай сначала слова с буквой Б, затем с буквой  П.

Губы, помощь, азбука, пила, зубы, посуда, буква, пекарь, буран, паук, буря, поле, букет, альбом, портрет, бокс, порода, суббота, портфель.

  1. Шай…а, аль…ом, с…орт, …окс, … алкон, …алец, …умага, …арк, тру…а, …латье, не…о, ре…ята, аэро…орт, аз…ука, …егемот, …арад, ры…а.

4.

Ястребы – ястреб

Супы – су…

Остапы – Оста…

Дубы – ду…

Серпы – сер…

Столбы – стол…

Гербы – гер…

Сугробы – сугро…

Скрипы – скри…

Шипы –ши…

 5.                                                       Зуб

Гле… плачет. У Глеба озно… . Сильно болит зу… . У мальчика горячий ло… . Гле… надевает тулу… и идет к врачу. Доктор лечит больной зу… . Скоро Гле… сможет есть су… и хле… .

  1. Исправь ошибки.

Антип, шиб, прорупь, герб, скрип, голубь, клуб, лоб, озноп, зоб, суб, дуб, столб, сугроп, ястреп, клоп, зуб, Глеб, хлеп, серп, залп,крап, глуп, грипп, погреб.

7. Тест. (выбери правильный вариант)

1

2

3

Ду…

Б

П

Б

Стол…

Б

П

Б

Су…

П

Б

Б

Сугро…

Б

П

П

Зал…

П

Б

П

 

Дифференциация Б - П  (Урок №3)

  1. Выпиши слова Б,П в конце слова, объясни их правописание.

    Под гору качуся кубарем в сугроб. Ястреб  поймал воробья. Волк опустил в прорубь свой хвост. Мешки  с картофелем внесли в погреб. Краб полз по мокрым камням. Раздался залп салюта.

Рыба –ры…ка

Грибок – гри…ки

Зубы – зу…ки

Лапы – ла…ки

Дубы – ду…ки

Лепить – ле…ка

Клубок – клу…ки

Хрупок – хру…кий

Робок – ро…кий

Липа – ли…кий

Пробочка – про…ка

Крепок – кре…кий

Шубы – шу…ка

Щепочка – ще…ка

Улыбочка – улы…ка

Шапочка – ша…ка

  1. Ша…ка, оха…ка, шу…ка, тря…ка,ры…ка, гри…ки, ду…ки, хру…кий, оши…ка, ла…ки, зу…ки, ле…ка, ще…ка, голу…ка, скорлу…ка, про…ка, клу…ки, кре…кий, улы…ка, ду…ло, гу…ка.
  2. Бояться волков – быть без гри(б,п)ков. Ла(б,п)ки у кошки мягки, да когти остры. Будет лодырю похлё(б,п)ка в три охлёбка. Денги не ще(б,п)ки, счетом кре(б,п)ки. Красуйся не улы(б,п)кой сладкой, а трудовой ухваткой. Ры(б,п)ка мелка, да уха сладка.
  3. Исправь ошибки.

Столп, ястреб, гриб, ропкий, дуп, Остаб, тулуп, клупп, дупки, гупка, суб, зуп, скрип,голубь, охапка, голупка, пробка, шупка, шапка, рыпка, грипки, репка, ошипка.

6. Тест. (выбери правильный вариант)

1

2

3

Ба…ка

Б

П

Б

Про…ка

П

Б

Б

Ша…ка

Б

П

П

Ре…ка

П

Б

П

Па…ка

П

Б

П

Дифференциация Д - Т  (Урок №1 – 2)

  1. ПТЛДГКДХБТГНДДГТНХЛДГТ

КВТГДПТПРТБДМГДЦТЧТЛДП

РТНГТАЛДПТБНГДЧЫЦТАКЛД

птмибдвдптсдузднтштдвбтплкд

  1. Прочитай слова с буквой Д, а затем с Т.

Работа, город, росток, стебелёк, редиска, листок, вода, салат, картофель, помидор, природа, борода, свобода, плот.

  1. За…ача, пого…а, ле…о, кар…ина, свобо…а, горо…а, бе…а, пар…а, мо…ор, яго…ы, заво…ы, лопа…а, боро…а, гнез…о, пе…ушок, …екабрь, …уб.

