Речевая карта
методическая разработка по логопедии по теме

Листопад Ольга Юрьевна

Работа с речевой картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________

Домашний адрес, телефон __________________________________________

Данные о родителях (Ф.И.О., возраст на момент рождения ребёнка)

мать ____________________________________________________________

отец ____________________________________________________________

Анамнестические  данные

От какой беременности ____________________________________________

Характер протекания беременности __________________________________

Роды _________________________________________________________________

Перенесённые заболевания _________________________________________

Слух ____________________________________________________________

Зрение _________________________________________________________________

Раннее физическое развитие:

начал держать голову _____________________________________________

сидеть ______________________  ползать ____________________________

стоять ___________________________ ходить ________________________

Раннее речевое развитие:

гуление  _________________________ лепет __________________________

первые слова _____________________________________________________

первая фраза _____________________________________________________

фразовая речь ____________________________________________________

Особенности артикуляционного аппарата

Зубы _____________________________________________________________

Прикус ___________________________________________________________

Твёрдое нёбо ______________________________________________________

Мягкое нёбо _______________________________________________________

Губы _____________________________________________________________

Язык _____________________________________________________________

Моторная сфера

Компоненты

начало года

середина года

конец года

1. Общая моторика

2. Ручная умелость

3. Ведущая рука

Импрессивная речь

Работа со словами

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

Единственное и множественное число существительных:

- Покажи где шар? Где шары?

- Где гриб? Где грибы?

- Где слоны? Где слон?

Единственное и множественное число глаголов (пары картинок):

- На столе лежит (что?) …. (ребёнок показывает или отвечает «тетрадь»);

- На столе лежат (что?) …. («тетради»);

- На окне стоят (что?) ….. («цветы»);

- На окне стоит (что?) …. («цветок»).

Предложно-падежные конструкции (в, на, над, под, у, с, по, до):

- на стол ставят коробку с крышечкой, ребёнку дают кружочек из картона и предлагают положить кружочек  на коробку, под коробку, в коробку).

Род прилагательных:

- ребёнку предлагают три картинки лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображённого на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Затем ребёнку предлагают закончить фразу:

- О ком я говорю: большой (кто?) … (ребёнок называет или показывает «лев»); большая (кто?) …(«собака»); большое ( что?) … («яблоко»).

Уменьшительно-ласкательные существительные:

- Покажи, где дом, а где домик?

- Покажи, где стол, а где столик?

- Покажи где ложка, а где ложечка?

Глаголы с приставками:

- Покажи на картинке, где мальчик входит в комнату?

- Покажи на картинке, где мальчик переходит через дорогу?

- Покажи на картинке, где мальчик подходит к дому?

Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций:

- Возьми мяч;

- Возьми у меня карандаш и убери его в коробочку.

Понимание предложений:

- Ребёнку предлагают рассмотреть картинки и показать:

- Мальчик рисует цветок.

- Девочка сидит за столом.

Работа со словами

5-6 лет

начало года

середина года

конец года

Единственное и множественное число существительных.

Единственное и множественное число глаголов (пары картинок).

Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около).

Род прилагательных.

Уменьшительно-ласкательные существительные.

Глаголы с приставками.

Выполнение  двух-, трёхступенчатых инструкций.

Понимание предложений.

Работа со словами

6- 7лет

начало года

середина года

конец года

Единственное и множественное число существительных.

Единственное и множественное число глаголов (пары картинок).

Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около).

Род прилагательных.

Уменьшительно-ласкательные существительные.

Глаголы с приставками.

Выполнение  двух-, трёхступенчатых инструкций.

Понимание предложений.

Сенсомоторный уровень речи

Общее звучание речи

Показатели

4 -7 лет

начало года

середина года

конец года

Разборчивость

Темп

Ритм

Дыхание

Голос

Артикуляционная моторика

Упражнения

4 -7 лет

начало года

середина года

конец года

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Улыбка - хоботок»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Орешек»

Звукопроизношение

Звук

5-7 лет

начало года

середина года

конец года

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

С

С

З

З

Ц

Ч

Щ

Ш

Ж

Л

Л

Р

Р

1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи

Слоговая структура слова

СЛОВА

4-5 лет

Начало года

Середина года

Конец года

Стук

Посуда

Фантик

Капуста

Помидоры

Тропинка

СЛОВА

5 - 6 лет

Начало года

Середина года

Конец года

Лестница

Аквариум

Фотограф

Лекарство

Велосипед

Температура

СЛОВА

6-7  лет

Начало года

Середина года

Конец года

Термометр

Экскаватор

Фотоаппарат

Водопроводчик

Виолончелист

Парикмахерская

Фонематический слух

Слова для слуховой дифференциации (по картинкам)

4-7 лет

начало года

середина года

конец года

Зуб – суп, бочка – почка

Бак – мак, дочка – ночка

Мел – мель, круг – крюк

Точка – кочка, салат – халат

Марка – майка

Ель- гель

Бочка – дочка

Бинт – винт

Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи

Тапки – шапки, танки – санки

Плач – плащ, кочка – кошка

Речка – редька

Цвет – свет

Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка

Языковой анализ и синтез

Навыки

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

Выделение заданного звука из слова

Выделение ударного гласного в начале слова

Определение первого согласного звука в слове

Определение последнего звука в слове

Навыки

5-6 лет

начало года

середина года

конец года

Выделение заданного звука из слова

Выделение ударного гласного в начале слова

Определение первого согласного звука в слове

Определение последнего звука в слове

Определение последовательности звуков  в слове

Определение количества звуков в слове

Навыки

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

Выделение заданного звука из слова

Выделение ударного гласного в начале слова

Определение первого согласного звука в слове

Определение последнего звука в слове

Определение последовательности звуков  в слове

Определение количества звуков в слове

Определение количества слов в предложении: День был тёплый. В парке росла высокая берёза.

Определение количества слогов в слове.

Грамматический строй речи

Состояние словоизменения

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

Существительные:

- именительный падеж множественного числа (столы, рты, окна);

- предложно-падежные конструкции (над, в, на, под)

Употребление числительных с существительными:

- два (кот, машина)

Согласование прилагательных с существительными:

- число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови)

Состояние словоизменения

5-6 лет

начало года

середина года

конец года

Существительные:

- именительный падеж множественного числа (кольца, уши, львы);

-родительный падеж множественного числа (окон, ложек, берёз);

- предложно-падежные конструкции (над перед, за, около)

Употребление числительных с существительными:

- два (роза, окно);

- пять (роза, окно)

Согласование прилагательных с существительными:

-число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови);

- род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… .

Состояние словоизменения

6-7 лет

начало года

середина года

конец года

Существительные:

- именительный падеж множественного числа (воробьи, стулья, деревья);

-родительный падеж множественного числа (карандашей, вёдер, листьев);

- предложно-падежные конструкции ( под, из-под, за, из-за)

Употребление числительных с существительными:

- два (пень, карандаш);

- пять (пень, карандаш)

Согласование прилагательных с существительными:

-число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови);

- род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… .

- падеж (Нет какого яблока? … (красного). Песня о (каком?)…  зайчике? (весёлом).

Лексика

Словари

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

Номинативный:

- называние предметов одним словом (по картинкам) – игрушки, посуда, одежда, обувь;

- называние частей тела, предметов – живот, шея, ножки, спинка, сиденье.

Атрибутивный:

- называние цвета, формы – жёлтый, зелёный, красный, круглый, прямоугольный.

Предикативный:

- кто что делает? ( по картинкам) – ест, спит, летит, плывёт, идут

Словари

5-6 лет

начало года

середина года

конец года

Номинативный:

- называние предметов одним словом (по картинкам) – мебель, овощи, фрукты, транспорт;

- называние частей тела, предметов – ноготь, колено, грудь, рукав, воротник.

Атрибутивный:

- называние цвета, формы – голубой, коричневый, оранжевый, овальный, треугольный.

Предикативный:

- кто как передвигается, кричит? ( по картинкам) – ползает, прыгает, мычит, воет, пищит.

Словари

6-7 лет

начало года

середина года

конец года

Номинативный:

- называние предметов одним словом (по картинкам) – ягоды, дикие животные, домашние животные, перелётные птицы;

- называние частей тела, предметов – локоть, ладонь, затылок, манжета, петля.

Атрибутивный:

- называние цвета, формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная.

Предикативный:

- кто как кричит, кто что делает? ( профессии) – блеет, ржёт, мекает, шьёт, красит.

Антонимы – горе, добро, давать, лёгкий, длинный

Словообразование

Словообразование

4 - 5лет

начало года

середина года

конец года

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – столик, куколка, чашечка, котёнок, лисёнок

Словообразование

5 – 6 лет

начало года

середина года

конец года

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – сапожок, окошко, ведёрко, зайчонок, волчонок

Словообразование

6 -7 лет

начало года

середина года

конец года

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – воробушек, креслице, одеяльце, щенок, телёнок, жеребёнок

Относительные прилагательные – меховая, кирпичная, соломенная. клюквенный

Притяжательные прилагательные – лисий, медвежий, кошачий

Приставочные глаголы – вы-, от-, под-, пере-, об-, в-

Глаголы совершенного вида – построила, покрасила

Связная речь

Навыки

4 - 5 лет

начало года

середина года

конец года

Пересказ:

1)Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.

2) Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать крошки. Сыта Наташа и птички сыты.

3) Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!». Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.

Навыки

4 - 5 лет

начало года

середина года

конец года

Пересказ:

1)Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, - отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?». Вместо ответа зайчик только вздохнул.

2) У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

- Пора тебе, чиж, петь.

- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

3) Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.

Навыки

4 - 5 лет

начало года

середина года

конец года

Рассказ по серии картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Речевая карта.

Образец заполнения речевой карты....

Речевая карта дошкольника

речевая карта дошкольника с ОНР...

Речевая карта Мазановой.

Используем с 1 класса....

Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

Речевая карта для учащихся 2-4 классов

Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

Речевая карта (младшие школьники)

Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...