Урок по развитию речи(Окружающий мир) "Перелётные птицы", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

урок для обучающихся школ V вида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_1_klasse_perelyotnye_pticy._doc.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

Тема. Весна. Перелётные птицы.

Цель: расширение представлений о перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной.
  2. Расширить  представления  о перелётных птицах.

Коррекционно-развивающие:

1.Закрепить терминологию: слово, предложение.

2. Активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия перелётных птиц.

3. Закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО).

4. Совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и  имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Весна», иллюстрации «Перелётные птицы», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1,3,5.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о перелётных птицах, чтение  рассказов о перелётных птицах; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

Ход занятия:

       1.Мотивационный этап.

Прозвенел и смолк звонок. 
Начинается урок. 
Все  за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели.

      Всё узнаем, всё сумеем.
     Все преграды одолеем.
     Нас ничто не устрашит .
     К знаньям  путь всегда открыт

     2.  Артикуляционная гимнастика.

  Язычок на прогулке.

  Грибок.

  Белочка.

3.  Минутка календаря. Отработка временных понятий.

-Расскажите о сегодняшнем дне.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

3. Проверка ДЗ.

3.1 Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

- Какое сейчас время года?

- Сейчас время года весна.

- Какое время года было перед весною?

- Перед весною была зима.

- Какое время года наступит после весны?

- После весны наступит лето.

- Какая часть весны сейчас?

- Сейчас середина весны.

У. Расскажите о сезонных изменениях в природе в начале и середине весны.

3.2.  Работа по мнемотаблице.

Весной солнце поднимается выше. Становится теплее. День длиннее, а ночь короче. Снег оседает, чернеет, тает. Бегут ручейки. На водоёмах начинается ледоход. Земля освободилась от снега, появилась первая трава и первоцветы. На деревьях набухают  почки. Появляются насекомые.

4. Сообщение темы урока.

     - На уроке  продолжим разговор о живой природе весной.

     Тема урока: «Перелётные птицы»

4.1  Актуализация знаний.

- Каких птиц называют перелётными?

Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов  улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные места.

- Почему птицы улетают осенью?

- Почему птицы возвращаются весной?

Физминутка.

Повторим названия  некоторых перелётных водоплавающих птиц.

Это старый наш знакомый,

Он живёт на крыше дома,

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

(Аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(цапля)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

5. Изучение темы. Сегодня мы продолжим разговор о перелётных птицах, обратим внимание на пернатых, которые питаются насекомыми, червями.

5.1.  Птицы возвращаются весной потому, что достаточно корма. Какие птицы прилетели?  Хоровое проговаривание:

Стриж. Ласточка. Скворец. Кукушка. Грач.

5.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово».

Птицы возвращаются из тёплых стран стаями. Они держатся вместе. Проговорим название птиц, когда их одна или несколько.

Модель.

1

3

5

  - Один ... стриж.

  - Три…   стрижа.

  - Пять…   стрижей.

5.3. Называние самки и самца перелётных птиц.

Будем учиться называть взрослых перелётных птиц.

- Работа с карточкой. ПАПА-МАМА.

Индивидуальное проговаривание.

Стриж - стрижиха.

Грач – грачиха.

Скворец – скворчиха.

Закрепление, хоровое проговаривание.

5.3.  Рассказ о птицах.

Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи  ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд. Грачи прилетают одними из первых . Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха стоит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.

Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.

Ласточки и стрижи прилетают  позже других птиц ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых. Ласточка за лето ловит до 1000 000 мошек и комаров.

Кукушка прилетает поздно, она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев.

- Птицы очень заботливые родители. Они строят жилища-гнёзда, устраиваются в скворечниках, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают.  

Кукушка гнезда не строит и птенцов своих не растит. Подкладывает она яйца в гнёзда чужих птиц и другие родители растят её птенцов.

5.4.Работа с карточкой. Один - много.

 - Как называют птенцов? Показ на картинке и карточке.

       .

……..

Модель. Грачонок.- грачата.

               Стрижонок. – стрижата.

               Скворчонок. – скворчата.

               Кукушонок. – кукушата.

Хоровое проговаривание.

- Кого учились называть?

- Учились  называть птенцов перелётных птиц одного или много.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Пой-ка, подпевайка-ка:

десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж.

На, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

5.5. Игра «У кого кто?»

Птицы родители разлетаются к гнёздам , скворечникам. А кто их там ждёт?

Проговаривание по образцу:

У ласточки  ласточата.


5.6. Работа с текстом.  Восстанови текст. Работа в группах.


Весной, когда появляются насекомые, из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они строят гнёзда, занимают скворечники.


Птицы откладывают яйца, выводят птенцов. Выкармливая птенцов, птицы уничтожают огромное количество вредных насекомых. Спасают растения ют гибели.


6. Итог урока

   О каком явлении в природе весной мы говорили на уроке?

   Возвращение перелётных птиц. Выведение птенцов. Проговорить.

   

  Дополнение мнемотаблицы.


7. ДЗ Познакомиться с  «Памяткой». Нарисовать знаки.


         Памятка

   - Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц.

   - Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам

      хищники могут отыскать и разорить гнезда.

   - Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы родители могут его

     покинуть.

   - Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Она может

     поймать плохо летающих птиц.

   - В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи (окружающий мир) "Домашние животные и их детёныши"

В уроке учтены особенности детей, имеющих ОНР. Проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастики, тематические физминутки. Закрепляются временные и пространственные представления. Используются мнемот...

Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах  V вида на базе общеобразовательных школ. расчитана на 2 учебных часа в неделю....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Конспект урока по развитию речи(окружающий мир) в 4 классе на тему :"Наши подземные богатства".

Знакомство с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств....

АВТОРСКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ -двигательно - игровое занятие Развитие мыслительной деятельности детей "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"

АВТОРСКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯДвигательно-игровое -занятие Развитие мыслительной деятельности детей "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"...

Интегрированный урок-игра по развитию речи (окружающий мир) «Овощи-фрукты» 1 класс

         Обучающие получат возможность закрепить знания об обобщающих понятиях "овощи" и "фрукты"; упражняться в образовании прилагательных от основ...