Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова; способствовать развитию умения писать слова на изучаемое правило. Тип урока: постановка и решение учебной задачи. Планируемые результаты: осваивают основные понятия и правила (в объёме изучаемой темы); овладевают умениями находить, опознавать, сравнивать, классифицировать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка, применять знания фонетического материала при использовании правил правописания. Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Универсальные учебные действия (метапредметные): познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознают цель чтения; регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу; учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения задачи; коммуникативные: строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Основное содержание темы, понятия и термины: части слова, корень слова, проверочное слово, глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости, толковый словарь, орфограмма, признаки орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_attessttatsiya.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3-Г классе Учитель: Захарова О.В. Дата урока: 25.11.2019г. Номер урока: 57 Тема урока: Состав слова. Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова; способствовать развитию умения писать слова на изучаемое правило. Тип урока: постановка и решение учебной задачи. Планируемые результаты: осваивают основные понятия и правила (в объёме изучаемой темы); овладевают умениями находить, опознавать, сравнивать, классифицировать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка, применять знания фонетического материала при использовании правил правописания. Личностные результаты: проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Универсальные учебные действия (метапредметные): познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознают цель чтения; регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу; учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения задачи; коммуникативные: строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Основное содержание темы, понятия и термины: части слова, корень слова, проверочное слово, глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости, толковый словарь, орфограмма, признаки орфограммы. Методы и формы: фронтальная, парная, индивидуальная. Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, толковый словарь. Оборудование: доска школьная, мел. Наглядно –демонстрационный материал: иллюстрации, картинки, индивидуальные карточки.
Организационная структура урока (сценарий) урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). -К нам на урок сегодня пришли гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с гостями. (Молодцы) -А теперь повторяем правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.
- На уроке будь старательным, Будь спокойным и (внимательным) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всем ( понятно ) Если хочешь отвечать, Надо руку (поднимать) Если друг стал отвечать, Не спеши (перебивать) А помочь захочешь другу- Подними спокойно (руку).
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. – О какой орфограмме мы говорили на прошлом уроке? (правописание слов с безударными гласными в корне). –А как проверить правописание безударной гласной в корне? (Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным). –Какие загадки вы нашли на изученную орфограмму? ( зачитывают загадки).
Чистописание. –Откройте тетради, запишите число, классная работа. –Пропишите:
Дайте характеристику звуку «П» (согласный, глухой парный(Б), может быть твёрдым или мягким, например-папа, пенал).
Работа по учебнику. -Открыли учебники на стр. 111, упражнение 208. –Что нам нужно сделать? (прочитать). –Читаем текст. –На какие вопросы нам нужно ответить? (под первым красным кружочком). –Какое письменное задание нам нужно сделать? (списать, вставляя пропущенные буквы). –Первый ряд записывает 1 предложение, второй ряд записывает 2 предложение, а третий ряд записывает 3 предложение. –Проверяем: 1ряд, какую букву вставили в слово «стояли»? (букву О, проверочное слово-стой). 3 ряд, какие буквы вставили в слово «молодым» (буквы О, О проверочные слова мОлодость, молОденький). Какую букву вставили в слово снежком?(букву Е , проверочное слово-снег). Как проверить выделенную букву(снежком, проверочное слово-снежок). –1 ряд и 3 ряд на что вы должны были обратить ещё внимание? ( на цифру 2 над словами морозцы и снежком). –Что нам нужно сделать с этими словами? (разобрать слово по составу). –Что значит «разобрать слово по составу»?( выделить корень, окончание, основу, приставку и суффикс). Вызываю два человека к доске с 1 и 3 ряда.
