Урок развития речи (окружающий мир) "Домашние животные и их детёныши"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

В уроке учтены особенности детей, имеющих ОНР. Проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастики, тематические физминутки. Закрепляются временные и пространственные представления. Используются мнемотаблица "Сезонные изменения в природе ранней осенью". Формируется зрительный образ взрослого животного и детеныша. Проводятся игры: "Узнай животное", "Один - много", "Потерялись малыши".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агулова М.В.

Тема. Дикие животные и их детёныши.

Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью.
  2. Учить называть диких животных и их детёнышей.

Коррекционно-развивающие:

1.Закрепить терминологию: слово, предложение.

2. Активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей.

3. Закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО).

4. Совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и  имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование:Таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1,3,5; игра «Парочки».

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение  рассказов о диких животных;

работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.

- На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Проверка домашнего задания.

2.1 Актуализация знаний.  Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

- Какое сейчас время года?

- Сейчас время года осень.

- Какое время года было перед осенью?

- Перед осенью было лето.

- Какое время года наступит после осени?

- После осени наступит зима.

2.2 Проверим домашнее задание.

-Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?

- Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери  готовятся к зиме.

У.: - Вы всё рассказали правильно. Уточним какая сейчас осень?

Д.: -Сейчас поздняя осень.

2.3 Артикуляционная гимнастика.

      Язычок на прогулке.

      Белочка грызёт орешки.

      Грибок.

3. Минутка календаря. Отработка временных понятий.

- Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

4. Подготовка к изучению темы урока.

4.1 Сезонные изменения в жизни зверей.

- Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.

Обобщение учителя.

4.2  Вступительное слово учителя.

- Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.

  1. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (учитель голосом выделяет слово-подсказку). Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.

Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).

- Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий, петляет……Заяц.

- Серый, хищник, злой, воет, рыщет …….. Волк.

- Серый, колючий, бегает, фыркает……Ёж.

Агулова М.В.

- Ловкая, шустрая, прыгает, делает запасы …. Белка.

- Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся….. Лисица.

- Мохнатый, неуклюжий, переваливается, спячка…. Медведь.

4.4 Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.

- Прочитаем слова, называющие  животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.

- Какие слова мы прочитали?

- Слова, называющие животных.

- Какие это животных?

- Это дикие животные.

- Что знаем о диких животных?

- Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.

4.5 Рассказ учителя о зайце.

- Сейчас вы узнаете,  у какого животного осенью происходит особое событие.

Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.

5. Сообщение темы и цели урока.

 Тема урока:

- Дикие животные и их детёныши. ( Интонационное проговаривание предложения).

- Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.

6. Физкультминутка. (Имитация)

- Зайка серенький сидит

  И ушами шевелит.

  Зайке холодно сидеть,

  Надо лапочки погреть.

  Зайке холодно стоять,

  Надо зайке поскакать.

  Кто-то зайку напугал

  Зайка – прыг - и убежал.

  Взялись зайцы за бока,

  Заплясали гопака.

  Прилетели утки,

  Заиграли в дудки,

  Ах, какая красота,

  Заиграли в дудки.

7.  Работа по теме

- Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?

7.1 Называние самки и самца диких животных.

Будем учиться называть диких животных.

- Работа с карточкой. ПАПА-МАМА.

Модель: папа заяц  мама зайчиха.

Индивидуальное проговаривание.

Заяц-зайчиха.              Медведь-медведица.

Еж-ежиха.                    Лис- лисица (лиса).

Волк-волчица.

Закрепление, хоровое проговаривание.

Кого мы учились называть?            

7.2  Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.

Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».

- Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.

- На кого похожи детёныши?

- Детёныши похожи на маму.

Иллюстрации частей тела.

- Назовём части тела взрослого и детёныша.

-Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.

-Хоровое проговаривание.

   Уши-ушки

лапы-лапки

 хвост-хвостик

- Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

8. Называние детенышей животных.

8.1 Работа с карточкой. Один - много.

 - Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.

       .

……..

Модель.

- Это зайчонок.          Это зайчата.

- Это волчонок.          Это волчата.

 - Это ежонок.             Это ежата.

- Это бельчонок.         Это бельчата.

- Это лисёнок.             Это лисята.

- Это медвежонок.      Это медвежата.

Хоровое проговаривание.

- Кого учились называть?

- Учились  называть детёнышей диких животных одного или много.

8.2 Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

У диких животных бывает не один, а много детёнышей.

Модель.

  - Один ... волчонок.

  - Три…    волчонка.

  - Пять…   волчат.

9.Физкультминутка.

Жарким днем лесной тропой

(Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,

(Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок,

(Идут вперевалку.)

За мамою-белкой прыгали  бельчата,

(прыгают вприсядку.)

За мамой-зайчихой скакали зайчата,

(перескакивают на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат,

(шагают на месте.)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

 

10.Закрепление.

10.1 Игра "Потерялись малыши"

 

- Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда  убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как  усвоили материал урока.

        Помогите малышам

        Потеряли дети мам.

        Без родителей, одни

        Попадут в беду они.

        Помогите малышам!

        Поскорей найдите мам!

- Задание. Образуй пары мама-детёныш. Проговори ответ двумя способами.

- Работа в парах. Проверка.

- Ответы пар.

Модель.   Отвечать предложением.   У лисицы лисёнок.  Детёныш лисы лисёнок.

- 1-ый.  У зайчихи зайчонок. 2-ой Детёныш зайчихи зайчонок.

- 1ый.   У  медведицы медвежонок. 2-ой Детёныш медведицы медвежонок.

- 1-ый.  У волчицы волчонок. 2-ой Детёныш волчицы волчонок.

        Малыши и мамы рады -

        Снова вместе, снова рядом.

        И за помощь всех ребят

        Малыши благодарят!

11. Итог урока.

- Назовите тему урока.

- Дикие животные и их детёныши

- Чему учились на уроке?

- Учились называть детёнышей диких животных.

- Как выглядят детёныши диких животных?

- Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

- У какого животного осенью появляются детёныши?

12. Домашнее задание.

- Листы с силуэтами детёнышей диких животных.

- Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи (окружающий мир) Из чего варят каши?

Данный урок был разработан и проведён в  рамках городского семинара по теме «Совершенствование речевых и языковых умений через воспитательно-образовательный процесс с целью усвоения социальн...

презентация к уроку развития речи (окружающий мир) "Виды растений"

к уроку развития речи "Виды растений"  прилагается презентация...

Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру....

Конспект урока по развитию речи: "Дикие и домашние животные"

Конспект урока разработан для детей с легкой умственной отсталостью....

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик."

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик." содержит не только иллюстративный материал, но и материал, развивающий познавательные процессы у младших школьников с нарушением ...

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Конспект АМО урока, 2 класс, окружающий мир, "Домашние животные"

Урок и использованием АМО позволяет обеспечивать положительную мотивацию обучения, провести урок на высоком эмоциональном уровне. помогает развивать интерес к самообучению, творчеству, умению в нестан...