Дифференциация мягких звуков к-г на письме у младших школьников
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Марштанова Марина Георгиевна
Предлагается разработка подгруппового занятия по дифференциации мягких звуков к-г у младших школьников с диагнозом фонетическая дисграфия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

22.01.2014 год.

Учитель-логопед Марштанова Марина Георгиевна.

Открытое  групповое логопедическое занятие.

Нарушение процесса письма с преобладанием фонетической  дисграфии.

Тема. Дифференциация звуков [кь,гь].Буквы К,Г.

Цель:учить детей различать звуки кь,гь изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме буквами.

Задачи:развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы;

Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза; расширять сенсомоторный репертуар и словарный запас.

Оборудование:цыпленок Кеша и гусенок Геша (картонные фигурки),речевые профили, зеркала,магнитная доска, карточки с заданиями.

Ход занятия

1.Орг.момент

Сядет тот, кто назовет слово со звуком [к] или [г].

2.Повторение

[к], [г]-это звуки с которыми мы работали на предыдущих занятиях. Давайте вспомним характеристику звука к

К- согласный,твердый,глухой.

Г-согласный, твердый,звонкий.

1

Чем они похожи?(Оба согласные). Почему согласные? (так как воздушная струя во рту встречает преграду, ниточка рвется при произношении звука, он не тянется). Оба твердые. А какие буквы делают г-к твердыми? (Гласные первого ряда и твердый знак). Назовите гласные 1 ряда.

Чем они различаются?(К-глухой, а г- звонкий) . Как докажем? (г-голосовые связки вибрируют, а к-не вибрируют,голос не участвует).

Игра «Пятый лишний»

Какое слово лишнее и почему?

Глухарь,гусь,иволга, фламинго, сорока. Как назвать одним словом?(Птицы)

Пеликан, голубь, колибри, кукушка, клюв.

3.Знакомство с новым материалом.

На магнитной доске слоги:

Кь-кя-кё-кю-ки-ке

Читаю стихотворение:

Явился в желтой шубке

Прощайте две скорлупки!

Куриный я ребёнок-

Зовут меня …(Цыпленок)

К слогам прикрепляется картинка цыпленка. Назовем его Кеша. Кеша маленький, поэтому он умеет произносить только слоги кь, кя, ке,кё,кю,ки. Давайте повторим.

Появляется картинка гусенка

Беленький гусенок у речки сидит

2

На воду гусенок грустно глядит

Хочется купаться, да мама не велит!

У нашего гусенка горлышко болит!

Гусенок умеет произносить слоги гь,гя,гё, гю,ги,ге. Повторим их.

Как зовут цыпленка? (Кеша). Как зовут гусенка? ( Геша). Какими звуками различаются слова Кеша, Геша?

Кто может сказать с какими звуками мы будем работать сегодня? Со звуками  кь.гь.

Давайте дадим характеристику этим звукам.

[к/]согасный, глухой, мягкий.

[Г/]согласный, звонкий, мягкий.

Докажем что согласный. Рассматривают артикуляцию в зеркало и на речевых профилях.Докажем, почему кь-глухой, а гь-звонкий.  А какими буквами обозначаются звуки кь-гь?(Буквой кА и буквой гэ)

Работа в тетрадях

Записывают число и характеристику звуков.

Проведем минутку чистописания с проговариванием:

К

Г

К г

3

Давайте вспомним какие буквы делают согласные мягкими? (Гласные 2 ряд  

и ь). Перечислите гласные 2 ряда (я ё ю и е).

Дифференциация звуков в слогах.

Повтори не торопись , да смотри не ошибись!

Кя-гя-кя

Кё-гё-кё

Ки-кю-ки

Ги-ги-ге…

Дифференциация звуков в словах.

«Кто внимательный»

Кеша и Геша очень любят рассматривать большую птичью энциклопедию. А что такое энциклопедия?. Это научное справочное пособие в форме словаря где собраны все сведения по всем или отдельным отраслям знаний. Итак, больше всего они любят рассматривать птиц, в названии которых есть звуки … ( кь,гь). Я буду называть этих птиц, если слышим кь-то надеваем на ушки воображаемые наушники (так как он глухой), а если гь- то звоним в колокольчик.

Снегирь, иволги, авдотки, пустельги, синички, зяблики, чомги, ореховки.

Спишите эти слова с доски в тетрадь , над кь нарисуйте наушники , а над гь- колокольчик.

Физминутка

Грач качался в гамаке(наклоны в стороны)

4

Гуси в волнах на реке(наклоны вперед,назад)

Мимо голуби летели(покачивание руками)

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками)

Неплохо получается (хлопки)

Нейролингвистические упражнения:

«Заяц-коза»

«Рожки-ножки»

Кулак-ребро-ладонь»

Запишите слова с карточек:

Кеды, кит, кино, кисть, Гена, книги, перчатки.

Обведите букву « г»  в круг, а  «к» в квадрат.

Взаимопроверка.

Гь-кь- в предложениях.

Запись на доске:

В гербарии у Евдокии, Лукерьи и Ангелины герань, подснежники и георгины.

Читают по цепочке за логопедом. Что такое гербарий? (Это коллекция  засушенных растений). А кто такие Евдокия, Лукерья и Ангелина? (Девочки). А что такое герань, подснежники и георгины? (Цветы).

Запишите это предложение 3 цветами .( Синим-твердые согласые, зеленым-мягкие согласные, красным-гласные, ь-не дает нам звука, но он смягчает согласный поэтому его тоже зеленым).

5

Прочитайте еще несколько раз предложение и попробуйте его проговорить без зрительной опоры.

4 Итог занятия

 Какие учились различать звуки?

Вспомним их характеристики.

Какие персонажи приходили на занятие (цыпленок и гусенок).Кто они такие? (Птицы).

Я предлагаю посмотреть вам фото различных птиц. (Звучит музыка и демонстрируются птицы на компьютере).

Всем большое спасибо!

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.

Материал, отраженный в данной  работы  позволяет  скоррегировать  специфические  ошибки  письма,  обусловленные  несформированностью  фонематическог...

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Р...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...