Мастерская "О на конце слов".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Калинина Татьяна Генриховна

Конспект занятия - мастерской, позволяющий ученикам 3-4-ых классов проанализировать случаи написания буквы "О" на конце слов. Безударное положение вызывает сомнения. Для проявления имеющихся уже знаний по данному вопросу, предлагаем ребятам сгруппировать слова по частям речи. И, конечно же, социализация полученного опыта проводится через составление предложения, в котором все слова заканчиваются на "О".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                КАЛИНИНА Татьяна Генриховна,

                                                 учитель-логопед гимназии №295

                                                 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

                                         

                                                 СЕЛЕЗНЁВА Наталья Ивановна,

                                                  учитель-логопед средней общеобразовательной  

                                                  школы №292  Фрунзенского района

                                                  г. Санкт-Петербурга  

УСТРАНЕНИЕ  АГРАММАТИЗМОВ

         В  ПИСЬМЕННОЙ  РЕЧИ  УЧАЩИХСЯ

                    3-4  КЛАССОВ   

Педагогическая мастерская « «О» на конце слов»  

Тема логопедическая: устранение элементов аграмматической дисграфии

Тема грамматическая: безударное положение «О» на конце

                                           разных частей речи  

Тема лексическая: слова, выражающие эмоции и состояния                                    

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

           учащихся 3-4 классов.

Задачи: Формирование навыков грамотного письма через

              - развитие орфографической зоркости,

              - улучшение состояния зрительного внимания и памяти,

               - соотнесение орфоэпического и орфографического

                образа слова,

               - систематизацию слов родного языка.

                       Ход занятия

1.Входящим в аудиторию раздаются вырезанные из цветной бумаги

   яблоки, груши, апельсины и листья.

                   

Участники занимают рабочие места соответствующего цвета.

2.На карточке предлагается текст с пропущенными (последними)  

   буквами.

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                             

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

   -Ребята, какую букву вы вставите?

           (букву О)

   -Сегодня мы будем заниматься подобными словами

     с буквой О …  где ?

            (на конце слов)

3.-Давайте сначала изобразим букву О руками, губами, пальчиками.

             (показываем)

Нарисуйте на квадратных листочках 4 предмета, похожих или  напоминающих букву О.

Делаем выставку работ. (я нарисовал арбуз, сушку, яблоко и шарик, а я солнце, блин, шайбу и колесо и т.д.)

4.Каждому участнику выдаётся лист со словами.

  -Прочитайте слова. Чем они похожи?

             (буква О на конце каждого слова)

  -На какие 3 группы их можно разделить? Обведите и подпишите  

   вопрос к каждой группе.

 Ребята называют вопросы, а мы вывешиваем их на доске:

Что?           Что  делало?           Как?

  -Попробуем создать списки слов, отвечающих на эти вопросы.

5.-Решите в группе, какие слова вы выпишите, если это должны

   быть слова с О на конце в безударном положении. Пишите

   крупно для доски.                                                                  

                                                                                                   

                                                             

         

    -К какому вопросу мы отнесём полученные слов?

                 (что?)

    Под вопросом «ЧТО?» прикрепляем слова:    войско

                                                                               солнышко

                                                                               общество

                                                                               пёрышко

6.-Вырежьте только те слова, которые отвечают на вопрос «ЧТО ДЕЛАЛО?»

  Ребята выносят полоски со словами к вопросу «ЧТО ДЕЛАЛО?»

                                                                                 летело

                                                                                 светило

                                                                                 работало

                                                                                 наступало

7.-К следующим словам подберите слова,  противоположные

   по значению. Запишите их на отдельный лист.

                                     

                     

                                           

                                         

                             

                                 

                                     

                         

   Ребята приносят к вопросу КАК? свои слова:  ярко

                                                                                  быстро

                                                                                  весело

                                                                                  легко

  8.-Поиграем с такими словами. Предложение прочитайте вслух,

    а  последнее слово изобразите:

   Когда мы давно не видели друга, нам …… .

   Если мы едим лимон, нам ……… .

   Когда мы ударились, нам ……… .

   Если мы едим торт, нам ……… .

     Ребята по одному читают и показывают последнее слово,

     а другие произносят его вслух (грустно, кисло, больно, вкусно).

9. -Тоже устно образуем слова с помощью суффикса -ЫШК- :

    крыло - крылышко

    перо -

    дно -

    стекло -

    солнце -

    пятно -

    бревно -

   -В каком списке есть такие слова?

          (в списке вопроса «ЧТО?»)

10.-Зачитайте только группы однокоренных слов.

           

               

             

           

           

                 

         

11.-Наши списки готовы. Выберем из первого самое «тёплое» слово.           (солнышко)    

             

    -Солнышко что делало?

           (горело, светило, жарило, грело, пекло, сияло)

    -Возьмём ответ из списка.

            (светило)

    -Солнышко светило как?

 

                             

   К лучам подписываем придуманные детьми ответы.

                (весело, нежно, жарко, ярко, долго)

   -Какое слово уже есть на доске?

                 (ярко)

   -Запишите получившееся предложение.

                  Солнышко светило ярко.

12.Распределяем оставшиеся 3 слова первого списка «ЧТО?»

     Ребята записывают их по одному на лист.        

         

     

 

    -Передайте лист соседу. Подберите к слову, которое теперь

      перед вами, второе из списка «ЧТО ДЕЛАЛО?»

     -Снова передайте соседу. Дополните предложение словом

      списка «КАК?». Прочитайте получившиеся предложения.

13.-С какими словами мы работали сегодня?

                 (со словами с буквой О на конце)

     -Что вам теперь поможет определить их?

                  (вопросы: Что? Что делало? Как?)

14.-У вас есть яблоки, груши, апельсины и листья. Напишите на них свое ощущение мастерской, используя только слова с О на конце. Украсим ими дерево (на доске) и полюбуемся нашими работами.

                                    Как правило, ребята прикрепляют к дереву фрукты и листья со словами: «хорошо», «весело», «легко», «забавно», «интересно», «классно», «просто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в написании слов с проверяемыми согласными на конце слова»

Урок русского языка с использованием ИКТ. Это урок-праздник, урок-отчёт....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова".

Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова". Урок - путешествие по океану орфографических знаний. На протяжени...

Урок по русскому языку во 2 классе по технологии А.М.Кушнира на тему:«Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова».

Открытый урок по русскому языку во 2 класе на тему: «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», разработан по природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма ...

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...

Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.

Конспект урока по русскому языку для 1 класса....