Главные вкладки

    Русский язык.Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Мунтяну Ирина Анатольевна

        Урок 3 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 57_ur.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык .

                 Тема:  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

    Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. 

    Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок;

    Познавательные: рефлексия способов и условий действий; анализ информации;

    Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    —  Прочитайте слова, которые вы записали.

    -  Написание каких гласных нужно проверять?

    —  Назовите проверочные слова.

    III. Актуализация знаний

    1. Индивидуальная работа

    —  От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

    Образец: встреча — встречать.

    Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

    -  От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой ? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

    Образец: море — морской.

    Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

    -  Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

    Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел...

    —  Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

    Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л.хной дорске. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот рс.кий зв..рёк в белой шу..ке с.дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

    2. Фронтальная работа

    -  Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

    Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с.неет. Л.сной запах усиливается.

    По И. Тургеневу

    (Самопроверка.)

    IV. Самоопределение к деятельности

    -  Отгадайте загадку.

    Весь я сделан из железа,

    У меня ни ног, ни рук.

    Я по шляпку в доску влезу,

    А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)

    -  Назовите орфограмму в слове-отгадке.

    -  Сформулируйте тему урока.

    V. Работа по теме урока

    1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

    Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

    -  Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

    Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — гю[тш]утить.

    -  Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

    -  Что же произошло? (Оглушение.)

    2. Работа по учебнику

    Упр. 208 (с. 111).

    -  Прочитайте текст.

    -  Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

    -  Как проверить слова с безударными гласными?

    -  Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

    -  Как проверить слова с парными согласными звуками?

    -  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

     3. Работа со словом из словаря

    —  Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)

    —  Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

    —  Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

    —  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

    —  Составьте предложение со словом пороша, запишите.

    —  Запомните написание этого слова.

    1. Работа по учебнику

    Упр. 209 (с. 111).

    —  Прочитайте. Выполните задание по образцу.

    —  Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

    —  В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

    VI. Физкультминутка

    VII. Продолжение работы по теме урока

    Работа по учебнику

    Упр. 210 (с. 112).

    —  Прочитайте.

    —  Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

    —  Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)

    —  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

    —  Прочитайте ниже сведения о языке.

    —  Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

    —  Приведите примеры.

    —  Расскажите правило соседу по парте.

    Упр. 211 (с. 112).

    (Работа в парах. Проверка.)

    VIII. Рефлексия

    Игра «Самый внимательный»

    (Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

    Ено..-красавец смотрит вниз,

    Там потянулась сладко ры..ь.

    Плывёт могучий бегемо..,

    Медвс.ь над нерпою ревёт,

    И белый голу..ь там летает,

    Всех отдохнуть нас приглашает.

    —  Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)

    —  Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)

    —  Оцените свою работу на уроке.

    IX. Подведение итогов урока

    —  С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

    —  Что показалось трудным?

    Домашнее задание

    Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».

    Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....

    Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"

    Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...

    Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

    Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

    Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

    Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....