Русский язык.Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мунтяну Ирина Анатольевна

    Урок 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 57_ur.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык .

             Тема:  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. 

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок;

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализ информации;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте слова, которые вы записали.

-  Написание каких гласных нужно проверять?

—  Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

—  От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: встреча — встречать.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

-  От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Образец: море — морской.

Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

-  Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

—  Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л.хной дорске. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот рс.кий зв..рёк в белой шу..ке с.дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

2. Фронтальная работа

-  Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с.неет. Л.сной запах усиливается.

По И. Тургеневу

(Самопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

-  Отгадайте загадку.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)

-  Назовите орфограмму в слове-отгадке.

-  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

-  Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — гю[тш]утить.

-  Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

-  Что же произошло? (Оглушение.)

2. Работа по учебнику

Упр. 208 (с. 111).

-  Прочитайте текст.

-  Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

-  Как проверить слова с безударными гласными?

-  Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

-  Как проверить слова с парными согласными звуками?

-  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

 3. Работа со словом из словаря

—  Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)

—  Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

—  Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом пороша, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

  1. Работа по учебнику

Упр. 209 (с. 111).

—  Прочитайте. Выполните задание по образцу.

—  Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

—  В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 210 (с. 112).

—  Прочитайте.

—  Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

—  Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

—  Приведите примеры.

—  Расскажите правило соседу по парте.

Упр. 211 (с. 112).

(Работа в парах. Проверка.)

VIII. Рефлексия

Игра «Самый внимательный»

(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

Ено..-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывёт могучий бегемо..,

Медвс.ь над нерпою ревёт,

И белый голу..ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

—  Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)

—  Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

—  Что показалось трудным?

Домашнее задание

Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"

Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....

Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 3 класс

Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении ...