Активные методы обучения на логопедических занятиях
учебно-методический материал по логопедии по теме

Представляется подборка активных методов обучения, которые можно использовать на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Арская гимназия №5

«Активные методы обучения,

 применяемые на логопедических занятиях»

                                               Подготовила

                                                                            Апайчева Наталья Фёдоровна

                                                     учитель-логопед

                                                                      высшей квалификационной

                                        категории                                              

2014 год

Активные методы обучения, применяемые на логопедических занятиях.

Целями школьного образования, которые ставят  перед школой государство и общество, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются  раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, которая  позволяет каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду и на логопедических занятиях.                  

Современное общество и экономика требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Но традиционно пассивная, подчиненная роль ученика не может решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Одним из основных принципов обучения в  педагогике  является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения. Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов.  Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

У большинства детей, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы, отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Использование активных методов обучения при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, доказали свою эффективность: повысился интерес к  логопедическим занятиям, а значит и качество коррекционно-развивающего обучения. Роль мотивации в учебном процессе имеет большое значение. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающихся.

Активные методы обучения  - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Предлагается подборка АМО, в том числе авторские, которые можно использовать в учебном процессе.  

АМО  организации начала занятия «Галерея портретов».

Цель: сплочение группы, создание интереса.

Подготовка: листы бумаги, карандаши

Проведение:  дети подписывают лист бумаги, на котором рисуют свои глаза. Затем лист передаётся другому, при это каждый участник дорисовывает детали лица на портрете своего соседа. По окончании портреты вывешиваются на стену.

АМО представления учебного материала «Шкатулка».

Цель: представить учебный материал.

Подготовка: подготовить изображение шкатулки, сюжетные картинки.

 Проведение: учащимся предлагается достать из шкатулки сюжетную картинку и связать её с темой занятия.

- подумай, о чём ты будешь говорить (15 сек);

- расскажи соседу, почему ты так думаешь (работа в парах, по 1 мин. каждому);

- выступи перед группой (картинки выставляются на наборное полотно).

АМО приветствия «Поздоровайся локтями» 1 мин.

Цель: приветствие, создание сплочённости группы

Проведение:  Детям даётся задание поставить руки, локтями в стороны: одному на колени, другому на пояс, следующему на плечи, за голову (по количеству учащихся) и поздороваться с каждым локтями.

АМО «Кто в теремочке живёт» работа над темой занятия

Цель: установить связь между артикуляцией и графическим изображением гласных

Подготовка: подготовить домики для гласных, окна которых закрыты их графическим изображением.

Проведение: учащимся предлагается отгадать, какой звук живёт в этом домике, используя зеркала и опираясь на артикуляцию.

АМО «Ресторан»

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего занятия.

Подготовка: на листе в форме меню записать вопросы.

Проведение: учитель предлагает ученикам посетить ресторан в конце пути.

 - Представьте, то, что мы проходили на занятии – это разные вкусные блюда и теперь шеф-повар ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

-Я съел бы ещё …

- Больше всего мне понравилось …

- Я наелся …

- Мне запомнился вкус …

АМО «Познакомься с игрушкой»

Цель: создание игровой обстановки, развитие  коммуникативных навыков.

Подготовка: мягкая игрушка небольшого размера.

Проведение: «Сегодня у нас ещё один ученик». Детям предлагается поздороваться с игрушкой и сказать ему что-нибудь приятное, подбодрить её.

АМО «Поздоровайся с игрушкой»

Цель: создание игровой обстановки, развитие  коммуникативных навыков.

Подготовка: мягкая игрушка небольшого размера.

Проведение: «Сегодня у нас ещё один ученик». Детям предлагается поздороваться с игрушкой и сообщить ей, чему она может научиться на занятии.

АМО «Мишка хочет научиться».

Цель: учить рассуждать вслух, выполняя работу.

Подготовка: мягкая игрушка небольшого размера

Проведение: посадить перед собой игрушку и объяснять, почему надо поступить именно так, затем игрушка передаётся другому.

АМО организации начала занятия «Дерево ожиданий»

Цель: мотивировать на работу, определить цели обучения.

Подготовка: изображение яблони с яблоками.

Проведение: учащиеся озвучивают, чему хотят научиться на занятии, выбирая яблоко.

АМО рефлексии «Дерево ожиданий»

Цель: выяснить, что запомнили учащиеся, чему научились.

Подготовка: то же дерево, корзина.

Проведение: учащиеся выбирают яблоко, говорят чему научились и кладут яблоко в корзину, а если знаний недостаточно, оставляют на дереве.

АМО «Грибная полянка»

Цель: мотивировать на работу, определить цели обучения.

Подготовка: изображение корзинки, грибов.

Проведение: учащиеся озвучивают, чему хотят научиться на занятии, складывая грибы в корзинку.

АМО «Путешествие Колобка»

Цель: повысить  мотивацию, структурировать подачу материала.

Подготовка: изображение Колобка, тропинки, остановки – выполнение заданий Проведение: учащиеся следят за путешествием Колобка, выполняют задания.

АМО «Снежный городок»

Цель: повысить  мотивацию, структурировать подачу материала.

Подготовка: изображение снежных фигур  по количеству заданий

Проведение: учащиеся строят модель снежного городка, выполняют задания.

АМО «Нарядим ёлку»

Цель: представление учебного материала по разделам.

Подготовка: изображения ёлочных игрушек  по  количеству разделов работы

Проведение: предлагается нарядить ёлку. Учащиеся выбирают понравившуюся игрушку, выполняют задания и украшают ею ёлку.

АМО «Выбери подарок»

Цель: мотивировать на работу, чётко формулировать задания, используя учебную терминологию.

Подготовка: изображение красивых коробок – «подарков» с заданиями

Проведение: учащиеся выбирают «подарок», определяют, что нужно делать, объясняют учащимся.

Использованные источники:

- http://www.moi-universitet.ru/

- электронная книга «Копилочка активных методов обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

Занятие по внеурочной деятельностис использованием активных методов обучения...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

laquo;Тренинг для учащихся 4 – х классов «Я скоро стану пятиклассником»...

Использование активных методов обучения в дополнительном образовании на занятиях объединения "Этикет". Проект "Вежливые слова"

В методике формирования основ культуры поведения лежат три основных обучающих принципа – знание, понимание целесообразности и необходимости, умение применять практически, а также позитивное эмоц...

Активные методы обучения на занятиях «Социокультурные истоки»

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, на...