Работа со словом из словаря -2 ряд, какое новое слово встретилось в вашем предложении. Можем мы с вами объяснить его лексическое значение? (нет). –А что же нам делать? (посмотреть значение в словаре). –Какой словарь поможет узнать смысл этого слова? (толковый) –У вас на партах (у второго ряда) лежат толковые словари. Найдите пожалуйста, значение этого слова. –А мы пока послушаем, как описывает в своём стихотворении первую порошу поэт Дмитрий Васильевич Толстой. А расскажет нам его Соня (она является участником и победителем конкурсов чтецов и у неё в репертуаре оказалось стихотворение о пороше). (Читают значение слова из словарей). –Что мы с вами заметили? (объяснения немного отличаются, но общий смысл остаётся) -Потому что у ребят словари разных авторов. Ожегова Сергея Ивановича и Даля Владимира Ивановича. –А что бы вы лучше представили порошу я подобрала вам иллюстрации на которых изображена первая пороша. (открываю слово на доске) -Объясните орфограмму в этом слове (непроверяемая безударная гласная в корне). –Запишите слово в тетрадь. –А у какого ряда в предложении встретилось слово однокоренное тому, с которым мы только что познакомились? (у третьего-порошило). –Давайте запишем предложение со словом пороша.(Скрипит морозная пороша под ногами.) вызываю ученика к доске -Разберите предложение по членам предложения, сверху напишите части речи и дайте характеристику предложению. Выпишите словосочетания. О чём мы должны с вами помнить, выписывая словосочетания?-что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (скрипит под ногами, морозная пороша)
III. Постановка учебной задачи. –Ребята, сегодня к нам в класс пришли два приятеля (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Приятели очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Только цвет одежды у них разный. И они приготовили для вас задания на карточках: 1.прочитайте, 2.найдите слово, однокоренное тому, с которым мы только что познакомились. (запорошило), 3. объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами. –Запорошила доро … ки, Разукрасила око … ки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Итак, какие буквы мы вставили?(ж, ш). Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, парные, глухие, звонкие) -Так значит о чём мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?(о глухих и звонких согласных). –Сформулируйте тему урока.(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне). Молодцы. –А теперь давайте сформулируем учебные задачи нашего урока: Рисую схему на доске: 1. Учиться находить в корне слова парную согласную. 2. Правильно подбирать проверочное слово. 3. Различать проверочные и проверяемые слова. 4. Правильно писать слова с парными согласными. 5. Познакомимся ещё с одной возможностью подбора проверочного слова.
–Кому не понятны тема и задачи урока? -Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (знать парные согласные буквы, знать правило проверки слов с парными согласными в корне). -Выучите наизусть четверостишье. –Запишите его по памяти.(звучит мелодия песни «Как на тоненький ледок») –Поменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки карандашом и поставьте оценку.
IV.Физкультминутка (для глаз). Снятие зрительного напряжения. Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг, первую букву своего имени. Упражнения сопровождаю словами: Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
-Ребята, теперь вы догадались, что за приятели пришли к нам сегодня? (парные согласные). –Когда один говорит - его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко. –Давайте назовём эти пары (б-п, в-ф, д-т, ж-ш. з-с, г-к).
Работа по учебнику. –Следующее упражнение 209. Что нам нужно сделать? (Прочитать и списать). – Какое задание при этом ещё нужно сделать? (читают задания под первым красным кружочком). –С первой строчкой работаем устно.(по вопросам учебника). Дольше вызываю к доске по очереди трёх человек. (работаем по вопросам учебника). - Так что же происходит со звонкими согласными, находящимися в слабой позиции? (они оглушаются). -Какие позиции являются слабыми для звонких согласных? (в конце слова и перед согласным в корне). -Пожалуй, вы уже готовы познакомиться с правилом, регулирующим написание парных по глухости-звонкости согласных в корне. Прочитайте его на стр.112 учебника. (читают 3 раза). –Так что же нужно сделать, чтобы найти проверочное слово? -Что нового вы узнали из этого правила? -Давайте попробуем применить это знание на практике. –Игра «Микрофон» -Я буду называть слова, а вы будете подбирать проверочное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед звуком { н }. Морковь (морковный), снежки (снежный), мороз (морозный), остров (островной), книжка (книжный), ложь (ложный), медь (медный), сосед (соседний), образ (образный), шоколадка (шоколадный), холод (холодный), водолаз (водолазный), хлеб (хлебный), гриб (грибной), рыбка (рыбный), тетрадь (тетрадный), резьба(резной), кроватка(прикроватный), дорожки (дорожный), чертёж (чертёжник), вода (водный), глаза (глазной), гараж (гаражный).
–Упр. 210. Прочитайте задание. Обратите внимание, что сначала вам нужно написать форму слова, а потом однокоренное слово. Работаем самостоятельно. Первый вариант работает с первой и второй группами, второй вариант работает с третьей и четвёртой группами. Внимательно прочитайте задание и обратите внимание на образец. Проверяем по цепочке по одному слову. 1 вариант: (Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазной) глаз, (клюв, клювик) клюв, (шарфы, шарфик) шарф. 2вариант: (чертежи, чертёжник) чертёж , (шалаши, шалашик) шалаш, (кусты, кустик) куст, (льды, льдинка) лёд.
VI. Физкультминутка. (проводит ученик) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём, Дальше мы пешком пойдём.
VII. Продолжение работы по теме урока. -Упр. 211 (работаем устно над заданием в учебнике). Читаем по строчкам и находим слова в которых надо проверять написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. (лапках-лапы, вод-водный, лёд-льды, снег-снега, брег-берега). –На что мы должны обратить внимание ? (цифра 1) -Что вам нужно сделать? ( звуко-буквенный анализ слова «снег».) Вызываю ученика к доске.
VIII. Закрепление знаний и способов действий. –А сейчас, подводя итог нашего урока, проведём небольшой тест. ТЕСТ. 1. Подчеркни парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч. (з, б, к. с, ж ) 2. Подчеркни слова с парной согласной: лошадка, дом, ошибка, луг, нос. (лошадка, ошибка, луг). 3. Вставь букву: обе…, кни…ка, берё. ..ка, носоро… . (д, ж, з, г). 4. Подчеркни слова, которые являются проверочными: сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди. (снега, грибы, лебеди). –Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне». По схеме: –В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне). –Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово). –Почему надо проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать). –Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых, после согласного стоит гласный или звуки л,м,н,р,в ). –Записывали слова правильно. –Познакомились с ещё одним способом проверки.
IX. Рефлексия. Закончи предложения: 1. Сегодня на уроке я повторил………………….. 2. Сегодня на уроке я познакомился……………………… 3. Сегодня на уроке больше всего мне понравилось……………………….. 4. Сегодня на уроке я сумел самостоятельно…………….. 5. Какое задание вам хотелось бы повторить на следующих уроках?
X. Домашнее задание. –По выбору учащихся: 1. Упр. 212 , выучить правило. 2. Упр. 213, выучить правило.
–Резервные задания.
Упр. 214. Объясняем каждое слово устно, а в тетрадь записываем только буквы, которые вставили (в, ф, г, г, з, с, з, д, т, ш, т, ж, д, з, б).
Карточка (розовая), исправь ошибку.
Прочитай. Найди ошибки. Исправь. Придумай заголовок.
_______________________________
Серенькая шупка, острая мордочка, зоркие хитрые гласки, острые зупки, длинный хвостик, тоненькие лабки. Быстро и неслышно бегает на них маленькая зверюшка, здесь подъест крожку, там сгрызёт корочку, в хлепце дырочку проест. Лофко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами.
Прочитай. Найди ошибки. Исправь. Придумай заголовок.
_______________________________
Серенькая шупка, острая мордочка, зоркие хитрые гласки, острые зупки, длинный хвостик, тоненькие лабки. Быстро и неслышно бегает на них маленькая зверюшка, здесь подъест крожку, там сгрызёт корочку, в хлепце дырочку проест. Лофко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами. ___________________________________________________
Прочитай. Найди ошибки. Исправь. Придумай заголовок.
_______________________________
Серенькая шупка, острая мордочка, зоркие хитрые гласки, острые зупки, длинный хвостик, тоненькие лабки. Быстро и неслышно бегает на них маленькая зверюшка, здесь подъест крожку, там сгрызёт корочку, в хлепце дырочку проест. Лофко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами. ___________________________________________________
Прочитай. Найди ошибки. Исправь. Придумай заголовок.
_______________________________
Серенькая шупка, острая мордочка, зоркие хитрые гласки, острые зупки, длинный хвостик, тоненькие лабки. Быстро и неслышно бегает на них маленькая зверюшка, здесь подъест крожку, там сгрызёт корочку, в хлепце дырочку проест. Лофко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами.
Запорошила доро…ки, Разукрасила око…ки. Радость детям подарила И на санках прокатила.
Запорошила доро…ки, Разукрасила око…ки. Радость детям подарила И на санках прокатила.
Запорошила доро…ки, Разукрасила око…ки. Радость детям подарила И на санках прокатила.
Запорошила доро…ки, Разукрасила око…ки. Радость детям подарила И на санках прокатил
- Подчеркни парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч.
- Подчеркни слова с парной согласной: лошадка, дом, ошибка, луг, нос.
- Вставь букву: обе…, кни…ка, берё…ка, носоро… .
- Подчеркни слова, которые являются проверочными: сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
1. Подчеркни парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч. 2. Подчеркни слова с парной согласной: лошадка, дом, ошибка, луг, нос. 3. Вставь букву: обе…, кни…ка, берё…ка, носоро… . 4. Подчеркни слова, которые являются проверочными: сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
1. Подчеркни парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч. 2. Подчеркни слова с парной согласной: лошадка, дом, ошибка, луг, нос. 3. Вставь букву: обе…, кни…ка, берё…ка, носоро… . 4. Подчеркни слова, которые являются проверочными: сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
1. Подчеркни парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч. 2. Подчеркни слова с парной согласной: лошадка, дом, ошибка, луг, нос. 3. Вставь букву: обе…, кни…ка, берё…ка, носоро… . 4. Подчеркни слова, которые являются проверочными: сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"
Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...
Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»
Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:· Учить...
Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....
Русский язык.Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне".
Урок 3 класс....
Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)
ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...