Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
статья по логопедии на тему

Морозова Татьяна Игоревна

Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории

 г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573

 

Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы

 

Метод проектов появился в педагогической практике в 20-х годах 20 века. В России он применялся на уроках в начале 20-20-х годов, затем был незаслуженно забыт, но в мире он использовался широко и продолжает использоваться в наше время. Вместе с тем, его относят к педтехнологиям 21 века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в новых современных условиях постиндустриального общества. ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания обучения учащихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому логопед должен использовать на коррекционно развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления методической работы.

 

Условия применения метода проектов

 

·        Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний.

·        Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).

·        Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории).

·        Применение исследовательских, творческих методов при проектировании.

·        Структурирование этапов выполнения проекта.

·        Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).

 

Особенности проектов в начальной школе: есть проблемы, т. к. дети очень маленькие. Но это возможно.

 

Ценность проекта

·        Возможности и силы данного ученики или детского коллектива.

·        Содержание в нем новой информации, которая может служить основой проекта.

·        Навыки, которые развивает данный проект.

·        Заинтересованность ученика (учеников) в работе.

 

3 важных момента проекта

 

Выбор   (тема)                                  

Планирование (структура, из каких частей)

Критика (выводы и наблюдения сделанные в процессе работы над проектом).

В настоящее время процесс обучения больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.

Одна из разновидностей этого подхода есть проектная деятельность. Спецификой этой деятельности является:

- направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности;

- учет возрастных особенностей детей;

- постепенное нарастание самостоятельности;

- повышение творческой активности детей.

 

Этапы проектной деятельности

1. Оргмомент:

Знакомство  со спецификой проектной деятельности; деление на группы (аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографы, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы.

2. Формулирование темы и целей:

Например: тема: Создание книги правильного произношения.

                        Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи.

3. Подготовительный:

Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.

4. Собственно проект:

Идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги.

5. Практическое применение проекта:

Работают испытатели.

6. Самоанализ:

Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.

7. Итоги всей работы в целом.

 

 

Тема

Книга правильного произношения

 

Учащиеся должны знать: особенности русской речи, правильное произношение звуков, этапы работы над речью, основные принципы проектной деятельности.

 

Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, заготовки страниц «Книги правильного произношения». Таблички с названием творческих групп.

 

Формулирование целей и задач: создать книгу-пособие для учеников, работающих над исправлением недостатков речи.

 

Подготовка к разработке: повторение составных частей книги (обложка, титульный лист, главы (части книги), содержание (оглавление), выводы).

 

Создание проекта: определение глав и заголовков, оформление иллюстраций, оформление глав книги, вступление и оглавление. Далее идет рассказ о самой книге.

 

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.

По содержанию: работа над правильным произношением.

Субъект проекта: дети в школе, дома, вне школы.

При участии взрослых: родителей, учителя.

Защита проектов должна быть публичной.

 

Номинации проектов

 

Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, академический проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».

Виды презентаций проектов:

Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, -реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.

Роль учителя

В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника:

- консультирует;

- мотивирует;

- помогает;

- наблюдает.

Роль ученика

Зависит от этапа проекта:

- выбор (принятие решения)

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми;

- оценивает свой продукт и чужой.

Особенности проектной деятельности в начальной школе

1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения:

- умение спрашивать;

- умение управлять голосом;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение договариваться.

2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость:

- развитие аналитико-синт.действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение выделять главное;

- выделение общего способа действия;

- перенос общего способа действия на другие учебные задания.

3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать результат;

- выделять недостатки;

- вносить конструктивные замечания, пожелания.

 

Работа над проектом «Книга правильного произношения»

Идея: помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью.

Цель: создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей).

Тип проекта: долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.

Тема: написать «Книгу правильного произношения».

Собственно проект: Пособие «Книга правильного произношения» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.

Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи:

- это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями;

- дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве;

- каждый участник проекта смог проявить свои способности;

- проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями;

- была собрана интересная и полезная информация;

- проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей;

- у детей вырос интерес к логопедическим занятиям.

Выводы по проекту:

- учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям;

- нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.

Недостатки:

- часть работы не успели сделать;

- материал до сих пор в обработке.

Но мы решили сделать следующую часть «Книга правильного произношения-2».

 

Используемая литература

 

1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.

2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, «Учитель». 2010 г.

3. А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе. Москва, «Просвещение». 2009 г.

4. А.П.Терехова, г. Пермь, ДОУ № 5, учитель-логопед. Статья «Проектная деятельность на логопедических занятиях» в журнале «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».