Салаты - салат

Походы –похо…

Портреты – портре…

Огороды – огоро…

Дрозды – дроз…

Народы – наро…

Заводы – заво…

Коты – ко…

Клады – кла…

Провода – прово…

Города – горо…

Сады – са…

Плоды – пло…

Лебеди – лабе…ь

Мосты – мос…

Медведи – медве…ь

  1. Дроз…, полё…, ко…, прово…, кла…, подъез…, тру…, горо…, са…, неф…ь, го…, верблю…, огоро…, лебе…ь, запа…, све…, сала…, крова…ь, наро…, дож…ь, ро…, Леони…,медве…ь, бра…, мос…, хо…, паке…, похо…, парохо… .
  2.                                             Похо…

Мара… - бра… Давида. Мальчики пошли в похо… . Набрали много яго… . Полил дож…ь. Посыпал гра… . Мара… и Дави… бегут наза… . Вот  мос… . За ним са… . Вот и родной дом.

  1. Буде(д,т) хлеб – буде( д,т) и обе(д,т). Не гла(д,т)ь лоша(д,т)ь рукой, гла(д,т)ь овсом. Зелен виногра(д,т) не сладок, моло(д,т) ум – не крепок.

Дифференциация Д -Т  (Урок №3)

1.      Исправь ошибки.

Нидь, огород, портрет, трут, пакет, много блют, хот, нарот, клат,

клёсд, кровадь, полёд, изгороть, вид.

      2.      

Гладок -гладкий

Сладок – сла…кий

Деточка – де…ка

Находить – нахо…ка

Площади – площа…ка

Походочка – похо…ка

Шуточка – шу…ка

Ряды – ря…ком

Чистить – чис…ка

Борода – боро…ка

Прятать – пря…ки

Короток – коро…кий

Ягоды – яго…ки

Посадить – поса…ка

Дети – де…ский

3.      Шу…ка, де…ки, поса…ка, блю…це, ря…ком, ша…кий, пла…ки, оста…ки, гря…ки, яго…ка, коро…кий, незабу…ки, боро…ка, крова…ка, заря…ка, запла…ка, нахо…ка, чис…ка, тетра…ка, лоша…ка, гла…кий, жи…кий.

 4.      В  лесу листопа… . Шишка упала на гла…кий лё… . Пожелтел низкий кус… .  На деревьях ре…кие листочки. Дни стали коро…кие. Вода в пруду холо…ная. Не видно рыбаков на ло…ках, не стоят пала…ки на берегу. Медве…ь, полакомившись ме…ком, уже сла…ко спит в берлоге.

        5.         Исправь ошибки.

Грятки, зарядка, тетрадка, запладка, незабутка, слаткий, грудка, трут, год, брат, лотка, поход, паладка, верблют, дедки, пароход, загатка, похотка, глаткий, лошатка, город, дедский, гладь, реткий, дожть, крот.

 6.                        

1

2

3

Сосе…ка

Д

Т

Д

Тетра…ка

Д

Д

Т

Бесе…ка

Д

Т

Д

Нахо…ка

Д

Т

Д

    Ни…ка                          Т                                  Т                                   Д

Дифференциация Г –К  (Урок №1 – 2)

  1. КХТГКГЖКНГЧТГУКХЖКТГКЧ

    УГТХКЖКТГКМИТГКХПГЖКШ

  КДГТВКИГНХКЖГТЛГЧКРГВГЛ

   игклхтгчгуклдктнгцгвпгшглкхгк

  1. Прочитай слова с буквой Г, затем с буквой К.

Газета, клад, газон, колос, голос, бумага, низко, флаги, дороги, колодец, деньги, язык, угол, сапоги, девочка, брызги.

  1. Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о..онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …омната, …увшин.

Снега – сне…

Овраги – овра…

Берега – бере…

На пороге – поро…

Визги – виз..

Враги – вра…

Сапоги – сапо…

Залегать – залё..

