Русский язык.Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык .
Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализ информации;
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять?
— Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: встреча — встречать.
Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.
- От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Образец: море — морской.
Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л.хной дорске. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот рс.кий зв..рёк в белой шу..ке с.дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!
2. Фронтальная работа
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с.неет. Л.сной запах усиливается.
По И. Тургеневу
(Самопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
- Назовите орфограмму в слове-отгадке.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — гю[тш]утить.
- Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].
- Что же произошло? (Оглушение.)
2. Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
- Прочитайте текст.
- Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)
— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом пороша, запишите.
— Запомните написание этого слова.
- Работа по учебнику
Упр. 209 (с. 111).
— Прочитайте. Выполните задание по образцу.
— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 112).
— Прочитайте.
— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?
— Приведите примеры.
— Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 211 (с. 112).
(Работа в парах. Проверка.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывёт могучий бегемо..,
Медвс.ь над нерпою ревёт,
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
— Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)
— Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
— Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...
Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»
Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:· Учить...
Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....
Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 3 класс
Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении ...
Открытый урок на тему: «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.»
Открытый урок по русскому языку 3 класс...