Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»

    Алексеева Анна Алексеевна

    Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    в 3 классе

    по теме

    «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»

    1. Организационный момент.

    а) Приветствие

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. Меня зовут Анна Алексеевна. На урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

    б) Вступительная беседа

    - Сегодня на уроке будет царствовать его величество СЛОВО.

    СЛАЙД № 2

    - Как вы думаете, почему я так уважительно назвала СЛОВО - его величество? (ответы детей)

    - Словом владеет только человек, без слов мы бы не понимали друг друга, не смогли бы общаться и думать. Вот как о слове сказал российский поэт Вадим Шефнер.

    СЛАЙД № 3

    - А какие слова вы  любите? (ответы детей).

     Сегодня некоторые слова откроют нам свои секреты.

    - Открыли тетради и записали число и «Классная работа».

    1. Словарная работа

    - Начнём урок со знакомства с новым словарным словом.

    Прочитайте его на карточках. Приложение № 1

    - Вы знаете значение слова «ПОРОША»? (ответы детей)

    - Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.

    У меня есть три толковых словаря:

    • Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.

    Прочитает из этого словаря…………….

    • Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)

    Прочитает из словаря……………..

    • Русский толковый словарь

    Прочитает из этого словаря………………

    • Интернет-энциклопедия «Википедия»

    СЛАЙД № 4

    Прочитаем хором

    - Запишем слово «ПОРОША» в тетрадь, выделим орфограмму.

    - Как же запомнить это словарное слово.

    Безударная гласная в этом слове «О», она напоминает по форме снежинку. Пороша-первый снег - много снежинок. У вас на партах тоже есть снежинки (Приложение № 2), наклейте их на место безударной «О» в ваши карточки и запомните: «О»- буква круглая, как снежинки во время пороши. Снежинки вам на память домой,  на новогоднюю ёлочку.

    1. Актуализация знаний и коррекция опорных знаний

    - К нам в класс залетели снежинки. Снежинки принесли замечательные слова. ( На доску вывесить слова на снежинках (Приложение № 3)

    ХЛЕ…               - Много снега, много хлеба. Снег укроет зёрна, как одеяло                 и сохранит до весны.

    МОРО...       - Мороз не велик, а стоять не велит. Русский человек привык к морозам.

    БЕРЁ…КА         - Берёзка белая, как снежок в порошу.

    СУГРО…ЧИК    - Почему это слово весёлое.      

    - Пороша с ветром унесла из этих слов буквы.

    - Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки?

    - Что ещё вы можете сказать об этих звуках. (Они парные согласные звуки)

    - Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?

    (Вывесить на доску парные согласные. Приложение № 4)

    - Как вы думаете, какова тема урока? (ответы детей)

    - Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

    1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

    - Можете ли сразу, без сомнения вставить в эти слова пропущенные буква? ( нет, не возможно, не чётко слышно)

    - Давайте понаблюдаем, почему мы сомневаемся в написании этих слов. Для этого внимательно посмотрим на слова, которые нам принесли снежинки и попробуем дописать слова в вашей карточке.

     (Приложение № 5)

    СЛАЙД № 5

    -  Первую фразу прочитает…………. Кто с ним согласен, у кого также

    - Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит на конце слова? Посмотрим, что напишет компьютер.

    - Вторую фразу прочитает………… Кто с ним согласен, у кого также

    - Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит перед согласным звуком? Посмотрим, что напишет компьютер.

    - Вы умеете подбирать к словам однокоренные слова? Вам нравиться это делать? Какие слова называются однокоренными?

    - Подберём по два однокоренных слова к этим словам и запишем их в тетрадь:

    ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК

    - Являются ли эти слова проверочными для слова ХЛЕБ? (Да, являются)

    -Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

    -Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове ХЛЕ…?

    (Нет, теперь сомнения нет, напишем буква «б»)

    Перенести карточку со словом ХЛЕ…, дописать в тетради:

    ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК- ХЛЕБ.

    МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ

    - Являются ли эти слова проверочными для слова МОРОЗ? (Да, являются)

    -Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

    -Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове МОРО…?

    (Нет, теперь сомнения нет, напишем буква «з»)

    Перенести карточку со словом МОРО…, дописать в тетради:

    МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ- МОРОЗ.

    БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ

    - Являются ли эти слова проверочными для слова БЕРЁЗКА? (Да, являются)

    -Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

    -Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове БЕРЁ…КА?

    (Нет, теперь сомнения нет, напишем буква «з»)

    Перенести карточку со словом БЕРЁ…КА, дописать в тетради:

    БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ- БЕРЁЗКА.

    СУГРОБ, СУГРОБИЩЕ.