Круги – кру…

Пироги – пиро…

Луком – лу…

Луга – лу…

Утюги – утю…

Танки – тан…

На юге – ю…

Флаги – фла…

  1. Зву…, вра…, бо…., поро…, творо…, хирур…, дру…,плу…,виз…, ночле…, прилё…, кру…, сапо…, сто…, бере…, ю…, тан…, сто…, лу…,пиро…, овра…., фла…, четвер…,утю…,Мар…, Оле… .

Са …

Неразлучный кру… подру…

Тянет к солнцу сотни ру… .

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус.

Компас

Когда с тобою этот дру… ,

Ты можешь без доро…

Шагать на север и на ю… ,

На запад и восто… .

  1. Тест.(выбери правильный ответ)

Овра…

К

Г

Г

Бере…

Г

Г

К

Сне…

Г

Г

К

Моря…

Г

К

К

Зву…

к

К

Г

Дифференциация Г –К  (Урок №3)

Утю…

       В четвер… Мар… сломал утю… . Раздался звоно… . Пришёл дру… Оле… . Поломка – пустя…! Оле..  смо…  починить утю… . Он хороший работни… . Мальчики пошли есть творо…, пиро…, и пить со… .

  1.  

    Вышел на бере…, упал в сне…, много кни…, старый башма…, страшный бы…, собака Боби…, зеленый пар…, маленький рыба…, слабый вра…, горячий утю… .

      Зелен виноград – не сладо(к,г), молод ум – не крепо(к,г). Рад Филипп, что пиро(к,г) вели(к,г). Мал золотни(к,г), да доро(к,г). Не обед доро(к,г), доро(к,г) привет. Лапки кошки мя(к,г)ки, да ко(к,г)ти остры.

  1. Исправь ошибки.

      Юг, сапог, творок, танк, оврак, вокрук, звук, друг, визг, врак, ночлег, крук, берег, снек, лук, пирог, утюк, четверг, волчоног, галчонок, тигрёног, звук, моряк, путник, котёног, червяк, синяк, ледник, сапок.

  1. Тест.(выбери правельный ответ)

1

2

3

Ша…

Г

К

Г

Подви…

Г

Г

К

Крю…

К

К

Г

Дол…

Г

К

Г

Четвер…

Г

Г

К

Отрыл однажды___________________

В горе огромный___________________

(крот, грот)

Достал мешок____________________

И пригласил_______________________

(костей, гостей)

Издалека___________________________

На пир к нему______________________

(шагал, шакал)

Согласные Ч и Щ

  1. Замените букву Ч на Щ, запишите.

Чуб — ...уп, плач — пла..., лечь — ле..., мочь — мо...ь, кучи — ку...и, челочка — ...елочка, четки — ...етки, четко — ...етка, печать — пи...ать, чадить — ...адить, точить — та...ить, наточить — ната...ить, выточить — выта...ить, замечать — заме...ать, вечевой — ве...евой, горячий — горя...ий.

  1.         Вставьте Ч или Щ разными цветами. Записывая, проговаривайте
    слова вслух по слогам.

...асто, ...ука, ...ашка, ...ай, ...едрый, ...ужой, ...емодан, ...ерепаха, пло...адь, по...ада, па...ка, шло..., ...упальце, ...исто, ...етко, бор..., колю...ка, бо...ка, гу...а, ...авель, кле..., ве...ь, ...асы, клю..., мя...ик, ...авель, за...елкнуть, за...еркнуть, и...ейка, гон...ик, ...етина, ...ипцы, свер...ок, ово...и, за...ита, кула...ок, у...елье, тре...ать.

  1. Раскройте скобки.

Кипя(ч,щ)ий (ч,щ)айник, по(ч,щ)товый  я(ч,щ)ик, (ч,щ)ерный пла(ч,щ), (ч,щ)удная ве(ч,щ)ь, (ч,щ)ит и ме(ч,щ), про(ч,щ)альный ве(ч,щ)ер, но(ч,щ)ной хи(ч,щ)ник, про(ч,щ)ная (ч,щ)еколда, ре(ч,щ)ной ле(ч,щ), мо(ч,щ)ный лу(ч,щ), горя(ч,щ)ие (ч,щ)и, летя(ч,щ)ая (ч,щ)айка, пти(ч,щ)ье (ч,щ)ебетанье, (ч,щ)истить ово(ч,щ)и, у(ч,щ)еный (ч,щ)енок, (ч,щ)истое поме(ч,щ)ение, (ч,щ)епотка (ч,щ)ая, моло(ч,щ)ная         пи(ч,щ)а,        (ч,щ)удесное уго(ч,щ)ение, ово(ч,щ)ная на(ч,щ)инка.

а        

             Месяц заблудился
У косматой ...а...и.
Рогом зацепился
За су...ок тор...а...ий.
Понял, ...то попался...
И над спя...им лугом
До утра ка...ался,
Бледный от испуга.

б        

Живет в п...ере ...удови...е.
Хранит в лапи...ах сокрови...е.
У ...удови...а длинный хвости...е,
Крепки у него лапи...и,
Кривы на лапи...ах когти...и,
Остры у него зуби...и,
...ерны у него глази...и,
Блестя...ие  уси...и!

        Да ты не бойся, малышка!
...удови...е это — мышка!
Пе...ера — мышкина норка,
А сокрови...е — хлебная корка!

Согласные Ц и Ч

  1. Вставь Ц или Ч разными цветами.

Пти...а, ...айник, ули...а, ов...а, ове...ка, у...ени...а, гор...и...а, меся..., п...енье, ле…ение, продаве..., дворе..., ...угун, колоде..., ка...ели, ...елка, вол...и...а, шпри..., тане..., дра...ун, огуре..., о...енка, пев...ы, коль...о, мото...икл, ...исло, полотен...е.

  1. Раскрой скобки.

а)        Вра(ц,ч) выписал ре(ц,ч)епт. Дево(ц,ч)ка порезала пале(ц,ч). Наша до(ц,ч)ка - отли(ц,ч)ни(ц,ч)а. Мама положила в салат огуре(ц,ч) и пере(ц,ч). К скворе(ц,ч)нику прилетел скворе(ц,ч).

б)        Тот ни(ц,ч)его не боится, кто (ц,ч)естно умеет трудиться. Красна пти(ц,ч)а  перьями, а (ц,ч)еловек у(ц,ч)еньем.

Объясни, как ты понял эти пословицы.

  1. Вставь Ц, Ч. Проговаривай слова шепотом.

    ...истый, ...удный воздух вешний,

Солн...е светит, ...иж поет,

Вся в ...вету стоит ...ерешня

 И ...еремуха ...ветет.

В сказках есть краса-деви...а,

...естный ры...арь, ...удо- пти...а,

  1.         Тест.  Выбери правильный ответ

1

2

3

Ли...о

Ц

Ч

Ц

Пле...о

Ц

Ч

Ч

П...елка

Ц

Ч

Ч

...ирк

Ч

Ц

Ц

Сини...а

Ч

Ц

Ц


Согласные Л и Р

 1.        Замените букву Л на Р, запишите.

Лак — ...ак, лама — ...ама, ложки — ...ожки, плавать — п...авить, Валя — Ва...я, лить — ...ыть, Лука — ...ука.

2.         Вставьте буквы Л, Р разными цветами.

Т...амвай, о...ень, ...адио, жу...на..., д...ова, ме..., ...опата, у...рок, бу...ка, мо...оток, ...ожка, буква...ь, со...овей, во...обей, п...авда, п...асти...ин, п...одукты, п...ечи, п...едмет, пова..., к...епость, бе...еза, две...и, п...авать, пав...ин, п...ави...о, зве...и, ма...ыши, ка...тофе...ь, к...о...ик, к...аски, г...ибы.

3.        Вставь вместо точек буквы л или р (разными цветами).

Шу...а иг...ает на т...убе, а ...ома иг...ает на ...оя...е. И...а соби...рает ...омашки и ко...око...ьчики. Се...ежа соби...ает ма...ки и ка ...енда...и. В ...есу много к...асной ма...ины. О...е и ...ене н...авится са...ют. Дети иг...а...и в саду и е...и с...ивы и г...уши. У ...иды к...асивая ...ейка. На озе...е п...авает ...одка.

  1. Раскройте скобки.

Г(р,л)иша п(р,л)инес к(р,л)асную (р,л)ябину. (Р,Л)ебята купа(р,л)ись  в  (р,л)ечке.  Мама ва(р,л)и(р,л)а ва(р,л)енье из с(р,л)ив. На де(р,л)евьях повеси(р,л)и скво(р,л)ечники. Бо(р,л)ис вы(р,л)езает и п(р,л)ик(р,л)еивает (р,л)исунок. В буква(р,л)е много (р,л)исунков и новых с(р,л)ов. Ма(р,л)ыш пуска(р,л) (р,л)одочку. По небу п(р,л)ывет бе(р,л)ое об(р,л)ако. Ми(р,л)а пила го(р,л)ячее мо(р,л)око.

Согласные С и Ч

1.        Замени С на Ч. Запиши слова парами.

Сайка — ...айка, каска — ка...ка, носка — но...ка, осы — о...и, нос — но...ь, рысак — ры...аг, пост — по...та, соки — Со...и.

2.        Вставь С, Ч разными цветами.

Та...ка, ма...ка, до...ка, до...ка, мо...т, ...лово, бо...ка, ру...ка, коле...о, у...ебник, ...алат, по...уда, ...ерепаха, ...иница, вра..., гра...и, но...ка, ме...яц, какту..., пе...енье, ле..., ...удовище, жу...ки, по...ки, о...ки, вело...ипед, бабо...ка, лу...и.

3.        Раскрой скобки.

Одна п(с, ч)ела много меду не принесет. Не велик (с, ч)вер(с,ч)ок, а громко поет. Пти(с,ч)ка невели(с,ч)ка, да коготок о(с,ч)тер. У(с,ч)еный водит, а неу(с,ч)еный (с,ч)ледом ходит.  Не  ме(с,ч)то  красит (с,ч)еловека,  а  (с,ч)еловек ме(с,ч)то. От умного нау(с,ч)ишься, от глупого разу(с,ч)ишься.

Объясни смысл этих поговорок.

  1.   Вставьте С, Ч.

Я отверткой винт вер...у,

Молотком своим сту...у.

 Я ...камейку ...коло...у,

Я рабо…им ...тать хо...у.

Е. Карганова

Ах, ру...ей, ...ей ты, ...ей?

Я — из ...нега и лу...ей.

Я бегу, я ...мею...ь

Я ...ей...а... с другим ...олью...ь!

Е. Рывина

Согласные Ж и З

1.        Замени З на Ж, запиши слова парами.

Зал — ...ар, зал — ...аль, везу — вя...у, коза — ко...а, лоза — ло...а, воз — но..., заря — ...ара, зевать — ...евать, залей — ...алей, лизать — ле...ать.

2. Вставь З и Ж разными цветами.

...агадка, ...ар, ...адача, ...уравель, ...адание, ...елтый, сторо..., уро...ай, моро..., дру...ба, е...ик, бу...ина, ре...им, варе...ки, повя...ка, ...верь, ...ало, ...аба, по...арный, ...има, у...елок, гара..., алма..., а...бука, пид...ак, слу...ба, парово....

3.        Вставь буквы З и  Ж

...еленый ...ук ...алез на дерево. Женя ...абыл ...онтик. На ба...заре продавали кры...овник. В мага...ине ...елтая ва...а была очень красивая. Ли...а побе...ала в мага...ин за га...етой. У деда ...оры ...лая ко...а. У Зои ...ивут у...и и е...и.

4.        Раскройте скобки. Объясните смысл пословиц.

Трудно тому (з, ж)ить, кто от работы бе(з, ж)ит. Верь своим гла(з, ж)ам, а не чу(з,ж)им речам. Что посеешь, то и по(з, ж)нешь. Дру(з,ж)ья по(з,ж)наются в беде. Конь бе(з,ж)ит — (з,ж)емля дро(з,ж)ит. Ешь пирог с грибами, дер(з,ж)и я(з,ж)ык за (з,ж)убами.

Согласные С и Ш

  1. Замени букву С на Ш.

Усы — у...и

миска —мы...ка

нос —но...

сутки — ...утки

мыс — мы...ь

каска —ка...ка

крыса — кры... а

касса —ка...а

носки —но...ки

вас —ва...

басня — ба...ня

нас —на…

2.        Вставь С зеленым, Ш — синим цветом.

