Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
статья по информатике по теме

Тропина Лариса Леонидовна

Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому  необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropina_mezhregionalnyy_n-pr_seminar.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Л.Тропина,

учитель, учитель – логопед,

муниципальное бюджетное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат № 4 (VIII вида)

г. Мончегорск, Мурманская область

Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.

Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому  необходимо формировать у детей заинтересованное отношение к чтению, к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы. 

 Одной из  программ, которую я успешно использую в работе с детьми,  является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004). Программа представляет системный подход к коррекции нарушений речи, создана   с учётом закономерностей и  специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии,  ринолалии, заикания, общего недоразвития речи, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, добиваться хороших результатов коррекции речи.

Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для Тигры»: системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития, игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, при  котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль.

Большой объём упражнений, предлагаемых программой, позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.

На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую комплексный подход к коррекции речевых нарушений, т.к. программа содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединённых в четыре блока: « Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.

Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребёнка. В процессе коррекционной работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом  работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.

Проводимые занятия по  программе «Игры для Тигры» дали положительную динамику с детьми, которые имеют проблемы в общении, аутичного характера. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигрёнком -  способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: «Хоррррошо!», подбадривает, если не всё получается: «Не унывай!», «Попробуй ещё!», иногда сердится: «РРРРР», но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Прекрасная  анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

В настоящее время также успешно использую  в работе по обучению обучающихся чтению, письму и развитию речи, на логопедических занятиях  компьютерные  продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):

1.«Компьютерный практикум для начальной школы»

«Русский язык 1-4 класс»  авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.

2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;

3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.

На основе предлагаемого в практикумах дидактического материала мною разработаны тематические маршрутные листы.

Пример маршрутного листа по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

В гостях у Тигры и Логоши.

Маршрутный лист.

                  

Название папки

№ задания

Раздели рисунки.

21

Обучение грамоте.

11, 24

Выбери

39

Физминутка для глаз.

Мостик.

32

Стыковка.

78

Соедини.

63

          Покажи картинку. (Сюрприз от Логоши)

1, 16

Секретные материалы

39

   

Фрагмент логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический практикум. Программа    «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе")

1.Развитие фонематического слуха.

  1. 1 задание. «Раздели рисунки», № 21.

Разделение графических объектов на две группы по определённым признакам: распознать звуки [С], [Ш] в названиях картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком [Ш], 2 столбик –со звуком [С].

 

[Ш]

чашка

машина

лягушка

шар

карандаш

шишки

[С]

аист

кактус

оса

лиса

автобус

лист

2.Связь звука с буквой. Дифференциация букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

  1. 2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24.

Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в слово (начало, середина, конец слова).

  1. 3 задание «Выбери», № 39.

Выбор одной из групп символов по определённым  признакам. Дифференциация букв с, ш в словах.. Вставить в слово вместо точки пропущенную букву с или ш.

Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка,  . тихи,  . пали, кро . ка, у . ы, о . ы,  . палы, пу . шок.

Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с компьютером.

  1. 4 задание «Мостик», № 32.

Составление символьных последовательностей по определённым правилам. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

  1. 5 задание «Стыковка», № 78.

Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками. Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

шу              но

фо              ба

как             шок

сти              ки

шиш           тус

страш         кус

  1. 6 задание «Соедини», № 63.

Нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах: роса,  гроза, шарф, шутка. Какое слово  можно назвать лишним? Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).

  1. 7 задание. Покажи картинку.

Сюрприз от Логоши: Логоша танцует при правильном выполнении задания: чтение слов и указание соответствующей картинки. Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.

1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв); 2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8 букв).

  1. 8 задание: «Секретные материалы», № 39.

Составить рассказ о семье.

Семья – это родные  (?) (?) вместе и (?) друг друга. Члены большой семьи: её родоначальники  - (?) родители  -(?) дети  -(?). Обязанности каждого члена семьи -  (?) и  (?) друг о друге – залог счастливой семьи.

забота

люди

любящие

живущие

братья и сёстры

взаимопомощь

бабушки и дедушки

папа и мама

Семья – это родные люди, живущие вместе и любящие друг друга. Члены большой семьи – её родоначальники – бабушки и дедушки, родители 0 папа и мама, дети – братья и сёстры. Обязанности каждого члена семьи -  взаимопомощь и забота друг о друге – залог счастливой семьи.

Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи. Реализация программных компьютерных продуктов на этих занятиях  в условиях коррекционной школы делает процесс обучения более индивидуализированным и адресным, способствует формированию учебной мотивации, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей.

Литература

Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55;

Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь, 2005;

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".

Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и пу...

Использование средств ИКТ на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.

       Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи...

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...