    - Какое из этих слов является проверочным для слова СУГРОБЧИК (Для слова «сугробчик» проверочным является слово «сугробище)

    - Почему слово сугроб не является проверочным? (Потому что парный согласный находится в конце слова и мы сомневаемся, какую букву «п» или «б» надо писать)

    - Как надо изменить слово «СУГРОБ», чтобы оно стало проверочным для слов : «СУГРОБЧИК»? (Нужно изменить форму слова «СУГРОБ»- «СУГРОБЫ»)

    - Значит, чтобы подобрать проверочное слово к словам с парными согласными, можно не только подобрать однокоренное слово, но и изменить форму слова, например, ХЛЕБ- ХЛЕБА; МОРОЗ-МОРОЗЫ.

    - Давайте понаблюдаем за проверочными словами, и заполним вторую половину нашей карточки. (Приложение № 5)

     СЛАЙДУ № 6 (белый)

    - Первую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

    - Посмотрим, что написал компьютер.

    - Вторую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

    - Посмотрим, что написал компьютер.

    - Какой можно сделать вывод, Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова? (Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звуки  , , ,   , .

    СЛАЙД № 7

    1. Физ. минутка.

    Отрывок из песни с движениями

    Вместе весело шагать
    По просторам, по просторам, по просторам,
    И, конечно, припевать лучше хором
    Лучше хором, лучше хором.
    В небесах зари полоска заполощется:
    Раз березка, два березка - будет рощица.
    Раз дощечка, два дощечка -  будет лесенка.
    Раз словечко, два словечко - будет песенка.

    - Есть ли в песенке слова с парными звонкими- глухими согласными в корне слова? (полоска, берёзка)

    1.  Первичное закрепление новых знаний

    - Теперь, когда мы раскрыли секреты этих слов, давайте потренируемся правильно писать и проверять слова с парными согласными в корне, продолжим уважительно относиться к его величеству слову!

    а) Типовое задание (в знакомой ситуации).

     Работа по учебнику

    страница 113, упражнение 214 выполнить с комментированием по цепочке.

     ( к слову «КОФТА» подобрать проверочное слово невозможно, поэтому уточнить написание этого слова нужно в орфографическом словаре)

    б)  Конструктивные задания (в изменённой ситуации).

     Письмо по памяти

    На доске слова: Пятка, селёдка, рожки, головка.

    - Весёлые слова:

    -Кто любит селёдку?

    -А кто любит, когда ему щекотят пятки?

    - Новый год- год козы, а козы есть рожки.

    - Бывает умная головка и бывает головка чеснока.

    - Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова.

    Вызвать одного ребёнка за доску. Закрыть слова.

    - Запишите слово, которое начинались на букву «С» (селёдка)

    - Запишите слово с парным согласным «Ж» в корне слова (рожки)

    - Запишите с парным согласным «Т» в корне слова (пятка)

    - Напишите оставшееся слово ( головка)

    - Сравните свои записи с записями………….., который был у доски.

    - Подбери устно к этим словам проверочные слова. Какую оценку себе поставишь за работу у доски?

     

    1.  Творческое применение знаний в новой ситуации.

    Работа в парах. Выполнения задания на карточках Приложение № 6

    Проверка:

    - Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете?

    - Прочитайте вторую пословицу. Как её понимаете?

    -Прочитайте третью пословицу. Как понимаете её?

    - Какие слова выписали из этих пословиц? (сладкого, пирожка, улыбка, враг)

    - Какие проверочные слова подобрали к этим словам?

    - Покажите пальчиками, какую оценку за работу в парах вы поставите своему соседу.

        8) Тест. Приложение № 7 ( если останется время сделать на уроке, если   не останется, задать выполнения теста на дом)

     

    9)Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

    Страница 113, упражнение № 212, второе задание (Составить рассказ на тему «Первый снег». Записать его. В рассказе использовать слово «ПОРОША»)

    10) Рефлексия

    - Чем занимались на уроке?

    -Важно ли для вас знать, как правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?

    Почему?

    - Что, по- вашему, ещё нужно сделать, чтобы закрепить умения правильно писать такие слова?

    - Понравился ли вам урок?

    -Какой момент урока понравился больше?

    - При выполнении какого задания испытывали трудности?

    - В тетради в течении урока вы записали много замечательных слов. К какому из этих слов вы бы обратились «его величество»?

    -Покажите пальчиками, какую оценку поставите сами себе.

    11) Выставление оценок

    12) Заключительное слово

    - Сегодня на уроке вам встретилось много слов. К какому из них вы бы хотели обратиться «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО»

    - Закончить урок хочу стихами Эдуарда Асадова:

      СЛАЙД № 8

    Слово может согреть, окрылить и спасти,
    Осчастливить и льды протаранить.
    Слово может нам тысячи бед принести,
    Оскорбить и безжалостно ранить.
    А поэтому скажем себе сурово:
    "Чтобы не было в жизни ненужных бед
    Надо думать, ребята, над каждым словом,
    Ибо слов невесомых на свете нет!"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».

    Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....

    Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"

    Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...

    Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

    Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

    Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

    Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....

    Технологическая карта урока: " Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи"

    Технологическая карта урока: " Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи"Цели урока:Способствовать формированию умений ставит...