...обака, ...ум, ...есть, ...аша, ...тарик, бабу...ка, пету...ок, па...тух, избу...ка, ...утка, ...ильный, гру...а, ...нег, ...вет, капу...та, ма...ина, ...катулка, ...оль, ...ердце, ...алун, ...айба, пе...еход, ...о...на, па...ту…ок, ...тар...ий, ...е...ть, ...у...ка.

3.        Вставь С — Ш. Объясни значение этих пословиц.

Как по...тел ешь, так и по...пи...ь. Хоро...и в дорожку пирожки с горо...ком. Говори мень...е, думай боль...е. Что написано пером — не выруби...ь топором. ...ила в ме...ке не утаи...ь. Руки не протяне...ь, с полки не до...тане...ь. По...пе...ишь — людей на...ме...и....ь.

4.        Раскрой скобки, отгадай загадки.

(С, ш)тоит Антошка на одной ножке. Над бабу(с,ш)киной избу(с, ш)кой ви(с,ш)ит хлеба краю(с, ш)ка, (с, ш)обаки лают, достать не могут. Крылья распустила, солны(с,ш)ко за(с,ш)тлала. По(с,ш)адили зерны(с,ш)ко —

 выра(с,ш)тили (с,ш)олны(с,ш)ко. Что вы(с,ш)е ле(с,ш)у, что кра(с, ш)е (с,ш)вету? В зимний день (с,ш)реди ветвей (с,ш)тол накрыли для го(с,ш)тей.

Согласные В и Ф

Жираф — жирафы,

ле... -  

клю... -  

Яко... -

шка... -

уло... -  

морко...ь -  

вет...ь -

обу...ь -

гото... -

2. Вставь попущенные буквы В, Ф.

Голубь

У нас есть ручной голубь. Он здоро... и краси... . Он любит черносли... и морко...ь. Голубь берет пищу в клю.... Он летит с ней на шка.... Иногда голубь прячет пищу в в обу...ь.

Котенок Ле...

Мы назвали котенка Ле... . Он всегда гото... играть. То залезет на шка..., то спрячется в обу...ь. Дядя Ваня положил котенка в рука... и отвез в Росто... . Там у него живет друг. Наш Ле... будет жить там.

3.

Плутовать — плутовка

поливать — поли...ка

обувать — обу...ка        

сливочки — сли...ки

веревочка — верё...ка

булавочка — була...ка        

ловок — ло...кий

корова — коро.ка

поплавок — попла...ки

головочка — голо...ка

ставить — подста...ка        

деревья — дере...це

пуговица — пуго...ка        

канавы — кана...ка

        

4.        Раскрыть скобки,

Пожелтела тра(в,ф)ка, ло(в,ф)кая кошка, рыжая плуто(в,ф)ка, крепкая вере(в,ф)ка, маленькое дере(в,ф)це.

5. Будь краси(в,ф), да не будь спеси(в,ф). Взял коро(в,ф)ку, возьми верё(в,ф)ку. Како(в,ф) род, тако(в,ф) и приплод. В очи льсти(в,ф), а за очи лжи(в,ф). Кто лени(в,ф), тот и сон-ли(в,ф). Како(в,ф) корень, тако(в,ф) и плод.

6 . «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.

а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, Киев, го-лофка, канафка, клюв, Яков.

    б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, шкав, готоф, пугофка, жирав, морковка,         любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на логопедических занятиях в С(к)ОУ 8 вида.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать на логопедических занятиях в С(к)ОУ 8 вида....

Конспект логопедического занятия " Дифференциация парных согласных Б-П."

Логопедическое занятие "Дифференциация парных согласных Б-П." одно из занятий по программе "Развитие устной и письменной речи." из раздела "Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих ...

Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»

Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...

Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.

Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.Цель. Формировать умение определять  части речи разными способами....

Дидактический материал для логопедического занятия на тему: "Ударение"

С опорой на данный дидактический материал ознакомление и  закрепление темы "Ударение" будет очень простым и понятным....

Консультация для родителей «Роль мультимедийной дидактической игры в логопедических занятиях»

Важное место в коррекционно-логопедической деятельности занимает мультимедийная дидактическая игра. Это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направле...

Использование дидактических пособий на логопедических занятиях

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил требуется сложная работа всех функций головного мозга. Для м...