5. М.Г.Лужина, г. Томск, ДОУ № 15, учитель-логопед. Статья «Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ» в журнале «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.morozova_t_otkryt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории

 г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573

Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы

Метод проектов появился в педагогической практике в 20-х годах 20 века. В России он применялся на уроках в начале 20-20-х годов, затем был незаслуженно забыт, но в мире он использовался широко и продолжает использоваться в наше время. Вместе с тем, его относят к педтехнологиям 21 века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в новых современных условиях постиндустриального общества. ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания обучения учащихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому логопед должен использовать на коррекционно развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления методической работы.

Условия применения метода проектов

  • Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний.
  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
  • Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории).
  • Применение исследовательских, творческих методов при проектировании.
  • Структурирование этапов выполнения проекта.
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).

Особенности проектов в начальной школе: есть проблемы, т. к. дети очень маленькие. Но это возможно.

Ценность проекта

  • Возможности и силы данного ученики или детского коллектива.
  • Содержание в нем новой информации, которая может служить основой проекта.
  • Навыки, которые развивает данный проект.
  • Заинтересованность ученика (учеников) в работе.

3 важных момента проекта

Выбор        (тема)                        

Планирование (структура, из каких частей)

Критика (выводы и наблюдения сделанные в процессе работы над проектом).

В настоящее время процесс обучения больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.

Одна из разновидностей этого подхода есть проектная деятельность. Спецификой этой деятельности является:

- направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности;

- учет возрастных особенностей детей;

- постепенное нарастание самостоятельности;

- повышение творческой активности детей.

Этапы проектной деятельности

1. Оргмомент:

Знакомство  со спецификой проектной деятельности; деление на группы (аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографы, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы.

2. Формулирование темы и целей:

Например: тема: Создание книги правильного произношения.

                       Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи.

3. Подготовительный:

Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.

4. Собственно проект:

Идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги.

5. Практическое применение проекта:

Работают испытатели.

6. Самоанализ:

Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.

7. Итоги всей работы в целом.

Тема

Книга правильного произношения

Учащиеся должны знать: особенности русской речи, правильное произношение звуков, этапы работы над речью, основные принципы проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, заготовки страниц «Книги правильного произношения». Таблички с названием творческих групп.

Формулирование целей и задач: создать книгу-пособие для учеников, работающих над исправлением недостатков речи.

Подготовка к разработке: повторение составных частей книги (обложка, титульный лист, главы (части книги), содержание (оглавление), выводы).

Создание проекта: определение глав и заголовков, оформление иллюстраций, оформление глав книги, вступление и оглавление. Далее идет рассказ о самой книге.

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.

По содержанию: работа над правильным произношением.

Субъект проекта: дети в школе, дома, вне школы.

При участии взрослых: родителей, учителя.

Защита проектов должна быть публичной.

Номинации проектов

Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, академический проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».

Виды презентаций проектов:

Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, -реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.

Роль учителя

В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника:

- консультирует;

- мотивирует;

- помогает;

- наблюдает.

Роль ученика

Зависит от этапа проекта:

- выбор (принятие решения)

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми;

- оценивает свой продукт и чужой.

Особенности проектной деятельности в начальной школе

1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения:

- умение спрашивать;

- умение управлять голосом;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение договариваться.

2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость:

- развитие аналитико-синт.действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение выделять главное;

- выделение общего способа действия;

- перенос общего способа действия на другие учебные задания.

3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать результат;

- выделять недостатки;

- вносить конструктивные замечания, пожелания.

Работа над проектом «Книга правильного произношения»

Идея: помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью.

Цель: создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей).

Тип проекта: долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.

Тема: написать «Книгу правильного произношения».

Собственно проект: Пособие «Книга правильного произношения» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.

Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи:

- это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями;

- дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве;

- каждый участник проекта смог проявить свои способности;

- проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями;

- была собрана интересная и полезная информация;

- проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей;

- у детей вырос интерес к логопедическим занятиям.

Выводы по проекту:

- учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям;

- нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.

Недостатки:

- часть работы не успели сделать;

- материал до сих пор в обработке.

Но мы решили сделать следующую часть «Книга правильного произношения-2».

Используемая литература

1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.

2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, «Учитель». 2010 г.

3. А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе. Москва, «Просвещение». 2009 г.

4. А.П.Терехова, г. Пермь, ДОУ № 5, учитель-логопед. Статья «Проектная деятельность на логопедических занятиях» в журнале «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».

5. М.Г.Лужина, г. Томск, ДОУ № 15, учитель-логопед. Статья «Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ» в журнале «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.

Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проб...

Использование средств ИКТ на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.

       Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

ВКЛЮЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Среди методов коррекции логопедических нарушений сположительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони...