Перелётные птицы
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме

Токманцева Лидия Ивановна

урок учителя - дефектолога Перелётные птицы во 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelyotnye_ptitsy.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе

Тема: «Перелётные птицы»

Учитель – дефектолог МБОУ Марининской СОШ № 16

Токманцева Л.И.

      Цели деятельности учителя: способствовать формированию  представления детей о перелётных птицах, живущих в нашей местности, их внешнем виде, основных частях тела, питании, пользе. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, употребление  творительного падежа существительных,  дополнение предложений одним словом).

        Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, умение сравнивать, анализировать и объединять предметы по двум разным признакам (форме и цвету) с применением карточек-символов.

        Развивать произвольное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением, связную речь детей (умение составлять описательный рассказ по плану-схеме, а также предложения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели»), диалогическое общение с педагогом.

      Планируемые результаты образования:

      Предметные: умеют объяснять мир: называть основные особенности времен года – весна;

     Личностные: проявлять бережное и заботливое отношение к природе, окружающему миру;

      Оборудование и материалы: часы;  предметные картинки перелётных птиц; серия сюжетных картинок «Скворцы прилетели», пиктограммы (названия сюжетных картин), цифры.

Сценарий урока

Полюбуйся, весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят

- Ребята, в моих руках часы. Весь год стрелка этих часов движется по кругу и одно время года сменяется другим. Скажите,  какое сейчас время года? (весна) После какого времени года наступает весна? (после зимы). Как называется первый месяц весны? (март) Второй? (апрель) Третий? (май)

Поиграем в игру . «Доскажи предложение»

Погода весной  (какая?) ……………..

Солнце весной (какое?) ……………..

Небо весной (какое?) ………………..

Снег весной (что делает?) …………..

А сосульки (что делают?) …………….

Ручейки (что делают?) ………………..

Листочки на деревьях (что делают?) ……

Трава вырастает (какая?) ……………..

Весной птицы (что делают?) ………….

- Верно, ребята. Весной всё  оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья. Давайте представим, что мы с вами оказались в весеннем лесу. Посмотрите на доску, какие картины перед вами. Какое это время года? (весна) А как вы догадались? (предположения детей)

Загадки о птицах

- На доске висят белые листы бумаги, если вы правильно отгадаете загадку, то лист бумаги превратиться в птицу. начали…

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садиться? (грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ….. (Скворец)

Это старый наш знакомый.

 Он живет на крыше дома –

 Длинноногий, длинноносый.

 Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

 За лягушками в болото. (Аист)

Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

на груди белое полотенце. (ласточка)

     Длинноногий, длинношеий.

     Длинноклювый, телом серый.

     А затылок – голый, красный.

     Бродит по болотам грязным.

     Ловит в них лягушек –

     Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

(Картинки с изображением птиц появляются на доске и в презентации)

- Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите. ( называют птиц) Посчитаем, сколько их. (Считают). Какой по счёту скворец? Грач? Ласточка? Журавль? Аист?

         Поиграем в игру «Один – много». (Образование множественного числа от существительных единственного числа ).

- Я назову одну птицу, а вы скажете, как звучит слово, если птиц много.

жаворонок – жаворонки

соловей – соловьи

грач - грачи

- Скажите, ребята, а как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. Почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

Игра  «Чем питаются птицы» (Образование творительного падежа существительных)

- Мы назвали много разных птиц. Но у всех них есть одинаковые черты. Давайте вспомним, какие части тела есть у птицы. (называют, а затем смотрят на слайде части тела птицы)

Физминутка «Птички».

-Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно превратиться в  птичку

Птички прыгают, летают,                               (Дети прыгают, «летают»,

      Птички песенки поют,                                    «поют»,

Птички крошки собирают,                             «собирают»,

Птички зернышки клюют.                              «клюют»

Перышки почистили.                                       «чистят».

Клювики почистили.                                              «чистят».

Дальше полетели                                              «улетают»,

И на место сели.                                                садятся)

 «Собери птичек»

    Детям предлагается собрать картинку – пазл перелетных птиц

 Составление описательного рассказа «Скворец» по предложенному плану-схеме.

А теперь посмотрим на эту красивую птицу (показывается скворец)

- Собирая насекомых-вредителей, птицы приносят большую пользу людям. Поэтому люди стараются, чтобы птицы жили поближе к ним и защищали посадки от вредных насекомых. Для скворца они даже строят домики и развешивают их возле своего жилья. А что это за птица, мы сейчас с вами расскажем. (Дети составляют рассказ-описание скворца)

  Беседа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели». (слайд в презентации)

Далее педагог предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину из ССК «Скворцы прилетели»  и ответить на вопросы. Каждой картине дети подбирают подходящее название.

Картина № 1: Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники?

Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из чего делают скворечники? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?

Картина № 3: Где находятся дети и учитель на этой картине? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?

Картина № 4: Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Зачем дети сделали скворечники? Как птицы будут помогать людям?

 Подведение итогов занятия.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? Про кого мы сегодня говорили? (Про перелётных птиц). Впереди нас ждет лето. И птичьи голоса еще будут нас радовать до самой осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Перелётные птицы"

Внеклассное мероприятие проводится вместе с родителями....

"Весна.Перелётные птицы"

Утренник для учащихся 2 класса....

Встречаем перелётных птиц

Классный час в 3 классе...

Конспект занятия на тему "Перелётные птицы весной"

Конспект занятия экологической направленности для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости на тему "Перелётные птицы весной"...

Внеклассное занятие на тему "Перелётные птицы"

Данное занятие разработано в форме игры.Цель: расширить знания детей о птицах;закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях;воспитывать заботливое отношение к птицам;познакомить с птицами, занесён...

Перелётные птицы России

Перелётные птицы. Каждый из видов этих птиц уникален – некоторые проживают в лесах, другие около водоемов. Неоднородна их пища и образ жизни – все это разнообразие заставляют еще с большим интересом о...