Советы логопеда
статья по логопедии по теме

Горбачёва Светланка

советы логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_logopeda.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья общеобразовательная  школа-интернат № 2 VIII  вида

 г. Абинск  Краснодарского края

 

Советы логопеда

Учитель-логопед:

   Горбачёва С.Н.

Введение

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Для того чтобы читать правильно и с высокой скоростью, нужна слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением, осуществляется понимание читаемого.

Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа с произношением); смысловую, которая является основной целью чтения.

Остановимся на произносительной стороне процесса чтения. Без умения четко, без ошибок, выразительно читать ученик не поймет смысла текста, и главная цель чтения не будет достигнута. Поэтому работа над технической стороной процесса чтения, над выработкой достаточно быстрого темпа, очень важна.

Чтобы читать четко, плавно, с правильными интонациями, нужна содружественная работа речевого дыхания, голоса и артикуляционного аппарата.

Речевое дыхание

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в три раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

                        

                                        Голос

При голосообразовании происходят колебания голосовых связок под давлением струи выдыхаемого воздуха. В результате колебаний голосовых связок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются  в окружающую среду и воспринимаются нами как  звуки голоса.

                В основе громкого голоса лежит образование гласного звука, так как только гласный обеспечивает вокализацию, то есть звучную речь. Согласные звуки обеспечивают разборчивость.

Голос обладает силой, высотой и тембром.

Развитый разговорный голос отличается от натурального голоса более широким диапазоном как по высоте, так и по силе.

Артикуляционный аппарат

Артикуляция звуков происходит при помощи органов артикуляции: языка, губ, челюстей, твердого и мягкого неба, альвеол. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными, Главным органом артикуляции является язык. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. В артикуляции гласных принимают участие язык и губы, в артикуляции согласных - все органы артикуляции.

Структура пособия

С учетом приведенных рекомендаций по развитию речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата было составлено настоящее пособие, цель которого - помочь учащимся, имеющим нечеткую, смазанную артикуляцию, слабый, немодуированный голос, короткое, поверхностное дыхание, в овладении навыком выразительного чтения.

Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен работе над дикцией и состоит из пятидесяти звуковых разминок, каждая из которых посвящена автоматизации одного из звуков или дифференциации какой-нибудь одной пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и одному виду работы по развитию голоса или дыхания.

В каждое задание обязательно входит четыре основных отдела:

- чтение гласных букв или их сочетаний;

- чтение слогов;

- чтение столбиков слов;

- чтение чистоговорок, скороговорок, стихов.

В зависимости от задания, гласные или слоги могут читаться с различной силой голоса, с различным акцентированием, с различным темпом.

Слова подобраны с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. В каждом задании дано по сорок слов, среди которых предлагается:

- чтение слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению;

- чтение слов, образованных способом наращивания;

- чтение однокоренных слов с разными приставками;

- чтение слов с одной приставкой.

Скороговорки, чистоговорки и стихи содержат оппозиционные звуки и могут читаться с различной силой и высотой голоса, в различном темпе.

Второй раздел пособия состоит из упражнений на развитие выразительности чтения: чтение текстов с обозначенными логическими ударениями, паузами как внутри предложений, так и между предложениями; задания на выбор правильного логического ударения из нескольких вариантов; чтение диалогов для отработки правильных интонаций.

Методические рекомендации учителю

Разминки можно использовать непосредственно перед чтением текста. Книга с отрабатываемым заданием находится у каждого ученика на парте. Сначала применяется чтение без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по несколько раз подряд. Читать разминки нужно индивидуально, чтобы мог осуществиться слуховой и кинестетический самоконтроль. Чтение хором не даст никакого эффекта, так как неминуемо это будет скандированное чтение с добором воздуха после каждого гласного звука или слога.

Чистоговорки, скороговорки, стихи предлагаются для чтения с последующим заучиванием. Произнесение скороговорок на память можно тоже проводить с контролем времени. Сначала ребенок произносит скороговорку медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только когда будет обеспечено безошибочное произнесение, можно включать секундомер.

Работа с текстами из второго раздела начинается с введения термина "логическое ударение". Детям следует продемонстрировать чтение текста с выделением голосом логического ударения. После того как дети научатся читать выразительно размеченные тексты, можно предложить им выбирать из нескольких вариантов одной пословицы, прочитанной с переносом логического ударения с одного слова на другое, нужный, в котором смысл пословицы проявляется наиболее точно. Таким образом, идет работа не только над выразительностью чтения, но, прежде всего над смыслом читаемого. Полученные результаты заносятся в таблицы, проверка осуществляется по ключам.

Диалоги нужно читать по ролям, меняясь ролями. Следует обращать внимание на то, чтобы дети учились изображать голосом интонации удивления, восторга, гнева, радости, насмешки и других интонаций, с которыми ведут разговор персонажи данных диалогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.

Данная статья предназначена для  родителей  слабоуспевающих младших школьников. В работе дана характеристика нарушений письма, описаны основные дисграфические ошибки, приведены примеры игр и...

Советы логопеда

Советы логопеда для родителей, воспитателей,  учителей начальной о подготовке ребенка в 1 класс....

Советы логопеда

Имеет ли ребенок речевые нарушения?...

Советы логопеда родителям

Родителям об основных речевых нарушениях...

Советы логопеда

У вашего ребенка есть нарушение в звукопроизношении? Необходимо обратиться к учителю - логопеду. Если нет такой возможности, то прислушайтесь к моим советам....

Советы логопеда родителям

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудро...

Советы логопеда

Примерный перечень тем,  рекомендуемых для выявления, соотнесения, активизации словарного запаса у детей с ОВЗ в условиях семьи...